Конспект урока "Специфика изображения в полиграфии" 9 класс

Урок Искусства 9 класс «Специфика изображения в полиграфии»
Учитель Изобразительного искусства и черчения Мороз Алёна Александровна
У же, казалось - бы, о цвете нам всё известно и всё изучено… Но, увы современному социуму
требуется все новые и новые познания. Цвет является визуальной характеристикой, объектом
художественно-графического дизайна. Оказывает, непосредственное влияние на: человека,
потребителя, целевую аудиторию.
Очень интересные моменты можно отследить в научных трудах о цветовой концепции у
зарубежных коллег, например Артемия Лебедева.
Сегодня нет разделения цветов на главные и второстепенные. Есть набор упорядоченных
и закономерных чисел. Цветовые системы различаются теперь не столько цветами, взятыми
за основу, сколько детализацией разбивки и способностью описать и передать любой цвет.
Выбор цветовой модели оправдывается лишь областью применения. CMYK в полиграфии,
RGB на экране, LAB для описания и хранения любого цвета, который нельзя передать
ни на бумаге, ни на мониторе. Блок составлен на основе материалов Wikipedia:
RGB,CMYK,XYZ,HSL, RYB, LAB, HSV (HSB), PMS (Пантон).
Для среднестатистического человека, имеющего нормальное цветовое зрение, зелёный будет
восприниматься ярче синего. В то же время хотя чистый синий цвет воспринимается как очень
неяркий (если рассматривать надпись синего цвета с большого расстояния, то её цвет будет трудно
отличить от чёрного), в смеси с зелёным или красным воспринимаемая яркость значительно
повышается.
При определённых формах дальтонизма зелёный цвет может восприниматься эквивалентно-
ярким синему, а красный как очень тёмный, либо вообще как неразличимый. Люди с дихромией
нарушением восприятия красного, например не способны видеть красный сигнал светофора при
ярком солнечном дневном свете. При дейтанопии нарушении восприятия зелёного, в ночных
условиях зелёный сигнал светофора становится неотличимым от света уличных фонарей.
При использовании цвета в графическом дизайне ключевую роль играет то, в
каком контексте законченная работа будет показана зрителю.
То, как воспринимается один и тот же цвет и насколько он четок, меняется в
зависимости от того, видим его на экране или на печатном носителе (См. рис. 1).
Десятки тысяч цветов отличаются друг от друга по трём основным параметрам:
первичные – красный, желтый и синий;
вторичные цвета получают смешением любых двух первичных, это оранжевый,
зеленый оранжевый, фиолетовый;
третичный цвет получают, смешав первичный цвет с ближайшим к нему на
круге вторичным (См. рис. 2).
Добавочные основные цвета. Это красный, зеленый и синий. Их используют для
создания цветов на компьютерах, телевизорах. Сочетание добавочных цветов дает
белый цвет (См. рис. 3).
Цветовой круг (первичные, вторичные и третичные цвета)
Рис.1 Цвет в художественно-
графическом цикле.
Рис.2 Цветовой круг- первичные,
вторичные, третичные цвета.
Рис.3 Добавочные
основные цвета.
Дополнительные цвета. Такие как красный и зеленый, лежат на цветовом круге
напротив друг друга и ассоциируются с контрастом (См. рис. 4).
Цвета находящиеся в схеме цветов имеют свойство влиять друг на друга:
температурой, насыщенностью, приближением - удалением, вибрацией, весом.
Температура по мере того как исчезает желтый и прибавляется красный, цвет кажется все
более теплым. Синий очень холодный. Зеленый - благодаря небольшой примеси желтого, чуть
теплее.
Насыщенность. Это грубый эквивалент яркости. Линия высокой яркости – это
живой цвет, в то время как низкой яркости блеклый цвет. Два цвета могут
принадлежать к одной линии, но иметь разную яркость (См. рис.5).
Приближение удаление. Некоторые цвета визуально приближают или удаляют
объект. Если необходимо, чтобы что-то приблизилось к зрителю, выберите теплые
цвета, например красный и оранжевый. На контрасте с красным синие и зеленые цвета
создают эффект удаления (См. рис. 6).
Одновременный контраст. Человеческий глаз имеет следующее свойство: он
устанавливает разницу между соседними цветами, опираясь на их различия, а не на
общие черты, поэтому, цвет фона влияет на цвета первого плана (на изображение)
(См. рис. 7).
Вибрация. Одинаково светлые и высоконасыщенные, дополнительные цвета,
обычно делают друг-друга ярче (См. рис 8).
Цветовой вес. Цвета отличаются по «весу», например, если бы человеку
предложили сдвинуть одну из коробок, светло-зеленую или коричневую, от он,
скорее всего, взялся бы за светло-зеленую, так как она кажется легче коричневой.
Считается, что сине-зеленые цвета легче, чем красные, которые кажутся более
сильными и поэтому тяжелыми (См. рис. 9).
В графическом дизайне подбор цветов не может быть случайным, цвет должен усиливать
верстку и визуальное воздействие оформления. В настоящее время работать легче с помощью
специальных программ, в которых имеется огромное количество цветов. Блок составлен на основе
материалов Wikipedia: RGB, CMYK, XYZ, HSL, RYB, LAB, HSV (HSB), PMS (пантон).
Выбор цветовой модели оправдывается лишь областью применения. CMYK в полиграфии,
RGB на экране, LAB для описания и хранения любого цвета, который нельзя передать
ни на бумаге, ни на мониторе.
Чтобы в совершенстве использовать на практике цвет, необходимо находиться в вечном поиске
информации…
Рис.4 Дополнительные
цвета.
Рис.5Насыщенность.
Рис.6 Цветовое
приближение- удаление.
Рис.7 Одновременный контраст.
Рис.8 Вибрация цвета.
Рис.9 Цветовой вес
Рис.10 Цветовая модель
RGB. Используется на
экранах и мониторах.
Рис11 Цветовая модель CMYK.
Используется в полиграфии.
Рис.6 Цветовая модель RYB.
Используется в изобразительном
искусстве.
Рис.5 Цветовая модель PMS.
Используется в полиграфии - печать, как
смесевыми, так и триадными красками.