Княгиня Ольга (Серия Князья, цари и императоры России)
Подписи к слайдам:
- Княгиня Ольга
- 1. Происхождение Ольги
- 2. Княгиня Ольга
- 3. Месть древлянам
- 4. Устроение Руси
- 5. Внешняя политика
- 6. Крещение Ольги
- 7. Последние годы жизни
- О жизни Ольги в годы ее молодости летописи сообщают очень мало. В «Радзивиловской летописи» под 903 г. повествуется о возмужании Игоря и впервые упоминается её имя: «Когда Игорь вырос… привёл ему Олег жену из Пскова». Ряд исследователей полагает, что девушка была уроженкой Пскова. О псковском происхождении говорится и в «Новгородской первой летописи», и в других более поздних источниках.
- В 1553 г. псковский книжник Василий (в иночестве Варлаам) составил «Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Ссылаясь на «повести многие», сообщавшие о «подлинной родине» княгини, он утверждал, что Ольга была «от языка варяжского».
- В «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин отметил, что, в отличие от поздних источников, автор «Повести временных лет» ничего не сообщает о происхождении Ольги. Он писал: «Обыкновения и нравы тогдашних времен… дозволяли князю искать для себя супругу в самом низком состоянии людей, ибо красота уважалась более знаменитого рода».
- Н.М.Карамзин (1766-1826)
- «Типографская летопись» конца XV в. и «Пискаревский летописец» начала XVII в., не приводя никаких доказательств, утверждают, что Вещий Олег избрал Ольгу в жены своему воспитаннику Игорю потому, что она была его родной дочерью.
- Когда Ольгу в 903 г. привезли в Киев, чтобы выдать замуж за Игоря, в качестве свадебного дара – «вены» – Игорь предоставил ей Вышгород, расположенный недалеко от Киева, на высоком холме на правом берегу Днепра. Именно здесь была устроена резиденция княгини Ольги, разместился её двор и стояла её дружина.
- В 945 г. Игорь был жестоко убит древлянами за грабительский сбор дани во время полюдья. При малолетнем сыне Святославе Игоревиче княгиня Ольга оказалась фактическим правителем государства.
- Гибель князя Игоря
- 1-я месть княгини Ольги: Сваты от древлянского князя Мала, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
- 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- 3-я месть: Княгиня Ольга с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- В 946 г. киевское войско под предводительством варяжских воевод Свенельда и Асмуда, сопровождаемое Ольгой и Святославом, совершило поход в Древлянскую землю. В сражении в открытом поле древлянские дружины были разгромлены и бежали в родные города. Киевская рать достаточно быстро взяла штурмом эти «грады».
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- Главный город древлян Искоростень выдержал долгую осаду киевской рати. «И стояла Ольга лето, и не могла взять город» - говорится в летописи.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- По приказу Ольги к лапкам каждой птицы был привязан и подожжен трут пропитанный серой. Птицы полетели в свои гнезда и Искоростень запылал. Часть пытавшихся бежать жителей была перебита, а другие угнаны в рабство.
- После неудачной осады Ольга прибегла к хитрости. Она заявила древлянам, что уже удовлетворена местью за мужа и теперь только хочет получить с них дань, как знак покорности. С древлян потребовали дать по три голубя и по три воробья с каждого двора.
- В «Житие святой Ольги» автор XVI в. автор объяснил смысл такой жестокой расправы над древлянами. Ольга хотела внушить страх и покорность не только древлянам, но и всем своим подданным.
- Непокорные «того ради да примут месть, чтобы прекратилась дерзость в Русской земле помышляющих злое на самодержавных» – по свидетельству авторов «Житие святой Ольги» убеждала себя княгиня.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- Придя к власти, Ольга отказалась от полюдья, как формы государственного управления. Была организованы сеть укрепленных погостов и становищ, куда население должно было свозить установленную фиксированную дань. Погосты и становища являлись административными центрами Древней Руси.
- Сбор дани на погосте
- Деятельность Ольги укрепила финансовую базу княжеской власти. В результате реформ начал создаваться аппарат местного государственного управления, укрепились связи между отдельными волостями. Автор «Повести временных лет» назвал Ольгу «мудрейшей из всех людей».
- Внешняя политика Ольги носила мирный характер. В своем правлении она стремилась дополнить внутреннее «устроение» государства повышением его политического престижа. С этой целью Ольга предприняла поездку в Константинополь, а позднее направила посольство к германскому королю Оттону I.
- Оттон I Великий с супругой. Гравюра XIII в.
- По просьбе Ольги Оттон I назначил епископом в Киев монаха Адальберта из монастыря Святого Максимина. Прибыв в Киев в 861 г., Адальберт активно пропагандировал христианство и призывал знать, бояр и купцов принять веру Христа. Деятельность Адальберта вызвала негодование среди языческого большинства, его сподвижники были убиты, а сам он едва спасся и вернулся в Германию.
- Проповедь христианства в Киеве.
- Древнерусское государство в Х в. расширяло свои международные связи, стремилось вести регулярные обмены посольствами, содействовать развитию торговли. Руси удалось стабилизировать свои отношения с Византией, Хазарией, Польшей, Болгарией и Чехией. Сама Ольга не начинала войн, но не препятствовала своему сыну Святославу совершать военные походы на Дунай.
