Историческое сочинение: 1359-1389 (Русь в правление Дмитрия Донского)

Историческое сочинение: 1359 1389 (Русь в правление
Дмитрия Донского)
1359 1389 гг. – это период правления великого князя владимирского, московского и
всея Руси, внука Ивана Калиты, сына Ивана Красного II Дмитрия Ивановича Донского. Этот
период в истории России отличается, во – первых, продолжением процесса дальнейшего
присоединения новых территорий к Московскому княжеству и укрепление его
экономического положения; во – вторых, укреплением политического положения
Московского княжества, а так же активного его включения в борьбу за лидерство на Руси;
в третьих, победой Руси на Куликовом поле и активным участием русской православной
церкви в формировании национальной идеологии.
Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Дмитрий Донской,
ставший в девятилетнем возрасте великим князем московским в 1359 1389 гг. и почти
одновременно великим князем владимирским (1362 – 1389 гг.). Дмитрий продолжил
процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Под его командованием русское
войско одержало блестящую победу над монголо – татарами на Куликовом поле в 1380
году. В истории русской культуры и православной веры этого времени заметное место
занимает Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергиевой лавры и идейный
вдохновитель русского народа в борьбе против монголо – татарского ига, в последствие
канонизированный и ставший одним из самых почитаемых русских святых.
В этот период продолжается рост могущества Московского княжества. Это связано с
тем, что продолжая политику деда Ивана Калиты по укреплению своего княжества,
Дмитрий присоединяет новые территории: 1371 г. – Белоозеро, Медынь; 1374 г. –
Дмитров, Владимир, Стародуб, Углич, Галич, Трубчевск; 1385 г. – Кострома, Мещера.
Обещая всяческие льготы и привилегии, князь призывал в свой город из других княжеств
разный трудовой люд, покупал в Орде русских пленников и тоже селил в московских
землях, создавая для них целые слободы и села. Происходит значительный рост торгово –
промышленного населения Москвы. Большое развитие получает производство оружия и
здесь появляется целое поселение оружейников. В свою очередь развитие оружейного
дела способствовало росту военной мощи московского княжества.
Дмитрий Донской ничем не походил на своего отца, Ивана Красного. Характер его
закалялся в битвах с Тверью и ее союзником, литовским князем Ольгердом
Гедиминовичем, рязанцами, мордвой. Так получив ярлык в 1363 г. и уступив его в 1371 г.
Михаилу Тверскому, Дмитрий отказывается ему подчиняться. Позже он подкупает хана
Золотой Орды и возвращает себе ярлык на великое княжение. Дмитрий неоднократно
отнимал ярлык на княжение, получаемый Михаилом Тверским. В конце концов, в
результате похода на Тверь в 1375 г. Михаилу пришлось признать себя «младшим
братом», т.е. вассалом Дмитрия и отказаться от претензий на великое княжество
московское. Теперь Тверь должна была участвовать во всех войнах московского князя и
отказаться от союза с Ольгердом и его родственниками. Князь Дмитрий и боярское
правительство укрепляли могущество Московского княжества. Свидетельством
возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в
1367 г. белокаменной крепости – Кремля.
В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять власть над
Русью. Хан Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орду, в 1378 году совершает поход
на Русь. Однако на реке Воже (1378 г.) его войско разбито московской ратью. Перед этим
на реке Пьяне (1377 г.) русские потерпели поражение. Теперь Мамай готовит решающий
поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлой,
вступает в тайное соглашение с рязанским князем Олегом, недовольным усилением
Москвы. Князь Дмитрий Иванович также формирует большое войско, собирая силы
русских княжеств. Чтобы помешать Мамаю соединиться с князем Ягайлой, Дмитрий
Иванович спешит дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решала битва 8
сентября 1380 года на Куликовом поле на правом берегу Дона при впадении в него реки
Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе пути к
отступлению. Стратегически положение его было выгодным – оба фланга прикрывались
рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий
Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический
момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Разгром
татар был полным. За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским.
Историческое значение Куликовской битвы заключается в том, что ее результат
привел к краху татаро – монгольских планов раздела Руси. Куликовская битва показала,
что, объединившись, русские могут разбить любого врага. Она дала импульс новым
силам, стремившимся к государственному единству Руси, и объективно способствовали
усилению Московского княжества – объединительного центра Руси.
Заметную роль, причем не только в церковно – духовных, но и в политических
событиях на Руси времен Дмитрия Донского, играла церковь. Русская православная
церковь немало способствовала усилению Москвы, собиранию русских земель,
укреплению княжеской власти и авторитета великого князя. Наставником Дмитрия
Донского был митрополит Алексей, который сыграл большую роль в становлении
великого князя. Умирая (1378 г.), митрополит Алексей хотел видеть своим приемником
Троицкого игумена Сергия Радонежского, самого почитаемого, великого подвижника
Русской православной церкви. Сергий Радонежский снискал огромный авторитет на Руси.
Он укрощал распри, примирял князей. Он же благословлял Дмитрия Донского на
решительную борьбу с Ордой. По просьбе Дмитрия Донского Сергий Радонежский
скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 году. Однако стать митрополитом
Сергий Радонежский отказался, считая своим долгом «быть не пастырем над всеми, а
одним из духовных тружеников». Он сам основал несколько монастырей, его ученики
до 40 обителей. Призыв Сергия Радонежского: «Любовью и единством спасемся» -
актуален и в наши дни.
Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно
следственные связи. Эти события – укрепление политического и экономического
положения Москвы, победа русских дружин на Куликовом поле и продолжение
формирования православной нравственности – были обусловлены общими причинами:
складыванием определенных экономических предпосылок для объединения русских
земель, укрепления авторитета московского княжества как центра объединения русских
земель, возрастающей необходимостью освобождения Руси от ордынского владычества.
Следствием этих событий стало укрепление власти московского князя, победа
русских дружин на Куликовом поле и продолжение формирования русской православной
идеологии.
Дмитрий Иванович правил в течение продолжительного периода – 30 лет. Все его
княжение было наполнено непрерывным рядом войн. В блестящей победе на Куликовом
поле (8 сентября 1380 г.) сказался результат деятельности Дмитрия Ивановича как
организатора и объединителя народного движения, сумевшего сплотить Русь для борьбы
с общим врагом, ярко проявился его полководческий талант. Благодарная память память
народная о подвиге на Дону закрепила за князем Дмитрием прозвище Донского.
Однако Куликовская победа не избавила Русь от татарского ига. В 1382 г. хан
Тохтамыш организовал набег на Москву и, воспользовавшись тем, что Дмитрий собирал
ополчение в Костроме, разорил столицу и ее окрестности. После чего московскому князю
вновь пришлось признать себя данником Золотой Орды, чтобы спастись от подобных
разорений.
В последующие годы Дмитрий усмирил и заключил мир с рязанским князем
Олегом (1385), наказал новгородцев за разбои, проводимые ими в Костроме, Ярославле,
на Каме и Ветлуге (1386).
Историки высоко оценивают деятельность Дмитрия Донского. Н.М. Карамзин
писал о нем: «Никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра
Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие,
любовь к славе Отечества, справедливость, добросердечие».
Период 1359 – 1389 гг. – это время объединения Московского и Владимирского
княжеств, а также присоединения к Москве новых территорий и укрепления Москвы как
центра собирания русских земель в единое государство и формирования единой
православной идеологии на Руси.