Конспект урока "Условный оператор языка Паскаль"

Тема урока: Условный оператор языка Паскаль.
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.
Цели урока:
Дидактическая:
способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
Образовательная:
сформировать представление о принципе работы условного материала;
сформировать навыки программирования в среде TP.
Развивающая:
формирование ИКТ- компетентности;
развитие алгоритмического мышления.
Воспитательная:
способствовать формированию партнерских отношений в классе.
Оборудование:
Интерактивная доска;
Карточки - задания.
Анкета по рефлексии.
Проектор.
Презентация.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
4. Объяснение нового материала.
5. Первичное закрепление нового материала
6. Выполнение заданий.
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
Основное содержание
учебного материла
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1. Организационный момент
Проверяет готовность
к уроку. Раздает
карточку-заданий,
путевые листы.
Проверяют
готовность к
уроку,
приветствуют
учителя.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Ученики дают подробные пояснения к
ответам (задания располагаются на
слайде).
Читает задание
1.Какие числа
относятся к типу
Integer
Real
2.Исправь ошибки в
программе
Program 2 pr;
Var b,s: real;
Begin
Writeln (Введите
числа b и с)
Readln( b,c);
а=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.
3.Запиши на языке
программирования
следующее
математическое
выражение:
х
2
+2ху-у
2
4.Переведите запись
с языка
программирования
Ученики
выполняют
задания, ответ
записывают в
путевой лист.
2. Program pr;
Var a,b,s: real;
Begin
Writeln
(‘Введите
числа b и с’);
Readln( b,c);
а=b+c;
Write ln (
‘a=’,a);
End.
3.SQR(x)
+2*x*y
SQR(y)
3*x
2
-
Паскаль на
математический язык
Sqrt(x)*3 (a+2)/b
Работа с интерактивной доской.
Ученики выходят к доске, выполняют
задание, делают пояснения.
Проверка задание.
Работа в паре.
Меняются с
соседом
тетрадями.
Оценивают
работу.
3. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.
Ученики дают подробные пояснения к
ответам (задача располагается на слайде).
Program UR;
Var a,b,c,x,y,D: real;
Begin
Writeln (‘Введите числа a, b и с’);
Readln( a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
x:=(-b+sqrt(D))-2*a;
y:=(-b-sqrt(D))-2*a;
Write ln ( ‘x=’,x, ‘у=’,y);
End.
Задает вопросы:
Для решения какой
задачи составлена
программа?
Приведите пример,
когда программа не
будет работать.
Объясните почему?
Можем ли мы
изменить программу,
что бы она была
верной для любых
чисел.
Почему?
Предлагает
определить тему
урока и
сформулировать
цель.
Отвечают на
вопросы.
Данная
программа
составлена для
решения
квадратного
уравнения.
Программа не
будет работать
при D< 0.
Мы не знаем,
как можно в
Паскале
реализовать
условную
функцию.
Предлагают
свои варианты
темы урока:
Условная
функция.
Ветвление.
Формулируют
цель: узнать
как выглядит
условный
оператор,
научиться
решать задачи
с ветвлением.
Записывают
тему урока и
цель в
тетрадь.
4. Объяснение нового материала.
Объяснение сопровождается слайдами.
Уловный оператор -
позволяет выбрать те или иные части
программы в зависимости от условий
Знакомит учащихся
с условным
оператором
Условные
операторы
позволяют выбирать
для выполнения те
или иные части
программы в
зависимости от
некоторых условий.
Если, например, в
программе
используются
вещественные
переменные x и z, и
на каком-то этапе
решения задачи
требуется вычислить
z=max(x, y), то
желаемый результат
получается в
результате
выполнения либо
оператора
Ученики
слушают,
делают записи
в тетрадях.
присваивания z:=x,
либо оператора
присваивания z:=y.
Поскольку значения
переменных x и y
заранее неизвестны, а
определяются в
процессе
вычислений, то в
программе
необходимо
предусмотреть оба
эти оператора
присваивания.
Однако на самом
деле должен
выполниться один из
них. Поэтому в
программе должно
содержаться указание
о том, в каком случае
надо выбирать для
исполнения тот или
иной оператор
присваивания.
Это указание
естественно
сформулировать с
использованием
отношения x>y. Если
это отношение при
текущих значениях x
и y справедливо
(принимает значение
true), то для
исполнения должен
выбираться оператор
z:=x; в противном
случае для
исполнения должен
выбираться оператор
z:=y (при x=y
безразлично, какой
оператор выполнять,
так что выполнение
оператора z:=y в этом
случае даст
правильный
результат).