- В Киеве в эпоху Ольги существовало несколько христианских церквей и соборный храм Святого Ильи. Придя к власти, Ольга начала присматриваться к христианскому учению, полагая, что принятие этой религии может еще больше объединить страну и поставить её в один ряд с другими христианскими государствами Европы.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- Летопись относит поездку Ольги в Константинополь 954-955 гг. и сообщает, что отправилась княгиня «в греки» и достигла Царьграда. Византийский император Константин Багрянородный принял её и удостоил беседы. Ум и красота Ольги поразили императора и он предложил ей стать его женой.
- Византийский император Константин Багрянородный (913-959)
- Княгиня Ольга уклонилась от ответа на предложение императора и попросила, чтобы он стал её крестным отцом. Это было исполнено. Когда император вновь предложил Ольге стать его женой, она ответила, что у христиан не приняты браки между крестными отцами и крестницами.
- Император Константин оценил хитроумный ход Ольги и не разгневался. «И дал ей дары многие – золото, серебро, паволоки, и сосуды различные; и отпустил её…» – сообщает «Повесть временных лет».
- Христос благословляет императора Константина. Резьба по дереву. Неизвестный автор. 945 г.
- По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
- Не смотря на все старания Ольги, ей не удалось убедить ни сына, ни подавляющее большинство киевлян принять новую религию. Напротив, отказ княгини от старых богов был воспринят населением как отступничество и предательство предков. По всей стране язычество оставалось основной религией, а к христианам относились настороженно и с неприязнью.
- Княгиня Ольга вела тихую благочестивую жизнь. Её строптивость и мстительность остались в прошлом, уступив место милосердию и нищелюбию. В «Проложном житии» написано, что княгиня «подавала милостыню убогой чади», не делая различий между христианами и язычниками.
- Летописец XI в. Иаков Мних в «Похвале княгине Ольге» писал: «… И начала жить Ольга по закону Иисуса Христа… всеми добрыми делами осветившись и милостынею украсившись: нагих одевая, жаждущих напояя, и странникам пристанище предоставляя, и нищих, и вдовиц, и сирот всех милуя, и всё необходимое им подавая с тихостию и любовью сердца».
- Иаков Черноризец (Иаков Мних)
- Последний раз «Повесть временных лет» упоминает Ольгу во время осады Киева печенегами (969 г.). Князь Святослав с дружиной находился в походе на болгар и городское вече уже собиралось постановить сдаться на милость врагу. Но переправившийся через Днепр с подкреплением воевода Претич, заставил печенегов отступить.
- Иллюстрация из «Радзивиловской летописи»
- Вернувшийся с Дуная с основной дружиной Святослав оттеснил печенегов в степь. Стремясь к своей мечте о полном покорении Дунайской Болгарии, он собирался в новый поход.
- И.Акимов, Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев
- Ольга просила сына Святослава: «не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь». 11 июля 969 г. Ольга скончалась. Её похоронили по христианскому обряду. «И плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди», - сообщает летопись.
- Саркофаг княгини Ольги из Десятинной церкви
- Около 893 г. – Рождение Ольги в Выбутовской веси на Псковской земле.
- 903 г. – Брак Ольги и Игоря (согласно «Повести временных лет»).
- 903 г. – Брак Ольги и Игоря (согласно «Повести временных лет»).
- 945 г. – Убийство князя Игоря древлянами. Начало княжения Ольги
- Весна 946 г. – Убийство древлянских послов в Киеве (Первая месть Ольги).
- Лето 946 г. – Убийство в Киеве «лучших мужей» Древлянской земли (Вторая месть Ольги).
- Конец лета 946 г. – Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю (Третья месть Ольги).
- 946 г. – Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и Святославом в Древлянскую землю. Осада и сожжение Искоростеня. Убийство городских старейшин. Завершение войны с древлянами. Наложение на них «дани тяжкой».
- 947 г. – Объезд княгиней Ольгой волостей государства. Учреждение погостов и определение твердого размера дани с подвластных племен (уроков).
- 955 г. – Летописное указание на путешествие Ольги в Константинополь.
- 957 г. – Поездка Ольги в Константинополь. Приём Ольги императором Константином Багрянородным. Крещение Ольги.
- Осень 959 г. – Посольство Ольги к германскому королю Оттону I с просьбой о направлении католического епископа в Киев.
- Конец лета 946 г. – Убийство представителей древлянских родов во время тризны по Игорю (Третья месть Ольги)
- Ранее 962 г. – Прибытие в Киев епископа Адальберта. Изгнание епископа из Киева. Недовольство язычества политикой Ольги в Киеве и ее отстранение от управления страной.
- 964 г. – Начало государственной деятельности Святослава Игоревича.
- 1547 г. - на Поместном соборе Русской церкви княгиня Ольга была причислена к лику святых и стала почитаться как равноапостольная.
- 11 июля 969 г. – Смерть княгини Ольги.
- Около 999 г. – перенесение мощей княгини Ольги её внуком, князем Владимиром Святославовичем, в церковь Пресвятой Богородицы в Киеве.
- На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.
- Полные блоки презентаций
- по Истории, Обществознанию и МХК
- Вы можете найти на сайте
- http://presentation-history.ru/
- На сайте размещены видеолекции по истории и обществознанию по курсам 6-11 классов.