Презентация "Культура России в XVI веке" 7 класс

Подписи к слайдам:
КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI ВЕКЕ МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в

П. Коровин «Взятие Казани

Иоанном Грозным»

развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры,

которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них

преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма,

крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.

Покровская башня Псковского кремля

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.

Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ

Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,

иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .

ПРОСВЕЩЕНИЕ

С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,

обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.

Троице-Сергиев монастырь

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ

Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его

помощник Пётр

Мстиславец

напечатали первую

русскую

датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан

«Часословец» —

книга для обучения

грамоте

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.

  • Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.
ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
  • отважных воинов и

    примерных христиан.

  • Казанская история (60-е
  • гг. XVI в.) – большая часть

    посвящена истории

    Казанского ханства и

    завоеванию в 1552 г.

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.

  • Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
  • Книга «Светоч сердец»,
  • созданная Аднашем

    Хафизом, автор размышляет

    о событиях взятия Казани

    русскими войсками и даёт

    советы, как сохранить

    самобытность в условиях

    военного поражения.

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания

они передавали в виде преданий.

  • Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои —суровые богатыри — нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
  • Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.
ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже — царской) власти.

  • «Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
  • В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»

Монах Фелофей

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Расцвет публицистики:

  • челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
  • переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом

Князь Андрей Курбский

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров.

  • Особое место занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор
  • рассматривает российскую историю

    как часть всемирной истории.

  • В первой половине XVI в. круг людей,
  • близких к митрополиту Макарию,

    создал знаменитые Четьи минеи

    («чтения ежемесячные»). Четьи минеи

    стали своего рода церковно-

    литературной энциклопедией русского

    средневекового общества.

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе

АРХИТЕКТУРА

В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию

к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

АРХИТЕКТУРА

Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола

АРХИТЕКТУРА

С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

АРХИТЕКТУРА

Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.

АРХИТЕКТУРА

Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником

АРХИТЕКТУРА

Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.

АРХИТЕКТУРА

После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески

С конца XV в. возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.

церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра

исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, -Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского

собора Московского Кремля.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ

В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры — тексты для церковных песнопений.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Богатой и разнообразной была в то время песенная

культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.

Русские чаще использовали гусли, карелы — разновидность

гуслей кантеле, башкиры и татары — курай (флейту), варган, смычковый кубыз.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ

Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых

почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный

Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ

Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим

традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами — колядками.