Для задания
подобного рода
разветвляющихся
вычислительных
процессов в языках
программирования
существуют
условные
операторы.
Рассмотрим полный
условный оператор
Паскаля: If b then S1
else S2;
Здесь if (если), then
(то) и else (иначе)
являются
служебными
словами, В
логическое
выражение, а S1 и S2
операторы.
Посмотрите на слайд.
Программа для
решения какой
задачи составлена?
Подчеркните
условный оператор.
Полная форма условного оператора.
If <логическое выражение> then
При формулировании
алгоритмов весьма
типичной является
Отвечают на
вопросы
учителя.
<оператор 1>
else <оператор 2>;
Program My2;
Var x,y: integer;
Begin
Writeln (‘Введите два числа’)
Readln( х, у);
If x>y Then Writeln(x)
else Writeln(y);
End.
Неполная форма условного оператора.
If <логическое выражение>
then <оператор 1> ;
Пусть даны два числа. Если первое
больше второго по абсолютной
величине, то необходимо уменьшить
первое в пять раз. Иначе число оставить
без изменения.
Program My3;
var x, y: real;
Begin
writeln (‘Введите числа х и у’);
readln (x,y);
If abs(x) >abs(y) Then x:=x/5;
Write(‘x=‘, x, ‘y=‘, y);
end.
такая ситуация, когда
на определенном
этапе
вычислительного
процесса какие-либо
действия надо
выполнить только
при выполнении
некоторого условия, а
если это условие не
выполняется, то на
данном этапе вообще
не нужно выполнять
никаких действий.
Простейшим
примером такой
ситуации является
замена текущего
значения переменной
х на абсолютную
величину этого
значения: если x<0,
то необходимо
выполнить оператор
присваивания x:= - x;
если же x>=0, то
текущее значение х
должно остаться без
изменений, т.е. на
данном этапе вообще
не надо выполнять
каких-либо действий.
В подобных
ситуациях удобна
сокращенная форма
записи условного
оператора в Паскале:
if B then S;
На экран
выводится
наибольшее из
двух чисел.
Дают
пояснения к
программе на
слайде.
5. Первичное осознание и осмысление нового материала
Показ слайда
Выполните задания:
1.Запишите условный
оператор, в котором
значение переменной
с вычисляется по
формуле: a+b, если а
нечетное и a*b, если
а четное.
2.Запишите условный
оператор, который
вычисляет значение
функции:
3.Решите задачу.
Вывести на экран
наибольшее из трех
чисел.
Составляют
программу
Проверяют,
дают
пояснения.
6. Применение полученных знаний.
Программа решения квадратного
уравнения.
Program UR;
Var a,b,c,x,y,D: real;
Begin
Writeln (‘Введите числа a, b и с’);
Readln( a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
If D>= 0 then
begin
x:=(-b+sqrt(d))-2*a;
y:=(-b-sqrt(d))-2*a;
Write ln ( ‘x=’,x, ‘у=’,y);
End
Else write (‘Корней нет’);
End.
Учитель предлагает
задания.
В начале урока мы
рассматривали
программу для
решения квадратного
уравнения. Можем ли
теперь её решить
теперь?
Какое будет значение
будет принимать
переменная х?
A:=5; b:=4; c:=3;
If a>b then x:=a+b
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.
Да. Теперь мы
знаем, как
можно
записать
условный
оператор на
Паскале.
Составляют
программу.
A:=9; b:=8; c:=2;
If (a>b) and (b>c) then
x:=2*a+b+c
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.
A:=1; b:=4; c:=8;
If (a<=b) or (a>c) then
x:=5*a-b
Else
x:=4*a*b;
End.
a:=7; b:=3; c:=6;
If (a<b) and (a>c) then
x:=4*a-b*a
Else x:=a-b;
End.
a:=53; b:=14;
If a<=b then x:=a+b
Else x:=2*a-4*b;
End.
a:=3; b:=4;
If a>b then x:=a*b else
x:=a;
End.
7. Рефлексия
Дает пояснения к
заполнению анкеты.
Заполняют
анкету.
8. Итог урока
9. Домашнее задание
1. Напишите фрагмент
программы,
подсчитывающих сумму
только положительных из
трёх данных чисел.
2.Дано трехзначное
число. Напишите
программу определения,
является ли оно
полидромом
(“перевертышем”)