Технологическая карта урока "Спаси компьютерную планету от вируса" 5 класс
Технологическая разработка внеклассногомероприятия
Тема
«Спаси компьютерную планету от вируса»
Предмет
Информатика
Класс
5
Базовый учебник
«Информатика» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, «Бином» 2015г
Цель занятия
обобщить и закрепить материал по темам: «Информация вокруг нас», «Ввод информации в
память компьютера», «Действия с информацией», «Кодирование информации»,
«Представление информации».
Задачи
Обучающие:
Развивающие:
способствовать развитию у учащихся коммуникативной, информационной компетенции,
повышению мотивации учебной деятельности через групповую, индивидуальную форму
работы на уроке и применение ИКТ (постановка и формулирование проблемы, работа с
текстом, поиск и выделение необходимой информации, умение преобразовывать
информацию, самостоятельная практическая работа).
Воспитательные:
развивать самостоятельность суждений, любознательность, ответственность к
выполняемой работе, умение работать в группе.
Формирование УУД
личностные: содействовать развитию творческой деятельности обучающихся; умению
анализировать и критически оценивать получаемую информацию;
регулятивные: обеспечить формирование навыков целеполагания и планирования;
умения саморегуляции эмоционального состояния; умения оценить уровень усвоенного
материала и соотнести с уровнем необходимого;
познавательные: содействовать развитиюнавыков поиска и выделения необходимой
информации; самостоятельного определения алгоритма деятельности; умений установить
причинно-следственные связи и построить логическую цепь рассуждений;
коммуникативные: способствовать развитию умения продуктивного сотрудничества со
сверстниками; формированию навыков выражения своих мыслей; воспитанию взаимопомощи
в сотрудничестве.
Формируемые компетенции
ценностно-смысловые компетенции:
умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать
ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести
ответственность за выбор);
общекультурные компе методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый,
исследовательский;
практические компетенции:
понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний,
полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;
учебно-познавательные:
знание определений изучаемых понятий по теме;
информационные:
владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать,
анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками
использования технических устройств ПК и программного обеспечения;
коммуникативные:
уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать
этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера;
компетенции личностного самосовершенствования:
владеть навыками оценки и самооценки
Планируемые результаты
Предметные -;
Метапредметные –способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной
деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению
анализировать информацию
и делать выводы; развивать навыки сотрудничества; умение применять таблицы для
представления разного рода однотипной информации;
Личностные – содействовать формированию осознанного
интереса к изучению информатики; чувство личной ответственности за качество окружающей
информационной среды
Тип занятия
внеклассное мероприятие
Методы обучения
наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, практический
Виды контроля
взаимный контроль, контроль учителя
Основные понятия и
термины
устройства компьютера
информационные процессы
действия с информацией
ввод и вывод информации
группы клавиш
виды информации
способы представления информации
кодирование информации
Формы работы
Индивидуальная, групповая
Литература
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса.
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2008г
3.1.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие/Агеева
И.Д. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 205с.(Игровые методы обучения)
Оборудование и
методическое обеспечение
урока
компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Спаси компьютерную планету от
вируса», раздаточный материал: творческие карточки.
Ход занятия:
(дети поделены на группы заранее методом жеребьевки)
Этап
урока
Деятельность
Применяемые
технологии,
приёмы,
средства
организации
урока
Приложения
Учителя
Ученика
1.Организационный
момент. Мотивация к
учебной деятельности
Здравствуйте ребята! Я рада
приветствовать вас на
мероприятии, которое
называется «Компьютерный
калейдоскоп». Как вы
думаете, чем же мы будем с
вами заниматься? А будем
мы в форме игры закреплять
полученные ранее знания по
предмету
информатика.(слайд1)
Анализируют, приходят
к выводу, что на
занятии им необходимо
вспомнить изученный
ранее материал.
Создание
психологического
комфорта на
начало
урока.Включение
учащихся в
учебную
деятельность на
личностно
значимом уровне.
Слайд 1
2. Возникновение
проблемы –
выявление области
незнания.
Целеполагание.
(слайд 2)
Ой, что же это случилось?
(звучит сообщение о
заражении компьютера
вирусами). Придется отменить
игру «Компьютерный
калейдоскоп» и начать
бороться с вирусами!
Приходят к выводу, что
необходимо установить
антивирус.
Цель: проверить
готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия.
Мозговой штурм.
Слайд 2
А что же нам для этого нужно?
Правильно, установить
антивирус!
(слайд 3). Давайте поможем
вылечить мой компьютер от
вирусов и проведем игру под
названием «Спаси
компьютерную планету от
вируса».
Формулируют цель
занятия.
Целеполагание.
Слайд3
3. Постановка задач.
Выполнение
исследования.
Итак, перед вами игровое поле,
на котором 8 заданий.(слайд4)
За каждое правильно
выполненное задание вы
будете получать не только
баллы, но и буквы, из которых
вам будет необходимо сложить
слово и прикрепить его на
доску магнитами. Я прошу вас
внимательно слушать задания,
советоваться с товарищами по
группе и постараться давать
правильные ответы.
Приходят к выводу, что
необходимо быть
логичными при
составлении выводов.
Обучение в
сотрудничестве.
Работа в группах.
Метод: игровой
метод;
сотрудничество,
взаимопомощь
Цель: развитие
познавательной
активности,
поисковой
деятельности.
Прием:
побуждение к
диалогу.
