Классификация архитектурных стилей

Классификация архитектурных стилей
название
стиля
характеристика стиля
план
изображение
Каноничес
кий
4тыс. до
н.э.
332 г.н.э.
Сверх человеческие
размеры, устойчивость,
строгая симметрия,
«колличественность»,
геометризм форм,
грандиозность.
Архитектура увековечила
обожествлённую власть
фараона и веру в
загробную жизнью.
(пирамиды в Гизе,
ансамбль храмов в
Карнаке)
Классичес
кий
8 в до н.э.-
5 век н.э.
Этот стиль выработался в
Античности: Греции,
Риме. Лёгкая стройная
архитектура Др. Греции
несёт в своём
художественном строе
иной дух героики и
значимости человека.
Главное достижение
греческих зодчих-
создание ордера.
Гармония, лёгкость,
простота, соразмерность
человеческому маштабу
практичность,
рационализм,
торжественность.
(Афинский акрополь,
римский колизей)
Романский
11- 12 в.в.
Массивность,
тяжеловестность,
грузность, крепостной
характер, основное
выразительное средство -
стела с узкими проёмами -
крестово -купальная
система. Толстые стены,
узкие окна- бойниц в
монастырях и замках.
Главным элементом
композиции - донжон.
Вокруг нее располагались
остальные постройки,
составленные из простых
геометрических форм -
кубов, призм, цилиндров.
оборный ансамбль в
Пизе, Собор в Вормсе)
Готически
й
13 - 14 в.в.
Конструктивной основой
становится каркас,
появляются огромные
проёмы, заполненные
витражами. Вытягиваются
и принимают стрельчатую
форму арки и порталы.
Лёгкость, ажурность,
невесомость,
устремлённость вверх к
небу, к Богу.
(собор Парижской
Богоматери, собор в
Реймсе, в Кёльне)
Древне -
русский
9 - 17 в.в.
Величавая простота,
праздничность,
нарядность,
декоративность,
многоглавие.
(храм Св. Софии в Киеве,
церковь Покрова на
Нерли,
Дмитриевский собор во
Владимире)
Ренессанс
13 - 17 в.в.
Симметрия, гармония,
уравновешенность,
геометорическая
правильность форм.
Важным достижением-
создание новой
архитектурной формы -
этажа. Окна трактуются
как глаза здания, фасад -
как лицо здания; т.е.
снаружи выражается
внутреннее архитектурное
пространство.
(храм Санта - Мария дель
Фьоре, Палаццо Ручелаи,
Микеланджело
Буонарроти. Купол
собора св.Петра. Рим)
Барокко
17 век
Причудливый,
динамичный,
неспокойный, богато
декорированный,
скульптурный, создание
парков, ансамблей, здания
богато укршены
лепниной, живописью,
скульптурой.
(Ансамбль собора Св.
Петра в Риме,
Царскосельский дворец,
Эрмитаж, Борромини.
Церковь Сан Карло алле
кватро фонтане. Рим)
Классициз
м
17 - 19 в.в.
«Классиус» - образец.
Стиль абсолютных
монархий, спокойное
величие и благородная
простота, строгий ритм,
симметрия, нарядность,
торжественность.
строгость формы, ясность
пространственного
решения, геометризм
интерьеров, мягкость
цветов и лаконизм
внешней и внутренней
отделки сооружений
(дворцовый ансамбль
Версаля, стрелки
Васильевского острова,
Казанский собор)
Рококо
18век
«Рокайль» - раковина.
Утончённость,
манерность, роскошь,
прихотливая
декоративность, орнамент
в виде раковины.
характерно тяготение к
асимметрии композиций,
мелкая деталировка
формы, насыщенная и
уравновешенная
структура декора в
интерьерах, сочетание
ярких и чистых тонов
цвета с белым и золотом,
контраст между
строгостью внешнего
облика зданий и
деликатностью
внутреннего их убранства.
(Овальный зал отеля
Субиз, двоцовые
интерьеры Зимнего
дворца, Смольный собор)
Ампир
18век
Стиль империи эпохи
Наполеона, суховатость,
академизм, строгость,
чёткость линий, холодное
величие. сочетание
массивных простых
геометрических форм с
предметами военной
эмблематики. увлечение
строительством
различного рода
триумфальных арок,
памятных колонн,
обелисков. Важными
элементами
декоративного убранства
зданий становятся
портики. В отделке
интерьеров часто
используются бронзовое
литье, роспись плафонов,
альковов
(Шальгрен. Арка Звезды в
Париже, здание главного
штаба в Петербурге,
Лепер и Гондуэн.
Вандомская колонна в
Париже.)
Модерн
19 век
Ассиметрия, смягчённые
обтекаемые формы,
изгибающиеся линии
орнамента, внешняя
декоративность.
использование новых
технологий (металл,
стекло). Лестничные
перила, светильники,
свисающие с потолка,
даже дверные ручки
все тщательно
проектировалось в едином
стиле
(Дом Бальо (1906, арх.
Антонио Гауди), Викто
́
р
Орта
́
Дом Тасселя (1983),
дом Сытина, Особняк
С.Рябушинского.
Ф.Шехтель. Москва.1902
Модерн – к. XIX - начале
XX в; характеризуются
различными украшениями
домов, скруглениями,
уходом от правильных
геометрических форм.
Использование больших,
площадей остекления.
Облицовочные
поверхности выполняются
из декоративного кирпича,
керамогранита, а также в
отдельных случаях –
покраска.( в архитектуре
Москвы - Ярославский
вокзал, ЦУМ, гостиница
Метрополь)
Современн
ый
(контруктив
изм,
органика,
ретро)
20 век
Использование новых
строительных
конструкций, новые
строительные материалы,
абстракция
геометрических форм,
эстетизация конструкций.
Конструктивизм-
конструирования
окружающей среды,
возможности новой
техники, ее логичных,
целесообразных
конструкций,
эстетические возможности
таких материалов, как
металл, стекло, дерево.
Показной роскоши
конструктивисты
стремились
противопоставить
простоту и подчеркнутый
утилитаризм новых
предметных форм, в чем
они видели
овеществление
демократичности и новых
отношений между
людьми. (Московский
планетарий, арх. М.
Барща, М. Синявского;
Эйфелева башня
Г. Эйфель
Франция)
"органическая
архитектура"- утверждать
необходимость и
приятность для
человеческого глаза
гибких природных форм,
соединения
архитектурных
сооружений с природным
окружением. (Оперный
театр,Йорн Устцон,
Австралия, Сидней )
Ретро стиль -просторные
формы, веранды.
Наружная отделка дома
выполняется из
современных материалов,
но стилизованная под
старину. Здесь
присутствует контраст
темных цветов и светлых,
изломы крыш, ендовы,
мансардные окна,
просторные лестницы.
"хай-тек" ("хайтек") -
максимальная
функциональность.
Никаких декоративных
излишеств. Активное
внедрение новейших
технологий в среду
обитания человека. Порой
демонстративное
использование
технических форм – ярко
окрашенных открытых
труб, воздуховодов,
элементов инженерного
оборудования,
металлических
конструкций и другого
антуража «века техники»
Конструкциям присущи:
строгость и простота,
прямые линии, простые
геометрические формы.
Декор спокойный. В
цветовой гамме
преобладает
однотонность. Много
металла и стекла.
Популярны
металлостеклянные
многоярусные
галереи(«Рейнбоу сентр»
в Ниагара-Фоллс, США,
1978 )
http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=376&id_cat=1565
Учебные наглядные пособия и презентации по курсу
«История архитектуры» (диск, плакаты, слайды)