Исследовательская работа "История экспоната школьного краеведческого музея. Печная дверца"
Подписи к слайдам:
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Исследовательская работа
Автор :Кундер Лариса Анатольевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»
2021
Д. Согом, Ханты-Мансийский район
Цель и задачи исследования Цель исследования установить место и время изготовления печной дверцы – экспоната школьного краеведческого музея, исследовать путь появления данного предмета в деревне Согом, подтвердив свидетельствами старожилов деревни. Задачи: Установить происхождение чугунной печной дверцы, время ее производства и доказать ее высокую художественную ценность Изучить материалы истории чугунолитейной промышленности России, распространения чугунного литья на Объ-Иртышском севере. Собрать воспоминания старожилов деревни и владельца экспоната о появлении печной дверцы в деревне. Согомский исторический и этнографический микрорайон Наша деревня Согом является уникальным археологическим, историческим и этнографическим микрорайоном. На ее территории находится более 400 археологических памятников, сохранились до наших дней архитектурные сооружения – жилища, амбары Х1Х века, коренные жители и туристы занимаются охотой и рыболовством, используя древнейшие приспособления , представляющие этнографическую ценность. Школьный краеведческий музей . В школьном краеведческом музее д. Согом множество экспонатов, которые помогают узнать подробности жизни и деятельности наших предков. Но есть такие предметы, появление которых в деревне представляется загадочным. Эти предметы, необычные для Согома, имеют запутанную историю, меняют десятки владельцев за время своего существования, но в итоге увеличивают свою ценность и попадают на полки школьного музея. Всегда интересно, а зачастую невозможно проследить историю такого экспоната . Я выбрала достаточно распространенный, но одновременно оригинальный предмет - печную дверцу, старинную, с выпуклым изображением всадника. Исследование экспоната В 2014 году нашему школьному краеведческому музею С.В. Чугайновым была подарена печная дверца с рельефным изображением всадника. Чтобы исследовать происхождение этого предмета, я тщательно рассмотрела его и обнаружила детали, рассказавшие о его происхождении. Дверца прямоугольной формы, размеры 29 х 24 см, материал – чугун. Украшена рельефным изображением, что позволяет отнести изделие к не только к утилитарному предмету печного устройства, но и к виду декоративно-прикладного искусства. Дверца большая ( топочная), не парная, простого типа – внутренняя щеколда закрывалась и открывалась снаружи ручкой-вертушкой, или костылкой. Ручка не сохранилась. Дверца находится в плохом состоянии, она повреждена сваркой, с помощью которой пытались вернуть на место ручку, отломлен правый нижний угол дверцы, есть следы коррозии. Орнамент растительный, фантазийный , исполнен в виде виньеток , украшающих сюжетную картину. Сочетание разнообразных орнаментальных форм –линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, вычурных картушей с закругленным углами делает дверцу особенной. Орнамент растительный, фантазийный , исполнен в виде виньеток , украшающих сюжетную картину. Сочетание разнообразных орнаментальных форм –линий, веток и цветов, шнуровых и простых линеек и кантов, вычурных картушей с закругленным углами делает дверцу особенной. Сюжетная картина - всадник на коне . Всадник, видимо ратник ХУП века, в русской одежде , за спиной плащ, вероятно в доспехах. Головной убор в форме шлема. В вытянутой вперед правой руке нагайка. Хорошо видна борода округлой формы, длинные волосы. Лошадь приземистая . Упряжь и вооружение простые. В сети интернет изделие было идентифицировано в каталоге печного литья тюменского завода Н.Д. Машарова среди предметов, которые несут декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента и сюжетной сцены.Исследование экспоната
Клеймо. Надпись «МАШАРОВ.ТЮМЕНЬ» В сети интернет изделие было идентифицировано в каталоге печного литья тюменского завода Н.Д. Машарова среди предметов, которые несут декоративно-художественную нагрузку в виде орнамента сюжетной сцены. КАТАЛОГ НАШ ЭКСПОНАТ Традиции художественного литья В России издавна литье металла считалось престижным и искусным ремеслом В целях повышения конкурентоспособности печного литья, выпускавшегося также многими другими заводами центра России, усиления эстетической привлекательности изделий вводятся художественные элементы декора, в т.ч. и для такого «косного», чисто утилитарного предмета, как печные дверки из чугуна. Традиции художественного литья из чугуна утилитарных предметов и камерной скульптуры на машаровском заводе была, может быть, воспринята под воздействием уральских заводов, в первую очередь, каслинских. Чугунолитейный и механический завод Тюменского предпринимателя Николая Дмитриевича Машарова – одно из наиболее значительных промышленных заведений Обь .-Иртышского севера и города Тюмени начала XX столетия. Завод Н.Д.Машарова В 1899 г. Николай Дмитриевич Машаров основал на месте мастерской завод, на котором смог наладить чугунное художественное литье. Отдельные его изделия демонстрируются сейчас в музее истории города Тюмени. Обладателями художественного литья стали и многие коллекционеры. По выгодным заказам завод выполнял из литого чугуна ступени и перила лестниц для общественных зданий и частных домов, модные в конце XIX столетия. В начале ХХв. товарищество «Машаров и К» становится самым крупным промышленным предприятием Тюмени. В 1908 году она заменяется паровой машиной, а затем завод первым в Тюмени переходит на электромеханический привод. Как дверца появилась в Согоме Далее надо было собрать сведения об этом предмете у бывшего хозяина –Чугайнова С.В. попытаться установить прежних хозяев, время и место нахождения предмета в течение его существования в Согоме. Был намечен список жителей деревни - старожилов, которые могли вспомнить требующиеся события. Я побеседовала с тремя старожилами, записала их рассказы, составила хронологическую цепочку «жизни» предмета в Согоме. Я обошла старую часть деревни , сфотографировала сохранившиеся с Х1Х века строения, нашла фотографии снесенных домов , где могла бы быть установлена эта печная дверца. Гипотеза о появлении декоративной дверцы завода Машарова в начале ХХ века в деревне Согом может быть связана с жизнью и деятельностью приезжих купцов – прасолов, скупавших оптом рыбу зимой – замороженную, летом- засоленную. В каком доме стояла печная дверца Согом был достаточной успешным местом оптовой торговли – здесь в окружении речек и озер, улов рыбы был обеспечен всегда. Купцы приезжали в Согом на несколько недель, скупали у местного населения рыбу в больших количествах. Доказательством этого являются сохранившиеся в музее огромные чугунные весы для взвешивания пудами. Старожилы деревни – Сургучева Наталья Михайловна и Сургучев Владимир Семенович помнят, что на берегу реки Согом , в 30-40 м от воды были построены в начале 20 века четыре крепких бревенчатых дома с маленькими оконцами, отверстиями на фронтоне для вентиляции, служившими складами и жильем для купцов. Эти дома до сих пор в деревне называют купеческими. В одном из них и появилась декоративная печная дверца. Долгая жизнь печной дверцы Два дома постройки 1902-1903 гг. по улице Лесная , многократно поменяли хозяев, но продолжали существовать практически не перестроенными до 2000 гг. , когда на их месте новые владельцы участков земли построили современные дома. При разборе одного из домов школьному музею были подарены деталь деревянного фриза с резными украшениями и рама окна. В доме № 2 в 1928 году была открыта согомская начальная школа. В одном помещении шли занятия, в другой половине жили учителя. В 60-х года было построено здание для школы по ул. Центральной. В старом доме продолжали жить учителя. Дом претерпел несколько ремонтов и перепланировок, в 80-х гг. в доме заменялась печь – старая была снесена, кирпич был выброшен, чугунные детали оказались в сарае на заброшенном участке, где и были найдены Чугайновым С.В., который оценил декоративность дверцы и принес ее в дар музею. Заключение Раскрывая тайну экспоната школьного музея , я убедилась в тесной связи нашей маленькой деревни с экономикой северного промышленного региона. Узнала, как постепенно с начала ХХ века в Согом проникают промышленные изделия тюменских заводов, имеющие не только утилитарное предназначение, а представляющие эстетическую ценность. При минимуме художественных средств тюменские литейщики достигали значительный эстетический результат: дверки с сюжетными композициями хочется рассматривать и любоваться ими, как настоящими произведениями искусства. Забываешь даже, что перед тобой массивная практичная вещь – чугунная дверца печи. Литература 1. Бауэр А. А. Печное литье как произведение искусства //Знамя труда (Киров), 1998 2. Копылов В.Е. «Окрик памяти» книга вторая: Тюмень», 2001 3. Изделия чугунолитейного завода Товарищества Н.Д. Машаров и Ко . 4. Источники в сети интернет : http://www.stankozavod.ru/ http://kraeved.su/vi....php?f=80&t=357 http://historydjatko..._lite/2-1-0-116 http://kirmuseum.uco.../publ/3-1-0-289 http://www.antique-s...topic=3963&st=0 http://forums-su.com...?f=166&t=423115 http://www.museum.ru/C7061История - еще материалы к урокам:
- Тест по курсу "Новой истории конца XVII-XVIII в."
- Викторина по истории России XVI-XVII века
- Тестовые задания Начало Нового времени 7 класс (с ответами)
- Итоговая контрольная работа по истории России XVII в. 7 класс (с ответами)
- Подготовка к ОГЭ "Важнейшие даты истории России"
- Итоговый тест по курсу "История Средних веков" 6 класс (с ответами)