Презентация "Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу XVIII века" 10 класс

Подписи к слайдам:
Историческая проблема
  • Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени это нашло отражение во внешнем облике Санкт-Петербурга?
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга XVIII в.
  • Архитектурное сооружение
  • Архитектор
  • Год создания
  • Назначение
  • Архитектурные особенности
  • Архитектурный стиль
  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид,
  • Невы державное теченье , береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный,
  • Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
  • А.С. Пушкин
Основание Санкт-Петербурга
  • Поздней осенью 1702 г. русские войска овладели шведской крепостью Нотебург, тотчас переименованной Петром I в Шлиссельбург –Ключ-город. А в конце апреля-начале мая 1703 г. Пётр выбрал место для будущей крепости у правого берега Невы
Петропавловская крепость
  • Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.
  • 16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город.
Собор Петра и Павла
  • Как и все первые петербургские постройки, первая церковь была срублена из дерева. Церковь была достроена 1 апреля 1704 года и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор, построенный в 1712-1733 году по проекту архитектора Д. Трезини , является памятником архитектуры петровского барокко и главнейшим символом Санкт-Петербурга.
Иоанновский мост
  • История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой  крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове.
Летний Дворец Петра
  • Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Чуть позже был возведён Летний дворец Петра
Адмиралтейские верфи
  • Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I на левом берегу Невы осенью 1704 года. Проект был разработан самим государем и включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения.
Адмиралтейство
  • Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним башню со шпилем, увенчанным корабликом. В 19 веке здание было перестроено архитектором Захаровым
  • Первое здание Адмиралтейства представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве.
Набережная Невы
  • Громады
  • стройные теснятся
  • Дворцов и башен; корабли
  • Толпой со всех сторон земли
  • К богатым пристаням стремятся.
  • В гранит одетая Нева,
  • Мосты повисли над водами…
  • (А.С. Пушкин.)
Кунсткамера
  • На набережной Невы до сих пор стоит здание Кунсткамеры, первоначально едва ли не самое нарядное и затейливое здание Петербурга.. Строительством Кунсткамеры в 1714 г. занимался немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием.
Стрелка Васильевского острова
  • В 1783 году «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга» было решено построить на стрелке здание биржи и новый академический корпус между Кунсткамерой и «Двенадцатью коллегиями». Проект разработал Д. Кваренги
Сенатская площадь
  • Сенатская площадь была названа так в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената.
Исаакиевский собор
  • В 1710 году на берегу Невы, построили первое деревянное здание Исаакиевской церкви. Позже оно перестраивалось в камне. Исаакиевский собор стал ограничивать противоположную (южную) часть Сенатской площади
Медный всадник
  • Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии, является автором знаменитого «Медного всадника» –яркого образца классицизма в скульптуре, отмеченного величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью.
Э р м и т а ж
  • Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII - XIX веках, занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли.
  • Здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра, расположенные на противоположных берегах Зимней канавки, связаны между собой одноарочным мостиком с галерей. Этот самый первый гранитный мост города был перекинут через Зимнюю канавку в 1763-1766 гг. К зданию Старого Эрмитажа примыкает “Лоджия Рафаэля” - галерея, идущая вдоль набережной Зимней канавки (1783-1794 годы, архитектор Дж. Кваренги).
Э р м и т а ж
  • Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Сегодня в Эрмитаже открыто для обозрения почти 400 залов, в нем хранится около 2700000 экспонатов.
Железо, покорясь влиянию огня, здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады. Полтавская рука сей разводила сад! П. Вяземский
  • Летний сад
Решётка Летнего сада
  • Во вкусе восемнадцатого века
  • Расставлен был в шпалерах Летний сад –
  • Теней истории библиотека,
  • Живой свидетель царственных оград.
  • О Фельтен! Как дивятся поколенья
  • Твоей решетке (век она жива!),
  • Когда сквозь тонко связанные звенья
  • Просвечивает сизая Нева…
  • В. Рождественский
Михайловский замок
  • Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, который хотел сделать его своей официальной резиденцией.
  • Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов.
Александро-Невская лавра
  • Один из старейших архитектурных ансамблей
  • Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва
  • со шведами, определившая победу России.
Смольный собор
  • Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы. Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли, который и начал работу в 1749 году.
Никольский морской собор
  • Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор был разработан архитектором С. И. Чевакинским, которому и были поручены работы по строительству собора, длившиеся с 1753 по 1762 год.
Чесменский храм
  • Це́рковь Рождества́ свято́го Иоа́нна Предте́чи (Чесме́нская) построена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте . Строительство было доверено архитектору Ю.М. Фельтену. В то время в Европе господствовала мода на английскую готику. Церковь щедро декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками - пинаклями и зубчатым парапетом.
В гранит одетая Нева, Мосты повисли над водами… А.С. Пушкин
Петергоф
  • Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра).
Петергоф
  • . Перед каскадом и центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу.
Царское село
  • Своим существованием Екатерининский дворец обязан трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.
Архитектурные стили
  • Барокко Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»).
Архитектурные стили
  • В XVIII веке барокко получает развитие в творчестве Д. Трезини (Александро-Невская лавра, Летний Дворец Петра, собор Петра и Павла) — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского (Никольский морской собор, перестроенное здание Кунсткамеры) и Б. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, Екатерининский дворец в Царском селе),И.Е.Старова (здание Сената и Синода).
Архитектурные стили
  • Классицизм. Характерными особенностями стиля являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объёмов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
Архитектурные стили
  • Классицизм в Санкт-Петербурге XVIII в. получает своё развитие в творчестве А. Д. Захарова (Лютеранская церковь в Гатчине, проекты мостов в Гатчине), Ч. Камерона (дворец в Павловске, галерея в Царском селе), Д. Кваренги (первый зимний дворец Петра I – Эрмитажный театр, дом Салтыкова - университет культуры, дом губернских присутственных мест), И.Е. Старова ( Таврический дворец)
Историческая проблема
  • Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени это нашло отражение во внешнем облике Санкт-Петербурга?