План-конспект урока "Пупи Як - Медвежий праздник" 7 класс
План-конспект урока ИЗО.
(7 класс)
Дата:
Тема урока: «Пупи Як - Медвежий праздник».
Вид занятия: Рисование по представлению.
Цель урока: нарисовать мифологического медведя по народной сказке манси.
Задачи:
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
- знакомство с обрядом
народов ханты и манси –
праздником медведя,
национальными играми,
танцами, песнями;
- формирование
целостного
представления об
исторических,
культурных, духовных
процессах в жизни ханты
и манси.
-развивать
эстетический и
художественный вкус,
творческую и
познавательную
активность.
- пробуждение интереса
к истории родного края,
любви к родному краю
Оборудование и материалы:
Для учителя
Для учащихся
-фотографии медведя;
-таблица «Стилизация»;
-плакат «Скелет медведя»;
-Таблицы с орнаментом ханты.
-альбом;
-цветные карандаши;
Новые термины: культ, тотем
Ход урока
1.Орг.момент
2-3 мин.
2. Подготовка к
восприятию
нового
материала
3-4 мин.
3.Сообщение
нового
материала
10-15 мин.
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- установка дисциплины
У этого зверя множество имен – иносказательных,
зашифрованных, само его название – табу! Ему
поклоняются, его опасаются, его почитают как
родственника. Имя его – Медведь.
Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый
пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу.-
Какие имена медведя вы знаете? (Косолапый, Потапыч,
Топтыгин, Хозяин тайги и т.д.)
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по
календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит
медведь. «Убит медведь» — манси никогда бы так не
сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего
великого предка, услышит, — обидится. Лучше сказать
«вортолнут» — «в лесу живущий»:
По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Как охотники медведя,
Встретив, хитростью «низводят».
В деревнях расскажут манси,
Как медведя «опускают».
Но никто сказать не смеет,
Что медведя — убивают...
«Низведен» медведь, «опущен»,—
Он поддался ненароком,—
Голова его большая
Таблица
«Скелет
медведя»
Фото медведя
Тема урока
Педагогические рисунки
медведя
Новые термины
Орнамент ханты
На столе лежит широком.
И тогда его мужчины
Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.
От снега становятся белыми не только волосы, но и
ресницы. Над заснеженной поляной взлетают в небо
многочисленные снежки. Так начинается Медвежий
праздник у народа манси.
Охотятся на медведя поздней осенью, чтобы сохранить
мясо до Нового года. Тушу медведя с головой и лапами
привозят в деревню на оленьих нартах, и о своем приезде
охотники извещают пятью или семью выстрелами. Вот
топот оленьих копыт слышен все ближе, ближе, и наконец
подкатывают к крыльцу нарты. На них красуется
клыкастая медвежья туша. Встречающие обсыпают ее —
и охотников тоже! — снегом, а затем голову медведя
помещают на лапы и укладывают в амбар. Глаза зверя
закрывают серебряными монетами.
Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего
медведя. Если был убит самец, праздник продолжается
пять дней, если самка — четыре.
В обыкновенном мансийском доме народу собирается
множество. Все участники праздника, заходя в дом,
кланяются медведю, подходят к нему и целуют ему лапу.
Только после этого все чинно рассаживаются на скамейки.
А те, кто не попал в дом, смотрят в окна. Перед медведем
поставлено угощение — мясо, сало, хлеб и водка.
В дальнем углу дома стоит «священный» стол, на котором
и лежит медвежья голова, украшенная разноцветными
лентами и бисером — даже в ушах у нее висят серьги!
Перед нею ставят блюдце с курящимся берёзовым
наростом для обряда очищения.
Постепенно праздник превращается в театрализованное
представление. «У-ку-лу-лу!» — раздается вдруг совсем
неожиданно. Это прибежали участники представления. На
их лицах берестяные маски с длинными-предлинными
носами. Над узкими щелочками глаз — длинные ресницы
и брови. Такая маска называется саснел. Этим же именем
зовутся и владельцы масок. Саснел может говорить все,
смеяться и потешаться над всеми присутствующими, даже
над медведем. У него ведь лицо не человеческое, а
берестяное. А береста все выдержит! Часто к таким
маскам приделывают бороду и усы из шерсти.
С одного края стола сидит Охотник, который привел
Лесного Духа к людям. На другом краю восседает Кастан-
хум — своего рода распорядитель на празднике, тамада.
Ударит он в бубен — люди пускаются в пляс; слово
молвит — все тут же замолкают, слушая сказания
волшебной..старины.
Давным-давно, когда люди еще не умели добывать огонь,
медведь со своим отцом Торумом любили смотреть с
седьмого неба на землю. Они видели, что там происходят
очень интересные превращения: земля время от времени
меняет свой наряд с белого на зеленый. И молодой
медведь стал просить отца, чтобы тот разрешил ему
спуститься на землю и прогуляться по ее просторам.
