Конспект урока "Религия и церковь в начале Нового времени" 10 класс

Класс 10 Дата
Тема: Религия и церковь в начале Нового времени.
Цель урока:
- Дать характеристику направлений Реформации, выявить их сходства и отличия,
ориентироваться в системе норм и ценностей протестантизма, понимать их роль в становлении
капиталистического общества
- Формировать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи между
явлениями, работать с документами;
-Воспитание активной гражданской позиции на основе толерантного отношения к
представителям разных религиозных конфесий.
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-лекция с элементами исследовательской работы
Методы обучения: Словесные (лекция-беседа), частично-поисковые (самостоятельная работа с
познавательными материалами и документами), наглядные (презентация)
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, самостоятельная работа с текстами
документов и материалов, общее обсуждение проблемных заданий,
Основные понятия и термины: Реформация, протестантизм, кальвинизм, лютеранство,
англиканство, Контреформация.
Оборудование: учебник «Всеобщая история», компьютерная презентация.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка выполнения домашнего задания.
1.Устный фронтальный опрос по следующим вопросам:
- Назовите причины Великих географических открытий.
- Покажите на карте основные направления путешествий.
- Каковы особенности доколумбовых цивилизаций Америки?
- Каковы последствия создания колониальных империй?
2. Индивидуальный: Заслушать сообщения учащихся по заранее заданным темам.
III. Изучение новой темы.
ПЛАН изучения нового материала:
1. Предпосылки Реформации.
2. Реформация в Европе. Лидеры и направления. Реформационного движения в Европе.
3. Контрреформация и религиозные войны в Европе.
1. Предпосылки Реформации. Лидеры и направления Реформационного движения в
Европе.
- Беседа по вопросам ( поурочные разработки стр 150-151)
Новые реальности эпохи Возрождения коснулись и религиозных основ средневекового общества.
В Европе начинается процесс, получивший название Реформация, то есть общественно-
политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе XVI в., принявшее
религиозную форму борьбы против католического учения и церкви.
Причины Реформации??? Расхождение между словом и делом. (стр 151)
2. Реформация в Европе. Лидеры и направления. Реформационного движения в Европе.
Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против
торговли папскими индульгенциями.
Основоположником Реформации стали М. Лютер. Лидерами Реформации - Т.Мюнцер и Ж.
Кальвин. Идею Реформации стали быстро распространятся в Европе. Сторонники Реформации
стали называть себя протестантами.. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые
отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства,
отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные
богатства.
Самостоятельная работа учащихся с документами. Раздаточный материал. Приложение 1.
Задание 1:
- Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает
Лютер у церкви? Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных
отношений?
Задание 2
-- Проанализируйте тексты. Сопоставьте взгляды Т.Мюнцера и М.Лютера и ответьте на вопросы
стр учебника 241
Задание 3. Особенности Реформации в Англии. (дома)
Результатом Реформации стало отделение от католической церкви и оформление
протестантской церкви.
3. Контрреформация и религиозные войны в Европе.
- Работа со схемой презентации. Слайд Задания к схеме поурочные планы стр 153.
- Самостоятельная работа с документом учебника. И вопросами. стр 244- 245
Сравнительная характеристика религиозных войн во Франции и Англии
III. Закрепление изученного материала.
- Что такое Реформация?
- С именем какого человека связано её начало?
- Что стало результатом Реформации?
- Какие протестантские направления вы можете назвать?
IV. Подведение итогов урока.
V.Домашнее задание: § 28-29, вопросы в конце параграфа.
Приложение 1.
Документ 1.
Мартин Лютер. Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об
исправлении христианства», 1520 г.
Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному
сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян - к светскому сословию. Все это
измышление и надувательство. ...У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в
равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в
духовных и христиан... каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во
священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности...
...Они намереваются быть единственными истолкователями Писания. Не изучив в нем на
протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами;
обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа, независимо от того - злой он или
благочестивый, не может заблуждаться в вере... Не означало ли бы это отречения от всей веры и
христианской Церкви? Далее, если справедливо положение: «Верую во святую христианскую
Церковь», - то папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша
молитва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением
всей христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским
заблуждением.
Документ 2.
А. И. Неусыхин, российский историк. Из работ о Максе Вебере (1927г.).
Бог, по Кальвину, - спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он - по непостижимым
соображениям - избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже
самы-
ми «богоугодными делами» нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно
освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно
«Избран ли я?» - и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу - следовательно, я избран». Наслаждение
богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению
богатства угоден Богу, ибо «вечный покой святых» возможен лишь в потустороннем мире.
Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения
Богу - свято. Все, что способствовало личному потребле-
нию, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось
религиозной премией - сознанием избранности.
Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. - М,
2000.
Задание 1:
- Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает
Лютер у церкви?
-Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных отношений?