Конспект урока "Знакомство с основными компонентами и их свойствами"
Программирование в Lazarus для школьников.
Занятие № 3.
Знакомство с основными
компонентами и их
свойствами.
Матыцин Игорь Владимирович
Учитель математики и информатики
МБОУ СОШ с. Девица
Цель: познакомить учащихся с основными компонентами их свойствами,
научить добавлять компоненты на форму.
Программирование в Lazarus для школьников.
Девица 2012.
Для разработки визуального дизайна программы в Lazarus используются
специальные библиотеки, в которых хранятся объекты управления. Эти
объекты называются компонентами.
Компоненты – это готовые фрагменты программы, используя которые
разработчик создает графический интерфейс пользователя и включает в
приложение необходимые невизуальные элементы.
Все компоненты находятся в окне главного меню, они разбиты на группы по
функциональности.
Рис. 3.1 Компоненты.
Для добавления компонента на форму необходимо нажать на значок
компонента, а затем на область окна формы. На форме появится изображение
этого компонента или же его значок, если компонент не имеет визуального
отображения.
Самый первый компонент – это Меню. Давайте добавим его на форму.
Программирование в Lazarus для школьников.
Рис. 3.2 Форма с компонентом меню.
Для того что бы на форме появилось всем знакомое меню, необходимо
дважды нажать на значок компонента на форме и тогда откроется Редактор
меню. В этом редакторе можно добавлять вкладки.
Рис. 3.3 Редактор меню с несколькими подменю.
Для добавления новых вкладок нажимаем правой кнопок на пункт и
выбираем Вставить новый пункт. Для добавления подменю выбираем пункт
Создать подменю. Созданное меню появится на форме.
Программирование в Lazarus для школьников.
Рис. 3.4 Форма с меня.
Теперь необходимо запустить проект, чтобы увидеть, как выглядит рабочая
программа. Для запуска нажмите на кнопку .
Следующий компонент один из самых главный – это кнопка . Он так же
добавляется на форму.
Рис. 3.5 Форма с кнопками.
Одно из основных свойств кнопки это текст, который на ней написан. Все
свойства компонентов храниться в окне Инспектора объектов. Текст на
кнопке хранится в свойстве Caption. Его можно изменять вручную и
непосредственно во время выполнения программы.
Для того чтобы обратится к свойству Caption необходимо в окне редактора
исходного кода написать Button1. Caption:=’Кнопка 1’. Так же происходит
Программирование в Lazarus для школьников.
обращение ко всем свойствам. То есть сначала пишется имя компонента, а
затем через точку пишется свойство и далее параметр этого свойства.
Управление размером производится на форме. Необходимо просто растянуть
кнопку до нужных размеров.
Рис. 3.6 Кнопки с изменённым свойством Caption.
Также существуют специальные компоненты для группировки других. Это
Группа и Панель.
Рис. 3.7 Группа и Панель на форме.
У всех компонентов есть общие свойства, такие как Длинна, Ширина, Цвет.
Height – высота;
Программирование в Lazarus для школьников.
Width – ширина;
Color – цвет.
Но у каждого компонента есть свои индивидуальные свойства, например,
значок, текст, адрес и так далее.
Практическое задание.
Вариант 1. Скопировать на форму своего проекта интерфейс калькулятора
Windows.
Вариант 2. Скопировать на форму своего проекта интерфейс Экранной
клавиатуры.
Программирование в Lazarus для школьников.