Конспект урока "Путешествие по клавишам"

Открытый урок по информатике: "Путешествие по
клавишам"
Форма урока: урок - путешествие.
Раздаточный и дидактический материал: презентация к уроку +
карточки для учащихся.
Цель: закрепление изученных устройств ПК и навыков работы на
клавиатуре.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
воспитание дисциплинированности;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
Образовательные:
проконтролировать уровень усвоения материала по теме:
“Назначение и устройства компьютера”, “Назначение клавиш”;
познакомить учащихся с новыми комбинациями клавиш.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы;
развивать внимание, наблюдательность, память, логическое
мышление.
Оборудование:
карта путешествия;
компьютеры и ноутбуки;
памятки для учащихся;
I. Организационный момент.
На доске карта путешествия - маршруты.
Вступительное слово учителя:
Мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные
устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст,
выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК
необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их
комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём
первые итоги нашей работы. (слайд 1,2)
Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.
(слайд 3) Итак, тема нашего урока: “Путешествие по клавишам”.
(слайд 4) Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным
Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж,
планируют и изучают маршрут, ставят перед собой цели и задачи. Мы сейчас
тоже поставим перед собой цели нашего путешествия и наметим маршрут
(слайд 5,6).
Но в дороге путешественники обязательно встречают, что–то новое для
себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши
знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии
будут – Курсор Текстович и его подружка Мышка, знаем мы их? (слайд 7)
Я желаю вам увлекательного путешествия, и пусть ветер будет вам
попутным.
II. Основная часть.
(слайд 8) А вот и первое препятствие на нашем пути. Посмотрите, ребята.
Кроссворд, разгадав который мы отправимся дальше. Для этого нам надо
знать названия и назначения основных и дополнительных устройств ПК.
Курсор Текстович с Мышкой, будут наблюдать за нами, что бы убедиться,
готовы ли мы к дальнейшим испытаниям.
1 этап маршрута. Кроссворд (презентация)
Каждый учащийся получает сетку кроссворда и в течении 5 минут
заполняет её, отвечая на вопросы (слайд 9)
По горизонтали:
1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.
2. Самая главная микросхема, мозг компьютера.
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.
По вертикали:
1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном …
2. Устройство для быстрого ввода изображений.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
5. Её делят на внешнею и внутреннею.
Молодцы! Идем дальше по нашему маршруту.
(слайд 10) Самопроверка ставим знак «+» возле клетки с правильным
ответом, подсчитать количество « и записать это количество на
листке под кроссвордом. 8 на «5», 4-7 на «4», менее 4 на «3» выставьте себе оценку
2 этап маршрута. Колесо истории (презентация)
Какова же история возникновения клавиатуры? Перед нами колесо
истории, вращая которое, мы и узнаем это (слайд 11,12,13) .
Большинство современных клавиатур произошли от первоначально созданной клавиатуры
компании IBM, которую компания провозгласила стандартом в 1987 году. Этот тип клавиатуры
не был первым стандартом, но стал наиболее подходящим для пользователей ПК. Какими
же были предыдущие модели клавиатур? Первоначальная модель IBM клавиатура XT, имела
83 кнопки. Слева располагались 10 функциональных клавиш, клавишные панели с цифрами
и указателями находились с правой стороны. Проект этого первоначального стандарта IBM
клавиатуры был смесью разумных и абсурдных решений расположения знаков на клавиатуре.
Таким образом, некоторые её части восхищали и как бы затемняли менее продуманные места
и недостатки. Но потом произошла катастрофа пользователи начали нажимать Delete, вместо
клавиши End. Пользователь, который, возможно, провёл долгие часы, набирая статью, нажимал
не ту клавишу, и вся его работа шла насмарку. Через короткое время в главный офис компании
IBM стали приходить жалобы. «От добра, добра не ищут» было сказано в письмах адресованных
IBM. Поэтому клавиша Backspace возвратилась к своему первоначальному широкому размеру.
Caps lock переместился на старое место клавиши Ctrl, а близнецы Ctrl и клавиши Alt
расположились с двух сторон от пробела. Клавиша Del осталась на прежнем месте, хотя
в некоторых клавиатурах стала в два раза больше. Новая указательная клавишная панель была
размещена между клавишами букв и числовой панелью. Указательная клавишная панель
(которая была фактически раздроблена на два набора клавиш) состояла из четырёх указателей,
имела перевёрнутую T-образную форму и находилась в основании, наверху находилась отдельная
панель с клавишами.
3 этап маршрута. Почта (презентация)
Сегодня утром в школу для вашего класса была доставлена почта от
Курсора Текстовича. Он хоть и очень умный, но без нашей помощи ему не
обойтись. И он просит её у нас, давайте подскажем ему какие клавиши или
комбинации клавиш необходимы в разных ситуациях.
(слайд 14) Перед вами изображение клавиатуры, прежде чем помочь
курсору скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши?
Алфавитно цифровые для ввода символов, служебные для
выполнения различных задач, удаления и т.д ,
служебные клавиши и клавиши управления курсором для
выполнения различных задач,
и функциональные клавиши.
Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные
функции, команды.
Хорошо, скажите, а на что вообще указывает текстовый курсор?
Ответ: Место куда можно вводить или редактировать текст.
А теперь давайте поможем Курсору Текстовичу, послушайте, что он
написал вам и ответьте на вопросы:
(слайд 15) 1. Вот стою я на странице
И хочу писать слова,
Жаль, что тут язык английский,
Помогите мне друзья.
1. (Shift + Alt) 2. (Ctr + Alt) 3. (Delete + Alt)
(слайд 18) 2. Заголовок напишу буквами
заглавными,
Где ж найти их?
Столько букв
Только нет заглавных то.
1. (Backspase) 2. (Caps Lock) 3. (Enter)
(слайд 21) 3. Два слова слились,
Что наделал – беда
Скорей разделите
Мне их детвора.
1. (Alt) 2. (Пробел) 3. (Home)
(слайд 24) 4. Имя своё с большой буквы пишу,
Вот только как, я ни как не пойму.
1. (Enter) 2. (Caps Lock) 3. (Shift + буква)
(слайд 27) 5. На новую строчку пора мне идти,
Ну, как же друзья мне туда перейти!
1. (Shift + Alt) 2. (Tab) 3. (Enter)
4 этап маршрута. Тренажёр (презентация)
Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете
почему? Тренажёр предназначен для тренировки, а нам и надо отработать
наши навыки работы с логическими задачками. Переверните листочки с
кроссвордом на обратную сторону и выполните задания:
1. В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова
спрятаны другие слова.
(слайд 30) Например: в слове черёмуха спрятаны слова уха, муха.
Найди в данных словах затаившиеся слова и запиши их.
(слайд 31,32,33,34,35) Далее все вместе поработаем с текстом
стихотворения.
Работая с текстом стихотворения, вы должны вспомнить, как называется
клавиша, о которой идет речь в очередной строфе, и вписать ее в текст на
месте пропуска.
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам Caps Lock нажать;
Чтоб малютку получить,
Надо Caps Lock отключить.
И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь:
держи, не отпускай Shift
И на букву нажимай!
Мы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Клавиатуру изучать!
Перейти на русский шрифт
Нам помогут Alt и Shift!
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только Delete!
Под ошибку подведи
ты курсор
И Delete нажми
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
У Del альтернатива есть.
Это клавиша Backspase!
Символ слева от курсора
Удаляет вместо сора!
В конец строчки прыгнуть всем
End поможет без проблем!
А в начало чтоб попасть,
Надо срочно Номе нажать!
На другую строчку, может,
Enter перейти поможет?
Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Распечатаем его.
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!
Молодцы!
5 этап маршрута. Привал (презентация)
(слайд 36) Ну, всё ребята привал, можно и отдохнуть, да вот ещё
последняя телеграмма от нашего друга.
Ну, всё отдыхать, на привал мне пора,
Спасибо за всё дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мои алгоритмы выполняйте!
(слайд 37) Физкультминутка:
Встаньте из-за парт,
Мы руками поведем
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть
Раз, два, три, четыре,
На счет пять –
За парты сесть.
Мы выполнили первый алгоритм Курсора Текстовича, и достигли
определенной цели: отдохнули, расслабились.
Следующее задание (слайд 38). А теперь давайте проверим наши знания
на практике для закрепления навыков работы с клавиатурой мы с вами
поработает на клавиатурном тренажере baby-win, выполните второй
алгоритм от Курсора Текстовича:
1. Сесть за компьютер под номером соответствующим номеру на листке с кроссвордом;
2. открыть клавиатурный тренажер baby-win;
3. установить 5 уровень;
4. набрать 150-250 баллов за 10 - 15 минут;
5. выставить оценку на лист по критериям:
до 150 – «3», 150 200 - «4», более 250 «5»
Наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги этапов
маршрута (слайд 39).
Кроссворд – повторили устройство компьютера клавиатуру
Колесо истории – узнали историю возникновения клавиатуры
Почта – устно вспомнили назначения клавиш
Тренажёр – отрабатывали навыки решения логических задач
Привал физкультминутка, клавиатурный тренажер - отрабатывали навыки работы с
клавиатурой.
Оценки за урок. Самооценка.
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением.
Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того чтобы
передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют
смайлики (от англ. smiley улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная
из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или
настроение. Большинство из смайликов это изображение глаз или
маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову
набок. Оцените себя, используя смайлики данные на слайде (слайд 40).
(Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того,
как они оценивают свой успех на уроке:
: ) те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: ? те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал
на уроке.
: ( те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной
темой.)
Сдайте мне свои карточки для выставления оценок за практическую и теоретическую часть урока.
Ребята, как вы думаете, мы полностью научились работать на клавиатуре?
- Конечно, нет.
Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир
компьютера (слайд 41). Спасибо за урок! До свидания!
Литература
1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г.
Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2005. - 191 с.: ил.
3. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006. - 87 с.: ил.
4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.