Конспект урока "Жостовский букет" 5 класс
Конспект урока «Жостовский букет»
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла
России – Жостово
2. Показать принцип построения композиции, используя элементы
росписи.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии
и наблюдательности учащихся.
5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное
наследие России.
Тип урока : комбинированный ( с использованием элементов игры
путешествия) коллективная работа .
Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация .
Музыкальный ряд: народная музыка.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
сопровождается мультимедийной презентацией. Слайды 1-3
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдём,
По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом.
Кто живёт там спросим, о себе рассказать попросим.
И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное!
2. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному
материалу, с использованием презентации.
Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?
Назовите особенности Дымковской игрушки.
Чем отличается Филимоновская игрушка от Дымковской?
Что можете рассказать о матрёшке?
3. Изучение нового материала. Информация учителя сопровождается
показом слайдов.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые
создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в
очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся
здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного
промысла Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А
знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать
цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это
крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как
будто бы брошенные на подготовленный фон.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое
распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил
традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои.
Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за
изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос,
который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-
маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых
домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в
Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то
решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно
перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл
мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за
ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались
различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров
стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и
восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные
для угловых столиков.
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является
букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким
золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов,
свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных
цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки,
вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов,
связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть
небольшими веточками и листочками.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала
общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в
эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки,
колокольчики, ландыши и незабудки.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах
на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно
встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей,
голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.
Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос,
неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения,
радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами,
экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем
черном или цветном фоне.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько
изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски.
Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
Посмотрите, как составляют букет на подносе.
Этапы и приёмы росписи.
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и
листьев.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется
освещённым.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на
листочках, «семенца» в центре цветов.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в
единое целое.
4. Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.
Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ
учителя поэтапного изображения цветка).
Каждый из вас нарисует несколько цветов , вырежет, и затем, все вместе вы
составите букет на подносе.
Самостоятельная работа .
Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.
5. Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.
В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон.
Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку
своего труда.
Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны
отправляться дальше. Что интересного и нового вы сегодня узнали?
Какие предметы создают Жостовские умельцы? Что особенного в творчестве
мастеров из Жостово?
Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют
нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных
умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны
гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают
традиции своих предков, традиции народных промыслов России.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
г. Зернограда.
Урок изобразительного искусства по теме:
«Жостовский букет».
5 класс
Коллективная работа.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний).
Учитель Пустоветова Г.Н.
2008-2009 учебный год.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет».
Это 4 урок по теме: «Народные промыслы. Их истоки и современное
развитие». На предыдущих уроках знакомились с народной игрушкой
из Дымково и Филимонова, лепили её, матрёшкой. На последующих
уроках дети узнают об особенностях Гжельской, Хохломской и
Городецкой росписей. Из всех народных промыслов Жостовская самая
сложная в изображении, работать нужно по тёмному фону, выполняя
последовательно все этапы росписи, гуашь не успевает высыхать и
размазывается. Поэтому я выбрала индивидуально коллективную
форму работы, когда каждый ученик рисует отдельный элемент и
приклеивает его на заранее подготовленный фон подноса, учитывая
особенности композиции. В классе 12 человек, присутствовало на
уроке . Дети работоспособные, с интересом занимаются
изобразительным творчеством. Особенно одаренных нет, трудно
даётся Мирзоеву Игорю. При планировании урока учитывала
индивидуальные особенности учащихся, группа детей рисующих
крупные цветы – это наиболее способные, остальные рисовали
мелкие цветы и листья, Игорь работал по образцу. Задачи урока:
познакомить с особенностями Жостовской росписи, принципом
построения композиции, развивать навыки работы кистью без
предварительного рисунка, развивать творческие способности
учащихся, воспитывать чувство гордости за богатое культурное
наследие России.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Структура
урока помогала поддерживать интерес и работоспособность на всех
этапах. Использование стихов и слайдов о красоте русской земли в
начале урока эмоционально погрузили ребят в проблему урока.
Элемент путешествия тоже помог этому. При повторении ранее
изученного материала, в ходе беседы я использовала слайды с
фотографиями работ самих детей. Раскрытие новой темы в форме
изложения учителя с богатым сопровождением наглядного
материала. Инструктаж к работе провела в форме мастер-класса,
пример учителя главное средство получения хороших результатов.
Самостоятельная работа сопровождалась индивидуальной и
фронтальной работой. При подведении итогов урока, отвечая на
вопросы учителя, ученики назвали особенности Жостовской росписи, и
я думаю, что не спутают её с другими, а это и было главной задачей
урока. Ведь за один урок нельзя научить расписывать поднос, мастера
учатся этому годами. Поэтому считаю, что все поставленные задачи
реализованы.