Конспект урока "Русь Удельная" 10 класс

Урок с использованием ЭИ
10 класс, тема «Русь Удельная»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – практикум
Цели:
На основе видеофрагментов и иллюстраций ЭИ выявить черты личности
Александра Невского как русского князя, воина, государственного деятеля,
сформировать представление о неоднозначности оценок деятельности
исторических личностей;
развивать у учащихся навыки сравнения и анализа текста исторического
источника, умения высказывания оценочных суждений и их аргументации;
воспитывать уважительное отношение к альтернативной точки зрения,
способствовать формированию гражданской позиции.
Условия проведения и обеспечения урока: занятие проводится в компьютерном классе.
Электронное издание: ООО Кирилл и Мефодий, уроки отечественной истории до XIX
века.
Расположение в электронном издании: Уроки отечественной истории XIX в. Тема 2.
Русь Удельная. Урок 16. Угроза с Запада.
Путь нахождения: Запустить Установить Открыть Главное меню
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история Уроки
отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16.
Содержание урока:
I. Организационный этап (2 мин).
II. Информативно-деятельностный этап. ( 33 мин)
1. Личность князя Александра (10 мин)
Демонстрации (иллюстративный материал)
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайды 7,15.
А.Невский – символ эпохи
Имя великого князя Александра Невского является символом в истории нашего
государства. За символом всегда стоит образ, который ему соответствует. Образ
2
Александра Невского складывался в общественном сознании постепенно. Попробуем
вспомнить некоторые этапы этого процесса.
1380г. праправнук Александра Невского Дмитрий Донской побеждает
татар в Куликовской битве. На следующий год обретаются нетленные мощи св.
Александра. Появляются многочисленные списки «Жития», рассказывающие о жизни и
подвигах этого святого.
В 1547 г. на Освященном соборе происходит общерусская канонизация
благоверного князя.
В начале XVIII века Петр I, одержав ряд побед над шведами, повелел
перенести мощи князя из Владимира в Петербург, сделав Александра ангелом-хранителем
новой империи. В 1725 г. по проекту Петра I был учрежден орден Святого Александра
Невского Он жаловался как за гражданские, так и за боевые заслуги перед отечеством. В
последнем случае орденский знак украшался мечами. В том месте, где, как считали в
петровские времена, была Невская битва, построили новый монастырь - Александро-
Невскую лавру.
Незадолго до Великой Отечественной войны режиссер С. Эйзенштейн
снимает фильм «Александр Невский», а композитор С. Прокофьев пишет кантату с тем же
названием. После революции 1917 г. царские ордена были упразднены, но в 1942 г.
появился боевой советский орден Александра Невского, которым награждались офицеры
и генералы за успешно проведенные боевые операции.
Почти восемь веков в благодарной памяти россиян живет имя Александра Невского. В
годы славы российского оружия и в годы великих битв оно становилось символом
единения, частью общей национальной идеи. Каким он был мы не знаем, но хочется
верить одному из последних вариантов «Жития», где говорится, что «ростом он был выше
прочих людей, а голос его раздавался как труба в народе, а лицо его было как лицо
Иосифа… Сила его была частью от силы Самсона, а премудрость от Соломона, дал бог
ему храбрость римского царя Веспасиана… Князь Александр Ярославич, побеждая, был
непобедим».
А.Невский – полководец эпохи
«Житие» прославляет Александра - победителя шведов, немецких рыцарей
ливонского ордена и литовцев. Особо отмечает средневековый писатель то уважение,
которое оказывали великому князю татарские «цари» и папа глава католического
мира.Позднейшие исследователи никогда не ставили под сомнение полководческие
таланты Александра Невского
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайды 1,8,11.
Просмотр видеофрагмента «Ледовое побоище»
А.Невский – дипломат эпохи
3
При этом политика «замирения» Александра Невского с Ордой неоднократно
вызывала критику историков. Даже Н. Карамзин, при всей своей лояльности к
памяти героя, не смог удержаться от горького замечания» «Отечество наше
рабствовало от Днестра до Ильменя, Даниил Галицкий, будучи смелее Александра,
тщетно думал по смерти Батыя избавиться от власти монголов». А английский
историк Джон Феннел считал, что политика Александра Невского «фактически
положила конец действенному сопротивлению русских князей Золотой орде на
многие годы вперед».
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 16. Слайд 12.
2. Постановка проблемного задания:
Александр Невский кто он: герой, реалистичный политик или пособник
врагов Руси?
3. Александр Невский глазами историков. (10 мин)
- Кем являлся Александр Невский, если следовать логике В. Каргалова, С. Соловьева, Л.
