Роль Ивана IV Грозного в российской истории. Правда и вымысел
Роль Ивана IV Грозного в российской истории. Правда и вымысел.
«Заберите у народа его историю и через сто
лет он превратится в стадо, а ещё через сто
лет им можно будет управлять»
И.Гебельс
Перечень трудных вопросов истории продиктован их неоднозначной оценкой в
исторической литературе и сомнениями в правильности «общепринятых» и
представленных в учебной литературе выводов.
Каждый из нас со школьной скамьи вынес утверждение о Иоанне Грозном, как о
жесточайшем правителе-тиране, окружённым убийцами-опричниками, убившим своего
сына (мы об этом не только слышали, но и созерцали картину Репина). Несмотря на иную
оценку деятельности Иоанна IV, широко представленную в исторической литературе всех
периодов, картина о Грозном царе, представленная в учебниках, совершенно не
изменялась, и список злодеяний, приписываемых Иоанну IV Грозному кочевал из
учебника в учебник. В повествовании о периоде правления Иоанна Грозного в учебной
литературе лежит пропасть между списком деяний царя и оценкой его деятельности.
Несколько лет назад общественность обратилась к министру культуры с просьбой
убрать из постоянной экспозиции картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16
ноября 1581 года», как не соответствующую исторической правде. Интересен был ответ
министра культуры Медынского: «сегодня нет сомнений в том, что Иван Грозный не
убивал своего сына, этот факт доказан экспертизами, но в то же время, неоспорим
художественный талант Репина». Картину оставили.
Но почему из учебников не удаляют эту вопиющую ложь, которая и является
основой формирования лживой негативной картины о Грозном царе из поколения в
поколение. Вот это – «почему?» и есть камень преткновения – трудный вопрос истории.
Вкратце напомним о деяниях Иоанна Грозного.
За годы правления Иоанна Васильевича Московское государство превратилось в
Великое Царство.
Были присоединены к Москве:
1.Казанское ханство. В1550-1551 гг. Иван Грозный лично участвовал в Казанских
походах. В 1552 году была покорена Казань. Были освобождены многие тысячи
христианских пленников, обеспечена безопасность восточных рубежей.
2.Астраханское ханство.
3. Заселено северное Черноземье (территория Орловской, Курской, Липецкой,
Тамбовской областей).
4. Завоёваны Северный и Центральный Урал и Западная часть Сибири.
5. Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам 13 января 1570 г.
6. Принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали
служить Царю.
Иван Васильевич провёл важные административные реформы:
1. Провёл судебную реформу, принял Судебник – первый свод законов
Московского государства.
2. Создал систему местного самоуправления (ввёл земское самоуправление).
3.Создал регулярную армию. ( в 1556г. Царь издал общее уложение о военной
службе помещиков и вотчинников)
4. Провёл коренную административную реформу и создал государственные
ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), ввёл наказания для чиновников.
5. Своим указом запретил употребление спиртных напитков, кроме праздничных
дней.
6. К эпохе Грозного относится начало казачества.
7. Основал книгопечатание. Оно появилось в 1563 г. В Москве. Первыми
печатниками были дьякон Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев.
8. Возвёл более 100 храмов и монастырей, способствовал строительству храма
Василия Блаженного на Красной площади.
9. Издал Четьи Минеи (Жития Святых), Домострой.
10. Вёл беспощадную борьбу с ересями за чистоту Православия.
11. При нём канонизировано 39 русских святых. В их числе был прославлен в 1547
году святой благоверный князь Александр Невский.
12. При Грозном Царе было построено 155 крепостей и 300 новых городов,
население России выросло с 2,5 млн. до 4.5 млн. человек.
Иоанн IV был одним из самых образованных людей своего времени, обладал
феноменальной памятью, богословской эрудицией.
Список деяний Царя Иоанна Грозного почти никто не оспаривает, это представляет
определённую трудность, слишком уж много сделано. Шпаги скрещиваются по другому
поводу. Одни пытаются оправдать заведомую ложь, другие доказать её
несостоятельность.
Кто же клеветники?
Иван Ильин, долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношения
европейцев к России: «Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства,
нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего
душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они
боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе… что русский народ есть народ
варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и
жестокости, что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов…
Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» её по-своему;
угрожающая своими размерами, чтобы её можно было расчленить; завоевательная, чтобы
организовать коалицию против неё; реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы
вломиться в неё с проповедью реформации или католицизма; хозяйственно-
несостоятельная, чтобы претендовать на её «неиспользованные» пространства, на её
сырьё, или, по крайней мере, на выгодные торговые договора или концессии».
Такое отношение к нашей стране сформировалось именно во время правления
Иоанна IV. До конца XV века Россия находилась на положении золотоордынского
протектората. На Западе с ней могли не считаться. Но в 1480 году Русь поднялась с колен,
а при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири. В 1547 году Иоанн венчался на
царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было
узаконено Вселенским Патриархом и другими иерархами православных Восточных
Церквей, видевших в русском царе единственного защитника Православной веры.
Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая
установлению в мире гегемонии европейских государств. Американский русолог-
русофоб Р.Пайпс дипломатично выразил суть возникшего противоречия так:
«Мышлению русских царей была чужда выработанная на Западе в XVII в. идея
международной системы государств и сопутствующего ей равновесия сил».
Такая «международная система» как основа политической глобализации,
зародилась, конечно, намного раньше, в период идеологической революции Ренессанса.
Разумеется, русский царь никак не мог согласиться с мировой системой, при которой
Россия должна была отдать Северо-запад Польше и Швеции, Поволжье – Турции, ввести
на остальной территории власть кесаря «Священной Римской империи германского
народа» и подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Но именно
такую цель поставила перед собой Европа в XVI веке и почти добилась своего в Смутное
время.
Грозный активно противодействовал европейской политике, что сделало его
врагом № 1 для «цивилизованного» мира и вызвало интервенцию России,
продолжавшуюся всю вторую половину XVI начало XVII века. В ней приняли участие
Польша, Литва, Швеция, Ливония, Турция, Крым, Дания, Германия, Франция, Валахия,
Венгрия: кто деньгами, кто наёмниками, кто дипломатическими интригами.
Вдохновителем коалиции был католический Рим.
Тогда же появились и стали широко распространяться в Европе многочисленные
клеветнические памфлеты на русского царя и на русский народ. С.Ф.Платонов писал:
«Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у
Рижского и Финского заливов и наёмных московских каперов на Балтийском море
поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом;
опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и
в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не
допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с
центрами европейской культуры, воспрепятствовать её политическому усилению. В этой
агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских
нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду
опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический
источник».
Поэтому нет ничего удивительно в том, что сочинения того времени о России и
Иоанне Грозном заполнены несуразицами и ложью, фактографическими ошибками и
неверными датировками. Творцами мифа о «тиране» на русском престоле были такие
одиозные личности, как изменник Курбский, инспирировавший вторжение на Русь 70000
поляков и 60000 крымских татар; протестантский пастор Одерборн и католик Гуаньино,
написавшие свои пасквили далеко от места событий – в Польше и в Германии; папский
нунций Поссевино, организатор польской агрессии против России и др.. Но всё же
каждый из них был современником описываемых событий и имел причины ненавидеть
царя и клеветать на него.
Интереснее то, что клевету подхватили люди науки, которым, казалось бы незачем
очернять Иоанна. Например, число казненных во время правления Иоанна Грозного
преувеличено в сотни раз. Такое искажение исторической правды связано с тем, что
сознательно используются недостоверные источники и производится подмена терминов.
Но народ не просто «терпел» Грозного царя, но восхищался им и любил его. Ни
про какого другого царя не было сложено столько песен. Былин, сказаний и сказок.
Развенчание лжи
Обвинение в необузданной жестокости Иоанна Грозного строится в основном в
связи с его политикой опричнины, которая объясняется более субъективными причинами,
связанными с характером царя, нежели объективными. А причин для введения опричнины
в 1565 году у Иоанна Грозного было более чем достаточно.
Как пишет В.Манягин: «В противостоянии Великокняжескому семейству, а,
впоследствии, Царю, объединились и Старицкие князья, и аристократическая верхушка
тогдашнего общества, и представители разгромленной, но недобитой ереси
жидовствующих, и внешние враги Московского государства».
В политическом смысле опричнина была тем, что сейчас называется чрезвычайным
положением. Царь, вводя опричнину, стремился поставить под контроль боярское
сословное своеволие, склонное к сепаратизму, коррупции, измене и корысти, что было
несовместимо с государственностью. Бояре стали служить мамоне, это создало опасность
не только для государственности, но и несло страдания народу, так как бояре думали
лишь только о своих правах и привилегиях. Царю пришлось бороться против ереси
жидовствующих, которая пустила корни во многие поры русского общества.
Надо помнить и о том, что обязанности Царя нельзя мерить меркой частного
человека. «Царское же управление требует страха, запрещения и обуздания»- говорит
Иоанн Грозный. Митрополит Иоанн Снычёв пишет: «С момента учреждения опричнины
до смерти Царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных
преступников. Судите сами, много это или мало. При том, что периодическое
возникновение «широко разветвлённых заговоров» не отрицает ни один уважающий себя
историк».
Если подробно, нетенденциозно разбирать каждое обвинение против Иоанна
Грозного, исследователь придёт к иным выводам, нежели те, что изложены в учебной
литературе.
Так какова же цена реформ? Наверное, составители трудных вопросов историко-
культурного стандарта имели в виду жертвы в период правления Иоанна IV. Но если бы
не выбранный курс Царя, и не устранение припятствий, которые стояли на пути русской
государственности: духовная – ересь жидовствующих в союзе с Католической Церковью
и политическая – боярские семьи, связанные с еретиками устояло бы государство. Скорее
нет.
За могущество, виновником которого по-праву является Иоанн Грозный, сам Царь
заплатил немалую цену:
- гибель родственников;
- клевета на царя, продолжающаяся и по сей день.
Наша задача задуматься о той цене, которую мы можем заплатить замалчиванием
правды, разрушая фундамент нашей государственности.