Презентация "Традиционное жилище хакасов"


Подписи к слайдам:
Хакасская вышивка

  • Традиционное
  • жилище
  • хакасов
  • Васильева Н.А.
  • МБОУ Жемчужненская СШ № 1
  • Учитель технологии

«Тирмелинг ИБ» переводится как жилище, дом

Основным жилищем служила юрта, максимально приспособленная для полукочевого хозяйства и природных условий Саяно-Алтая.

  • Основным жилищем служила юрта, максимально приспособленная для полукочевого хозяйства и природных условий Саяно-Алтая.
  • До середины XIX в. бытовала переносная войлочная или берестяная юрта со стенами из раздвижных решеток.
  • К началу ХХ в. широкое распространение получили стационарные срубные юрты.
  • Вход в юрту всегда был обращён на восток.
  • Юрта и мебель приобреталась средство мужа и его родни.
  • А всё остальное было приданным жены.
  • Юрта

Мировоззрение древних хакасов

  • Земля и небо, как считали хакасы, имеют куполообразную форму и имеют как свое дно, так и верхние окна в виде дымового отверстия юрты «тÿнÿк». Поэтому можно сказать, что юрта - это микрокосмос в хакасском мировоззрении. Купол составляли стропила «ух», соединявшиеся в круг дымохода «харачы». Летом юрту покрывали берестой, а зимой - войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой.

Согласно хакасским поверьям для постройки дома выбирали место следующим образом:

  • Согласно хакасским поверьям для постройки дома выбирали место следующим образом:
  • Становились к нему спиной и через плечо бросали хлеб.
  • Если он упадет вверх лицом – значит место счастливое, а если вниз – к худу.
  • После того, как установят новую юрту, ее место обязательно надо очистить от черных сил земли – “чирин харазы”.
  • Для этого жилище обходили по солнцу и приговаривали:
  • “На это место придут жить красивые люди, а вам придется уйти от сюда”.
  • Как в древности выбирали место для юрты:

При входе в юрту левая сторона именовалась “Устунзарых” (юг) и была мужской. Правая сторона называлась “Алтынзарых” (север) и считалась женской.

Буфетный ряд из 3 стоек, где на полках располагалась посуда и утварь. Здесь же стояли зернотёрка, ступа с пестом, деревянная мельница.

  • Женская половина:

3 мебельные секции для сундуков, икон, одежды и предметов хозяйственного пользования (уздечек. сёдла, арканов). Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону

  • Мужская половина:

В центре юрты находился очаг (от оймазы), а над ним в крыше дымовое отверстие (тунук).

  • В центре юрты находился очаг (от оймазы), а над ним в крыше дымовое отверстие (тунук).
  • У очага ставился треножник (очих) для казана.
  • Почётным местом было место за очагом (от пазы) – глава огня.
  • Место от порога до очага считалось непочётным (низ огня).
  • Огонь особо почитался и считался оберёгом семьи и дома. Он представлялся в образе пожилой женщины, которую называли (от инези) – мать огня. Её обязательно кормили перед каждым приёмом пищи.
  • Очаг

Деревянная супружеская кровать (орындых).

  • Деревянная супружеская кровать (орындых).
  • Постель многослойная: состояла из 4-5 слоёв стёганной кошмы, затем матрас (олбы), овчинное одеяло. Покрывало из ситца, зимнее одеяло из шкур и всё это покрывалось щёлком.
  • С обеих сторон на кровати лежали подушки .
  • Кровать завешивалась пологом (кёзеге).
  • После смерти полог и постель разрезались и
  • хоронились вместе с хозяевами
  • За очагом:

Современная юрта: