Презентация "Панславизм в идеологии декабристов"

Подписи к слайдам:
Панславизм в идеологии декабристов Выполнила : Учитель истории Горшкова М.В. МБОУ СОШ №14 г.Белгорода

 

БЕЛГОРОД 2017

Панслави́зм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности.  Панслави́зм — идеология, сформировавшаяся в странах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. 

Территория Европы, охваченная идеями панславизма (славянские страны)

Общества первого согласия(1818)

Общество соединённых славян (1823)

Общество друзей природы (1823)

Цель общества - объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию
  • Членами федерации должны были быть следующие страны: «Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация». Венгров члены общества считали славянами;
  • Каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию;
  • В столица великого славянского федеративного Союза должен был собираться съезд представителей всех славянских республик для решения общих дел.
В обществе были свои «Правила» (или «Катехизис») и «Присяга»
  • П. И. Борисов.
  • Вступая в число Соединенных Славян, для избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я торжественно присягаю на сем оружии на взаимную любовь, что для меня есть божеством а от чего я ожидаю исполнения всех моих желаний. Клянусь быть всегда добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее молчание….. («Клятва» или «Присяга» Общества соединённых славян).
Члены Славянского общества отличались по своему имущественному положению (в основном - малоимущее дворянство)
  • Борисовы Пётр Иванович и Андрей Иванович
Ещё одна характерная черта: почти все «славяне» — южане, а многие — «щирые» украинцы.
  • Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ.
М.П. Бестужев-Рюмин

Главное, что привлекало Славянское общество к Южному,— его демократические идеи (в сравнении даже с Северным обществом), ярко обрисованные Бестужевым-Рюминым во время их воссоединения.

Интересы сторон
  • М. Бестужев-Рюмин подошел к «славянам» исключительно с точки зрения интересов Южного Общества. Последнему нужны были решительные люди, особенно готовые на цареубийство, а «славяне» вполне удовлетворяли этим требованиям. Также, они могли вести активную агитационную работу в армейских частях.
  • В конце концов, желание слиться с сильным обществом и начать действия возобладало (на тот момент – кризис). Славянский союз принимает решение о слиянии с Южным обществом.
Противоречия «Союза»
  • «Славяне», фактически теряли самостоятельность управления, входя в союз как «Управа»;
  • Старая, наиболее активная верхушка членов, в частности Борисов 2-й, оказались в рядах простых членов;
  • Посредники в управлении управой были выбраны (отчасти под прямым воздействием Бестужева) неудачно;
  • Управа «Славян» перестала пополнятся «средними и низкими чинами», а также представителями польской шляхты, но контакт с ними продолжался;
  • Возобладала точка зрения на революцию, как на военный переворот, а не как народное движение;
  • В программе Ю. общества отсутствовало официальное планирование о предоставлении автономии славянским государствам (Польше, Украине).
Дальнейшая судьба участников общества
  • Осуждено из «Славян» было 23 человека

Камера декабристов в Читинском остроге

Акварель Н. РЕПИНА, 1829 г.