Слайд4
Я прошу вас выбрать капитана
вашей группы, практика ( кто
будет выполнять задания на
компьютере), а остальные
члены команды останутся на
сегодня теоретиками и
исследователями.
В группе решают,
какой уровень задания
будут выполнять.
Распределяют роли в
группе: капитан,
практик, теоретики,
исследователи*.
Групповая
дискуссия.
Итак
приступаем. (слайд6)
«Опознай пословицу». Русские
народные пословицы
перефразированы на язык
информатики. Ваша задача
восстановить их в
первоначальное состояние.
Каждая угаданная пословица
приносит вашей команде 5
баллов. Как вы думаете, к
какой изученной теме можно
отнести это задание?
(слайд5)
«Змейка».
Необходимо расшифровать
слово, которое располагается в
любом из направлений, по
которым может двигаться
змея. Каждое угаданное слово
– 5 баллов.
(слайд7)
«Ребусы». Этот этап принесет
вам по 10 баллов за каждое
разгаданное слово. Дерзайте,
время пошло!
Отвечают:
«Кодирование
информации»
Выполняют задание
Активно обдумывают
ответы
Поисковая работа,
анализ, мозговой
штурм, сравнение,
обобщение
Мозговой штурм
анализ, мозговой
штурм, сравнение,
обобщение
Слайд6
Слайд 5
Слайд7
(слайд8,9)
«Дальше, дальше…»
Команды готовы к
продолжению битвы с
вирусами. В этом конкурсе
каждой команде предлагается
ответить на вопросы сразу,
если ответа нет, переходим к
следующему вопросу,
максимальное количество
балов -5 (за каждый
правильный ответ)
А сейчас я думаю нам нужно
набраться сил, поднять
настроение и немного
отдохнуть. Физкультминутка
(слайд 21)
Продолжаем работу.
«Текст с компьютерной
начинкой». Перед вами лежит
текст, ваша задача найти слова,
связанные с информатикой.60
баллов может получить ваша
команда, если найдет все 6
слов, спрятанных в данном
тексте.
Отвечают на
поставленные вопросы
без обсуждений
Активно обдумывают
ответы
мозговой штурм
Поисковая работа,
анализ, мозговой
штурм
Слайд8,9
(слайд21)
(слайд10-20)
«Счастливый случай».
Открывая одну из цифр, за
которой может прятаться как
задание, так и бонусы,
переходы хода, вы должны
ответить на поставленные
вопросы и заработать баллы.
(слайд22)
«Найди следы».
Какие-то червячки проползли
по оперативной памяти моего
компьютера и вместо рисунка
остались только цифры. Что
они могут означать?
Правильно, значит наша задача
на этом этапе состоит из того,
чтобы восстановить рисунки
из предложенных координат.
Команды получают задание на
месте, а капитаны команд
проходят к компьютерам и
выполняют работу по
раскодированию информации.
Таким образом каждая
команда может заработать 2
буквы для спасения
компьютера.
(слайд23-25)
«Шифровщики»
На этом этапе 2 задания:
1. выполняется на
компьютере. Я прошу
Активно обдумывают
ответы, обсуждают
Отвечают: «Это
координаты».
Выполняют задание;
практическую работу
Выполняют
практическую работу
Поисковая работа,
анализ
Поисковая работа,
анализ, мозговой
штурм
(слайд10-20)
(слайд22)
(слайды 23-25)
капитана назначить
практика для работы.
Вся информация дана в
инструкции(Задание:
На рабочем столе
компьютера открой папку
«КОДИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИИ»
В меню выбери задание
«Порядковый код»
Расшифруй сообщение)
2. остальная команда
работает сообща, и
пытается разобраться в
том, что закодировано в
данном сообщении
(раздаточный материал)
Активно обдумывают,
обсуждают
Поисковая работа,
анализ, мозговой
штурм
4 Рефлексия
Подведение итогов:
Итак, наша игра подошла
к концу, какую цель мы
сегодня преследовали?
Я прошу представителей
команд из полученных
букв составить слово и
закрепить его на доске,
чтобы узнать спасли ли
мы планету
Информатика и мой
компьютер от вирусов?
Отвечают: «Спасти
компьютер от вирусов.
Вспомнить основные
определения,
изученные ранее,
применить полученные
знания на практике».
Выходят к доске,
крепят слово
«АНТИВИРУС».
Прием: анализ,
синтез, обобщение
Давайте вместе
вспомним и озвучим,
какие же темы,
изученные ранее мы
применяли во время
игры?
Отвечают:
«Информация вокруг
нас», «Ввод
информации в память
компьютера»,
«Действия с
информацией»,
«Кодирование
информации»,
«Представление
информации».
5. Подведение
итогов
Ну а сейчас мы попросим наше
жюри озвучить результаты
нашей игры и назвать
победителей. **
На этом наша игра
закончилась, всем спасибо за
работу, удачного дня и
хорошего настроения!
Получают грамоты,
выслушивают мнение
жюри.
*исследователи – если есть слабоуспевающие дети, для них разрабатывается отдельное задание, которое может быть
представлено в виде практических работ разного уровня. Таких детей (исследователей) назначает сам учитель.
**победители- за каждый конкурс помимо букв, из которых сложится слово АНТИВИРУС (выдается обеим командам),
насчитываются баллы, по ним и определяется победитель игры.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Структура персонального компьютера"
- Конспект урока "Реализация определения фраз-анаграмм на Java с помощью сортировки"
- Методическая разработка "Создание базы данных"
- Конспект урока "Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации"
- Практическая работа "Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения"
- Практическая работа "Решение логических задач"