План-конспект урока "Алгоритмы и исполнители"

План-конспект урока
Тема: Алгоритмы и исполнители.
Цели:
Обучающая. Ознакомление с понятием алгоритма.
Развивающая. Формирование навыков алгоритмического мышления. Привитие первичных
навыков составления алгоритма для конкретного исполнителя.
Тип:
Методы и формы работы: Лекция, игра, индивидуальная работа, работа на компьютере.
Оборудования.
Компьютерный класс. Проектор. Плакаты. Доска.
План урока.
1. Организационная часть. Знакомство с классом. Объявление темы и цели урока.
2. Основная часть.
Объяснение новой темы
Составление словесного описания алгоритмов перехода улицы, кипячения
воды.
Игра «Робот»
Кенгуренок
Работа на компьютере
3. Заключение
Ход урока.
Здравствуйте.. Тема урока: «Алгоритмы и исполнители». Значит сегодня на уроке вы
должны узнать, что называют алгоритмом для кого они пишутся. И научиться составлять
простейшие алгоритмы.
А вы знаете что такое алгоритм? Слышали это слово?
Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека
(кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения
математических задач...). Обычно мы выполняем привычные действия не задумываясь,
механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы
научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их
выполнения:
1. Достать ключ из кармана.
2. Вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.
4. Вынуть ключ.
А вы знаете откуда появилось это слово. Это слово связано с именем среднеазиатского
математика Абу Джафар Мухаммед бен Муса аль-Хорезми из древнего государства
Хорезм ныне область Узбекистана. Им были предложены приемы выполнения
арифметических действий с многозначными числами.(Вам они хорошо знакомы из
школьной математики). Позже эти приемы назвали алгоритмами. Ну ка угадайте с какой
частью имени связано слово алгоритм. Само слово алгоритм возникло в Европе после
перевода на латынь книги этого математика. В наше время понятие алгоритма понимается
шире, не ограничиваясь только арифметическими действиями.
Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов которые
мы с вами постоянно выполняем.
Приведите примеры алгоритмических действий которые вы встречаете в жизни.
Вы знаете что Алгоритм- это последовательность команд которые управляют работой
кокого-либо объекта. Им может быть техническое устройство или человек. В дальнейшем
будем называть исполнителем алгоритма.
Вопрос классу: Приведенный пример алгоритма для какого исполнителя? (Для человека)
Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства,
которыми обладает любой алгоритм.
Какими должны быть алгоритмы чтобы человек смог выполнить его. Если мы напишем
алгоритм на непонятном языке сможет ли человек выполнить алгоритм? (Понятность)
Пусть есть такой исполнитель Робот. Он понимает только две команды: Шаг и поворот.
По команде «шаг» делает шаг вперед. По команде «поворот» поворачивается налево.
Один ученик становится Роботом другие дают команды Роботу. Робот обходит стул и
возвращается на место. Все записывают команды составляя алгоритм. Роботом становится
другой. Один ученик повернувшись спиной к Роботу читает алгоритм.
Каждая команда исполнителя должна определять однозначное действие исполнителя.
Это требование называется точностью алгоритма
Пусть существует такой исполнитель. Назовем его Художником.
Система команд Художника. Художник рисует линию длиной в одну клетку (Вправо,
влево, вверх, вних)
Вправо
Влево
Вверх
Вниз
Исполнитель художник - это дети одного ряда. Вы должны действовать как один
организм. Как одно устройство. Из-за ошибки одного узла исполнителя не получите
результат. По очереди подбегая к доске выполняют по одной команде. Стирают команду и
выполняют его.
Команды.
Вправо, вниз, вправо, вниз, влево, влево, вверх, вверх.
А теперь исполнитель художник – 1 ученик. Я читаю вам алгоритм. А вы выполняете его.
Вправо, вправо, вверх, вправо, вниз, вниз, вниз, вправо, вправо, вправо, вправо, вправо,
вверх, вправо, вниз, вниз, вниз, вниз, вниз, вниз, влево, вверх, вверх, влево, влево, влево,
влево, влево, вниз, вниз, влево, вверх, вверх, вверх, вверх, вверх, влево, влево, вверх,
вверх.
Длинный алгоритм? А может ли алгоритм быть бесконечным? Нет. Значит алгоритм
должен быть конечным.
Теперь рассмотрим исполнитель Кенгуренок. Кенгуренок понимает следующие команды:
- Шаг. По команде шаг кенгуренок делает шаг вперед. Сзади остается след от хвоста.
- Поворот. Поворачивается налево.
- Прыжок. Прыгает. Сзади след не остается.
Команды вводятся на левом поле с помощью клавиатуры. Это слишком долго для
начинающих. Разработчики назначили клавиши этим командам.
F1-прыжок F2-шаг F3-поворот
С помощью кенгуренка, составив алгоритмы можно рисовать различные фигуры.
Например:
Составить алгоритм для рисования следующей фигуры:
Алгоритм:
Шаг
Поворот
Поворот
Поворот
Шаг
Прыжок
Шаг
Поворот
Шаг
Теперь самостоятельно попробуйте составить алгоритм для рисования следующих фигур.
Кенгуренок.
Задание.
Составьте алгоритмы рисования следующих фигур:
1.
2.
3.
4.
Рассаживаю обратно на парты. Если вы написали алгоритмы для кенгуренка
правильно вы получаете Результат. Значит после выполнения алгоритма обязательно
получатся результат. Это свойство называется результативностью.
Давайте теперь выведем определение алгоритма исходя из того что мы узнали.
Алгоритм это – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную
последовательность действий приводящих к некоторому результату.