Проект - игра "Гарри Поттер и дементоры" 5 класс
1
Описание проекта-игры «Гарри Поттер и дементоры»
Цель проекта: привить интерес к программированию учащимся начальной и средней
школы.
Среда программирования: Scratch – 1.4
Задачи проекта:
1. Изучить основы объектно-ориентированного программирования с
использованием среды Scratch;
2. Познакомиться с основными алгоритмическими конструкциями.
Многим моим ученикам очень нравятся книги Джоан Роулинг про маленького
волшебника Гарри Поттера и его друзей Рона Уизли и Гермиону Гренджер. Я решила
использовать главных героев этих книг и элементы сюжетов для того, чтобы научить
своих учеников создавать игры в программе Scratch. Программа имеет неоспоримые
достоинства: «быстрый старт», программы (скрипты) составляются из уже готовых
блоков (их нужно только перетаскивать), алгоритмы, которые используются,
интуитивно понятны. Сюжет игры прост: Гарри Поттер должен ловить снитч. Снитч -
это такой волшебный мяч, который может летать. Два Дементора ему мешают. Рон
Уизли всегда рядом с Гарри. Если Дементоры коснутся Гарри или Рона, то считается,
что игра проиграна и появляется фон с лицом Волан де Морта(главный злодей). Если
Гарри успел поймать снитч, ему начисляются очки. Игра считается оконченной при 10
очках(это победа!).
Для создания игры нам понадобятся сцена, где происходит действие, и объекты
– герои игры. Сцена имеет 4 фона, которые можно импортировать как картинки из
Интрнета. (См. рис. 1)
2
Рис. 1
Они(фоны) меняются, когда Гарри или Рон достигают края экрана, причём в
зависимости от направления фоны будут разные. Это отражается в скрипте к сцене с
использование команды «если». Для создания этого скрипта понадобилось создание
переменной dir.
Если Гарри касается края экрана, то передаётся сообщение на смену фона. Это
сообщение получает объект «сцена» и проверяет значение переменной dir –
направление. В соответствии со значением dir- появляется один из четырёх фонов.
(См. Рис. 2)
3
Рис. 2
Дальше нужно создать героев игры.
Главный герой Гарри Поттер(он же изначально Котёнок) имеет костюм, который
можно отредактировать с помощью встроенного графического редактора. (См.
Рис.3)
4
Рис. 3
Для Гарри нужно написать несколько скриптов, которые выполняются
одновременно. Все они запускаются при нажатии на зелёный флажок. Первый скрипт
написан для управления героем с помощью клавиш «стрелка вверх», «стрелка вниз»,
«стрелка влево», «стрелка вправо». Работа стрелок выполняется в цикле с помощью
команды «всегда». Если этого не сделать, то команды выполнятся только 1 раз.
Значения переменной dir устанавливаются следующие:0(вверх), 90(вправо), -
90(влево), 180(вниз). В том же скрипте рассмотрена ситуация если Гарри касается
Дементоров(чёрный цвет). В этом случае передаётся специальное сообщение. (См.
рис. 4).
5
Рис. 4
Следующий объект (герой игры)– это «волшебный мяч» - снитч. У него
несколько костюмов. (См. рис. 5.). Можно сделать более похожим на «мячик с
крылышками».
6
Рис. 5
У снитча несколько скриптов, которые выполняются одновременно.
Первый скрипт позволяет вывести снитч произвольным образом на экран и
сделать его полупрозрачным. В случае, если снитч качается Гарри Поттера, он
исчезает с экрана и в переменную «очки» добавляется 1.( См. рис. 6). Затем снитч
снова появляется в произвольном месте экрана.
Рис. 6
7
Ещё один скрипт для снитча обнуляет очки в случае достижения 10 очков
(выигрыш)( См. рис. 7).
Рис. 7
Другой скрипт при достижении 10 очков передаёт сообщение «Победа».( См.
рис. 8)
Рис. 8
Это сообщение получает объект «Победа» (создаётся как объект).
После получения сообщения объект становится видимым. (См. Рис. 9)
Рис. 9
Рассмотрим ещё два объекта: дементоры.
Они имеют одинаковые скрипты. (См. рис. 10)
8
Рис. 10.
При касании каким-либо Дементором Гарри Поттера игра прекращается и
появляется объект «Воланд де Морт»(его тоже надо создать). Это означает, что игра
проиграна. Очки обнуляются, Дементоры пропадают с экрана. Дементоры всегда
повёрнуты в сторону Гарри Поттера и двигаются в его направлении.
Объект Рон Уизли(его тоже надо создавать как объект и редактировать)
усложняет игру, так как он тоже не должен касаться Дементоров. Рон всегда следует
за Гарри. Его скрипты: ( см. рис. 11)
9
Рис. 11
Вывод: Каждый ученик, который овладел основами объектно-
ориентированного программирования и познакомился со средой Scratch, может
самостоятельно создавать для себя и своих друзей разнообразные игры.