Гумилева?
Работа с документами. Обсуждение задания.
4. Позиция Александра Невского по отношению к монголо-татарскому
владычеству на Руси. Антиордынские восстания.
Работая с фрагментами летописных текстов, учащиеся должны сформулировать
позицию, изложенную в тексте, а также подобрать аргументы «за» и «против» точки
зрения, заявленной по отношению к источнику. Ответы фиксируются в таблице.
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
Уроки отечественной истории тема 2. Удельная Русь Урок 14. Слайд 8,11.
→ Урок 15. Слайд 9,10.
4
Оценка позиции, заявленной
в тексте
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Организация работы в группах. (10 мин)
1 группа. Неврюева рать и позиция Александра Невского. (Фрагмент работы В.Татищева,
Никоновская и Лаврентьевская летописи)
«Пошел князь Александр в Орду к хану Сартаку, и принял его хан с честью, и
жаловался Александр на брата своего великого князя Андрея, что обманул тот хана, что
забрал великое княжение Александра старшего в роде) принадлежащие ему по
наследству города и выходы и пошлины платит (хану) не сполна. Хан же разгневался на
Андрея и повелел Неврюю султану идти на Андрея и привести его к себе».
В. Татищев, историк I половины XVIII в.
«Пошел князь великий Александр Ярославич в Орду к царю Сартаку, Батыеву сыну, и
принял его царь с честью. Того же лета пришли из Орды Неврюй царевич, и князь Котиан,
и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославича Суздальского и на
всю землю Суздальскую. Князь великий Андрей Ярославич Суздальский смутился,
говоря: «Господи! Что же это такое! Сколько нам еще между собой воевать и наводить
друг на друга татар? Лучше мне бежать в чужую землю, чем дружить с татарами и
служить им!. И собрал (Андрей) воинство свое, и пошел против них (Неврюя и пр.), и,
встретившись, начали биться, и одолели татары, и побежал князь великий Андрей
Ярославич с княгиней своей и с боярами своими в Новгород Великий, а оттуда пошел в
Псков».
Никоновская летопись
«Пошел князь Александр Ярославич Новгородский в Орду, и отпустили его с честью,
сделав его старшим над всей братьей его. В тот же год решил князь Андрей Ярославич
лучше бежать, чем служить ханам, и побежал в неведомую землю со своими княгиней и
боярами, и погнались за ним татары и настигли у города Переславля (Залесского). Бог же
сохранил его молитвами отца (покойного князя Ярослава Всеволодовича). Татары же
рассыпались по земле и захватили княгиню Ярославову (младшего брата Александра и
Андрея) и детей его. Княгиню и воеводу Жидослава они убили, а детей вместе с
множеством людей, скота и коней, увели. И ушли, сотворив много зла».
Лаврентьевская летопись
5
2 группа. Восстание 1255 г. (Новгородская первая летопись)
В лето 6763 (1255 г.). Вывели новгородцы из Пскова Ярослава Ярославича и посадили
его себя) на столе, а Василия (сына Александра Невского) выгнали вон И услышал то
Александр, отец Василия, и пришел с ратью к Новгороду. Когда же шел он со многими
полками и с жителями Торжка, встретил его Ратишка (новгородец) с доносом: «Ступай,
князь, брат твой Ярослав убежал».
И поставили новгородцы полк за церковью рождества Христова в конце, а пеших у
святого Ильи, напротив городища. И подумали меньшие люди у церкви св. Николая на
вече: «А если потребует князь выдать его противников». И целовали все меньшие икону
св. Богородицы клянясь всем стоять – имуществом и жизнью за правду новгородскую, за
землю отцовскую. И был у них злой замысел, чтобы побить людей лучших, а князя
поставить по своей воле.
И вышел Михалка со своим полком из города к Георгиевскому монастырю, чтобы
напасть на лучших и поразить их. Увидел это посадник Анания и, желая Михалку добра,
послал к нему тайно Якуна (для переговоров). Узнали об этом черные еньшие) люди и
погнались за Михалком, хотели ворваться к нему во двор, но не дал им Анания (сделать
этого), сказав: «Братья, убейте сначала меня, если хотите убить Михалка».Не знал он, что
имели они злую мысль: его самого захватить, а посадничество отдать Михалку.
И прислал князь (Александр) Бориса на вече требованием):«Выдайте мне посадника
Ананию, а если не выдадите, то я вам не князь, иду на город войной. И послали
новгородцы к князю владыку (архиепископа) и тысяцкого Клима, предлагая: «Поезжай
князь на свой стол Новгород), а злодеев не слушай, а на Ананию и мужей новгородских
не гневайся».
И не внял князь мольбам владыки и Клима. Тогда новгородцы решили: «Если князь
так решил вместе с нашими изменниками, то они в ответе перед святым крестом и св.
Софией, а князь – без греха».
И стояли полки (новгородские) три дня за свою правду, а на четвертый день
прислал князь сказать: «Если Анания лишится посадничества, то не буду на вас
гневаться». И лишили Ананию посадничества, и заключили мир на всей воле
новгородской (не поступившись своими правами).
И вошел князь в город, и встретил его архиепископ Далмат со всем иерейским чином,
с крестами… и все исполнились радости, а злодеи помрачнели: потому что христианам
радость, а дьяволу пагуба, если не случилось большого кровопролития среди христиан.
И сел князь Александр на своем столе. В тоже лето дали посадничество Михалку
Степановичу».
Новгородская первая летопись
3 группа. Восстание 1257 г. (Новгородская первая летопись)
«В лето 6755 (1257 г.). Пришла весть из Руси, что хотят татары пошлины и десятины в
Новгороде, и волновались люди все лето. И умер посадник Анания, а зимой убили
посадника Михалка новгородцы. Если бы кто хотел другому добра, то было бы и (ему)
добро, а копая другому яму, сам в нее попадешь. В ту же зиму приехали послы татарские с
Александром (Невским), а Василий (Александрович, князь новгородский) убежал в Псков.
И начали послы просить десятину и пошлину, и не согласились на это новгородцы: дали
дары царю (хану) и отпустили послов с миром. Князь же Александр выгнал сына своего из
Пскова и отослал на Низ ( в Суздальскую землю), а Александра (личность неизвестная) и
дружину его тех, кто Василия на зло навел, - казнил. Кому нос урезал, а кому глаза
выколол: всякий же, кто злой, зло да погибнет».
Новгородская первая летопись
6
4 группа. Восстание 1258-1259 гг. (Новгородская первая летопись)
« В лето 6767 (1258-1259 гг.). В ту зиму приехал Михаил Пинещинич из Низа со
лживым посольством, говоря: «Если не примете перепись (для регулярной дани татарам),
то стоят уже полки в Низовской земле». И согласились новгородцы на перепись. И в ту
же зиму приехали окаянные татары сыроядцы Беркай и Касачик с женами своими и
многие другие. И был тогда в Новгороде большой мятеж, так как сделали много зла
области, брали много для окаянных татар. И стали окаянные бояться смерти, и говорили
Александру (Невскому): «Дай нам охрану, а то перебьют нас».
И повелел князь сторожить их сыну посадника и детям боярским по ночам. И сказали
татары: «Дайте нам число (регулярную дань), или побежим прочь». А чернь не хотела
переписи, но решила: «Умрем честно за святую Софию и за церкви».
Тогда разделились люди: кто добрый, тот за св. Софию и правую веру и поднялся
спор: большие хотели, чтобы меньшие согласились на перепись и дань. И хотели
окаянные бежать, гонимые Святым духом, и умыслили злой заговор, как ударить на
город: одни с одной стороны, а другие через озеро с другой. Но удержала из сила
Христова, и не посмели они этого, И новгородцы убоялись, начали собираться у св.
Софии и говорили: «Положим головы свои у св. Софии». И на следующий день съехал
князь с Городища, и окаянные татары с ним, и по злому наущению согласились
(новгородцы) на перепись, ибо творили бояре себе легко, а меньшему люду – зло. И
начали ездить окаянные по улицам, записывая дома христианские. Так навел Бог за грехи
наши этих диких зверей из пустыни – есть плоть сильных и пить кровь боярскую; и
отъехали окаянные, взявши число, а князь Александр поехал после, посадив на столе
Новгороде) сына своего Димитрия».
Демонстрации. Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 14. Слайд 10.
5. Отчеты групп. Обсуждение высказанных точек зрения.
Проблема урока: Английский историк Джон Феннел считал, что политика Александра
Невского «фактически положила конец действенному сопротивлению русских князей
Золотой орде на многие годы вперед». Подтвердите или опровергните точку зрения
историка.
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 15. Слайд 13.
7
III. Заключительный этап (5 мин)
Обсуждение проблемного задания:
Александр Невский кто он: герой, реалистичный политик или пособник врагов
Руси?
Путь нахождения:
Нижнее меню Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Отечественная история
→ Уроки отечественной истории → тема 2. Удельная Русь → Урок 15. Слайд 7?8.
Домашнее задание: Эссе «Александр Невский глазами современников».