Православие в Российском царстве
Урок по
ОДНКНР
Обличитель, или «Где же вера моя, если я умолкну?»
Митрополит Московский и всея Руси Филипп
Митрополит Московский и всея Руси Филипп (в миру Федор Степанович Колычев 1507 – 1569гг). Не побоялся выступить с обличениями кровавых злодеяний Ивана IV Грозного.
Прилюдно заявил «Я пришелец на земле и готов пострадать за истину – где же вера моя, если умолкну?»
Эти слова Митрополита, требовали от него большого мужества.
Слова митрополита прозвучали в разгар опричного террора.
Слова митрополита прозвучали в разгар опричного террора.
Угроза исходила от самого царя – человека жестокого, мстительного, с явными садистскими наклонностями, жаждавшего беспрекословного повиновения своих подданных.
Филипп, был настоятелем Соловецкого монастыря (богатейший хозяйственный и культурный центр Северного поморья). По приглашению в Москву Иваном IV и предложению принятия сана митрополита, Филипп поставил условие отмены опричнины, введенной в 1565 году и сопровождавшейся массовыми репрессиями, казнями, земельными конфискациями. Но Филипп был нужен царю: авторитет и слава соловецкого игумена были велики (духовные лица и бояре в один голос говорили: «Нет человека более достойного»)
Филипп, был настоятелем Соловецкого монастыря (богатейший хозяйственный и культурный центр Северного поморья). По приглашению в Москву Иваном IV и предложению принятия сана митрополита, Филипп поставил условие отмены опричнины, введенной в 1565 году и сопровождавшейся массовыми репрессиями, казнями, земельными конфискациями. Но Филипп был нужен царю: авторитет и слава соловецкого игумена были велики (духовные лица и бояре в один голос говорили: «Нет человека более достойного»)
В Тверском Отроч монастыре палачом Малютой Скуратовым, посланным , чтобы взять благословение. Старец ответил, что благословляет только добрых и на доброе и добавил: «Я давно ожидаю смерти: да исполнится воля государева!», Скуратов задушил митрополита Филиппа, так и оборвалась жизнь 62-летнего старца.
В Тверском Отроч монастыре палачом Малютой Скуратовым, посланным , чтобы взять благословение. Старец ответил, что благословляет только добрых и на доброе и добавил: «Я давно ожидаю смерти: да исполнится воля государева!», Скуратов задушил митрополита Филиппа, так и оборвалась жизнь 62-летнего старца.
Произведения изобразительного искусства, повествующие о нравственном подвиге и мученической кончине святителя.
Произведения изобразительного искусства, повествующие о нравственном подвиге и мученической кончине святителя.
В.В. Пукирев «Святой митрополит Филипп отказывает в благословлении Иоанну Урозному»
С.Т. Шелковский «Арест Митрополита Филиппа»
С.Т. Шелковский «Арест Митрополита Филиппа»
Н.В. Неврев «Кончина митрополита Филлипа (Последние минуты митрополита Филлипа)»
Н.В. Неврев «Кончина митрополита Филлипа (Последние минуты митрополита Филлипа)»
А.Н. Новоскольцев «Смерть митрополита Филиппа»
А.Н. Новоскольцев «Смерть митрополита Филиппа»
Как отстаивали веру
и Отечество патриархи
Иов – первый митрополит Московский и всея Руси и первый патриарх Всероссийский.
Иов – первый митрополит Московский и всея Руси и первый патриарх Всероссийский.
Гермоген – второй Патриарх Всероссийский.
Гермоген – второй Патриарх Всероссийский.
Не только принадлежность к высшему духовному сану объединяет Иова и Гермогена Они были современниками, их патриаршая деятельность пришлась на Смутное время – время глубочайших потрясений, когда российская государственность оказалась на краю гибели и была спасена самим народом при участии Русской Православной Церкви.
Не только принадлежность к высшему духовному сану объединяет Иова и Гермогена Они были современниками, их патриаршая деятельность пришлась на Смутное время – время глубочайших потрясений, когда российская государственность оказалась на краю гибели и была спасена самим народом при участии Русской Православной Церкви.
Они посетили мир «в его минуты роковые» (Ф.И. Тютчев)не безучастными зрителями, но людьми для которых вера и Отечество были высокими духовно – нравственными ценностями.
