Презентация "Вышивка" 7-8 класс


Подписи к слайдам:
История развития вышивки

В Ы Ш И В К А 7-8 классы

  • Омельченко Любовь Васильевна
  • МБОУ СОШ №3
  • г. Татарск Новосибирская обл.

История развития вышивки

  • Россия (IX-XII вв.) – вышивали золотыми и серебряными нитями. В то время (XI в.) сестрой князя Владимира Мономаха, княжной Анной Янкой была в Киеве в Андреевском монастыре открыта первая вышивальная школа.
  • Древний Китай (IV-V вв. до н. э.) – вышивали на шелковых тканях шелковыми, золотыми и серебряными нитями, конским волосом.
  • Византия (IV в. н. э.) – известно шелковое и золотое шитье.
  • Италия, Франция (XVI-XVII вв.) – вышивают портреты, картины с изображением людей, животных на фоне пейзажей с замками, охотой; мифологические сюжеты. Такие картины назывались панно.

  • Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки древней Руси покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. В курганах IX-XII веков археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.
  • В XIV-XVII веках вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца и ширинки (небольшие платки).

  • В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах.  Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье как близ городов, так и в далеких глухих селениях.

  • В русских деревнях и селах с пятилетнего возраста начинали обучать девочку женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, а в некоторых районах и плести кружева. К 13-15 годам она должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбы, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.
  • Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т.д.

  • Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
  • В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
  • Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась. 

  • Искусство вышивания в России и странах СНГ — бывшего Советского Союза, имеет многовековую историю.
  • Из поколения в поколение передавались узоры и цветовая гамма, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от бытовых обычаев, окружающей природы вырабатывал свои приемы вышивания, свои мотивы узоров. И передавал их из поколения в поколение.
  • В русской вышивке преобладают геометрический орнамент и стилизованные формы растений, животных, людей. В форме ромба, например, изображалось солнце, а птица символизировала приход весны. Если говорить о технике, то наиболее древними являются так называемые счетные вышивки — четкие, с ровным переплетением нитей(крест). Несколько позже возникла свободная вышивка, выполняемая по заранее нарисованному контуру, — это тамбурный и стебельчатый швы, гладь и другие.
  • Из поколения в поколение

  • Основными мотивами узоров, украшающих национальные вышивки народов Средней Азии, являются круглые розетки и узоры растительного характера. Все в ярких, радостных тонах.
  • Много общего имеют вышивки народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей. Это геометрические узоры, белое или кремовое полотно, использование шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных ниток красно-коричневых оттенков. Приглушенный красный хорошо сочетается с черным, темно-синим, иногда с зеленым, оранжевым или желтым цветом. Конечно, есть и различия.
  • Нарядные вышивки Украины отличаются четким, легким узором. Для традиционных рушников, как правило, выбирают растительный орнамент — птиц, зверей. Вышивают их специальным рушниковым швом нитками красного цвета, иногда добавляя синие или черные.
  • Народы Прибалтики предпочитают гладьевые швы и яркие шерстяные нитки. Очень интересно и необычно выглядят тонкие вышивки белыми нитками на белых тканях.

  • Самые полные коллекции народного искусства вышивания находятся в Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном русском музее в Петербурге, Загорском историко-художественном музее-заповеднике, Вологодском художественном музее.
  • В Мордовии мастерицы любят заполнять узор небольшими фигурками по спирали и шов «звездочка», то есть стежки, выходящие из квадрата.
  • В марийской вышивке предпочитают мелкие прозрачные узоры в виде веточек и зубчиков, выполняемые косой стежкой в сочетании с набором, «росписью», гладью и крестиком.
  • А чувашская вышивка отличается от предыдущих самым большим разнообразием технических приемов, узоров и цветовой гаммы. Хотя из геометрических явно нравится ромб.