Дважды старый медведь отказывал своему сыну, а в
третий раз согласился и спустил сына в люльке с неба на
землю. Очутившись на вожделенной земле, медведь стал
гулять по ее просторам и любоваться ее красотой. Но
вскоре он почувствовал голод и стал проситься обратно
на небо. Однако отец сбросил ему с неба лук, стрелы и
огонь и повелел жить на земле: самому добывать себе
пищу и творить суд над теми, кто совершает зло. Если
же сам медведь поступит несправедливо, тогда человек
учинит..суд..над..ним.
Молодой медведь не послушал предупреждений отца и
натворил много бед на земле. Тогда один из семерых
братьев-охотников убил его и забрал у него лук, стрелы и
огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди…
Танец, рассказывающий историю медведя, заканчивается.
Наступает пора виниться перед убитым зверем. Вот перед
медвежьей головой появились три старика. Взявшись за
руки и плавно раскачиваясь в такт музыке, они начинают
петь историю медведя. Голоса певцов то поднимаются
ввысь, то опускаются на землю и звучат низким тоном,
как будто ревет он — Хозяин-медведь. Старики поют о
том, что помнят о небесном происхождении зверя и
величают его «Он», а не медведем. Они помнят, что Он —
предок людей, а живущего в лесу брата нельзя убивать. И
рассказывают они, что «не убили» его, а «низвели», иначе
Он обидится. И если люди все же «низведут» медведя, то
произойдет это случайно, а за кровь они готовы
извиниться..перед..головой.
И тут вперед выступает охотник, убивший медведя: «Ты
прости! Это не я убил тебя, это мое ружье выстрелило.
Так что убили тебя нечаянно, больше такого не
Самостоятельная
случится!».
Вертятся берестяные маски, скачут, пляшут, размахивают
руками, будто птицы крыльями, — это они исповедуются
перед медведем во всех своих бедах и горестях. Взгляды
присутствующих людей поневоле обращаются к лапам и
когтям зверя. Ведь у манси считается, что если солжешь
перед зверем — то не избежать тебе его когтистой лапы. А
уж если скажешь перед ним правду (то есть
развеселишься в пляске), в медведе проснется Добрый дух
прозрения. По представлениям манси, человек со смертью
не исчезает бесследно, а превращается в животных,
растения, деревья и цветы. Не случайно поэтому самый
ответственный момент праздника — пробуждение
медведя Вортолнута («В лесу живущего»).
Карнавал выплескивается во двор, где в котлах над
костром варится оленина. А медвежье мясо будет
вариться только через день или даже два в большом
чугунном котле. Его разделывает сам хозяин праздника, и
только иногда он приглашает на помощь своих близких
родственников.
Мясо нельзя откусывать, его отрезают ножом маленькими
кусочками. Голова и сердце медведя считаются
священными — их вообще нельзя есть никому. Кости
обязательно оставляют целыми. А сваренную целиком
голову перевязывают и хранят на верху дома или в
амбаре. Это тоже связано со стремлением к возрождению
зверя.
В конце праздника иногда разыгрывают сценки с «лисой»,
которую надо выкурить из дома. Вертится она вокруг
«священного» стола, никак не хочет уходить. И тогда
шаман поджигает спичкой ее соломенный хвост. Она
начинает бегать по дому из угла в угол, тем самым очищая
его огнем. Потом «рыжая» выскакивает во двор, где
представление продолжается.
Скачут «олени» в розовых платьях, пританцовывает
«лось» в красной шелковой рубахе, «охотники»
натягивают свои тугие луки. И озаренная светом костра на
все это шумное веселье задумчиво взирает вынесенная из
дома медвежья голова…
Внимательно посмотрите на скелет медведя. Передние
лапы у медведя длиннее задних. Теперь с помощью схемы
составим основные формы медведя (показ на доске).
Теперь добавим немного фантазии и нарисуем
работа
Подведение
итогов урока.
мифологического Хозяина тайги.
Учащиеся рисуют медведя.
Индивидуальный подход к ученикам, помощь при
выполнении задания.
Проводится анализ работ, выявляя более удачные по
критериям, вывешиваются на доске, выставление оценок.
Детям задаются вопросы на закрепление материала.
Всем спасибо, до свидания.
ИЗО - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Разноцветные жуки" 1 класс
- Конспект урока "Le point - бесконечная, высшая, разумнейшая и вдохновляющая"
- Игра-ситуация "Как заяц шубку поменял"
- Презентация "Сопряжения в элементах городской среды"
- Конспект урока "Натюрморт с ландышами" 4-5 класс
- Презентация "Победа деда - моя победа" 7 класс