Они посетили мир «в его минуты роковые» (Ф.И. Тютчев)не безучастными зрителями, но людьми для которых вера и Отечество были высокими духовно – нравственными ценностями.
Иов взошел на патриарший престол при избранном царе Борисе Годунове и благодаря ему. Патриарх поддерживал Бориса Годунова, затем его сына Федора, сменившего неожиданно умершего отца, - новоявленного монарха, следуя традиции, согласно которой духовная власть шла рука об руку с законной светской властью.
Иов взошел на патриарший престол при избранном царе Борисе Годунове и благодаря ему. Патриарх поддерживал Бориса Годунова, затем его сына Федора, сменившего неожиданно умершего отца, - новоявленного монарха, следуя традиции, согласно которой духовная власть шла рука об руку с законной светской властью.
Лжедимитрий в Польше тайно принял католичество и обещал папе Римскому обратить в него подданных Московского государства.
Лжедимитрий в Польше тайно принял католичество и обещал папе Римскому обратить в него подданных Московского государства.
«Патриарх Иов со всею твердостью восстал против самозванца. Он посылал грамоты… польскому дворянству и духовенству с увещанием не верить Лжедимитрию, старался рассеять тревожные об нем слухи в самой России, предал его анафеме велел во всех церквах читать грамоту, в которой доказывалось, что Лжедимитрий был не кто иной, как беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, и предавались проклятию все, которые будут стоять за него» – писал П.В. Знаменский.
Гермоген, происходивший из донских казаков, взошел на патриарший престол в июле 1606г., будучи казанским митрополитом. Тогда страной правил князь Василий Шуйский, указавший на Гермогена по совету Иова как на желаемое первое духовное лицо в Московском государстве. Новому царю вскоре пришлось отстаивать свой трон от посягательства уже нового самозванца – Лжедимитрия II, а затем – поляков.
Гермоген, происходивший из донских казаков, взошел на патриарший престол в июле 1606г., будучи казанским митрополитом. Тогда страной правил князь Василий Шуйский, указавший на Гермогена по совету Иова как на желаемое первое духовное лицо в Московском государстве. Новому царю вскоре пришлось отстаивать свой трон от посягательства уже нового самозванца – Лжедимитрия II, а затем – поляков.
Патриарх Гермоген в своих грамотах ободрял царя Василия Шуйского, побуждал бояр и народ к верности ему, указывал на опасность распространения католичества. Он выходил на площадь усмирять толпу, вооружавшуюся против Шуйского, заступался за него во время низложения, не признавал насильственного пострижения царя, когда уже Шуйский был заточен в Чудов монастырь, советовал возвести его снова на престол.
Патриарх Гермоген в своих грамотах ободрял царя Василия Шуйского, побуждал бояр и народ к верности ему, указывал на опасность распространения католичества. Он выходил на площадь усмирять толпу, вооружавшуюся против Шуйского, заступался за него во время низложения, не признавал насильственного пострижения царя, когда уже Шуйский был заточен в Чудов монастырь, советовал возвести его снова на престол.
Но смуту остановить не удавалось. Одной их попыток прервать ее стало предложение пригласить на русский трон сына польского короля – Вадислава.
Но смуту остановить не удавалось. Одной их попыток прервать ее стало предложение пригласить на русский трон сына польского короля – Вадислава.
«Каким был ответ на него патриарха Гермогена?»….
Гермоген назвал одно из возможных кандидатур на русский престол Михаила Романова, того самого, кто будет избран на царство Земским собором в 1613., уже после насильственной смерти патриарха.
В этот критический период ярко проявлялась патриотическая позиция Гермогена, бескомпромиссно вставшего на защиту Отечества. Во второй половине декабря 1610г. патриарх начал открыто рассылать по русским городам грамоты, в которых заклинал народ стоять за православную веру против желавших ее уничтожить иноземцев.
В этот критический период ярко проявлялась патриотическая позиция Гермогена, бескомпромиссно вставшего на защиту Отечества. Во второй половине декабря 1610г. патриарх начал открыто рассылать по русским городам грамоты, в которых заклинал народ стоять за православную веру против желавших ее уничтожить иноземцев.
Патриархи Иов и Гермоген – одни из ключевых фигур российской истории периода Смуты. В их деятельности проявилась роль Русской Православной Церкви в сохранении российской государственности в этот период.