Конспект урока "Знакомьтесь: фанфики!" 5-6 класс

Конспект уроков по теме «Знакомьтесь: фанфики!» для учащихся 5- 6 кл.
Перед уроком 3 ученикам предложены перспективные задания по
терминологии и истории возникновения фанфиков.
Оборудование урока: Тема урока цветными мелками выполнена на доске;
термины на листах-плакатах; отрывки из текстов О Генри и Ю. Яковлева
выбраны ребятами заранее и распечатаны; в кабинете в течение недели были
выставлены творческие работы учащихся прошлых лет по теме урока.
Цель урока: теоретическое и практическое знакомство с современным
неформальным жанром литературного творчества.
Задачи: 1. Активизировать внимание к авторскому тексту. 2. Развивать
творческое воображение и логическое мышление. 3. Воспитывать уважение и
любовь к языку и литературе, литературный и языковой такт.
Ход 1 урока:
1 этап: историко-терминологический (при подготовке сообщения готовили 5-
6-тиклассники, 10-тиклассники помогали подбирать материал, озвучивали
английское произношение терминов и чтение баллады на английском языке).
1 ученик: Наверное, с самого начала возникновения литературы читателям не
всегда нравились некоторые эпизоды того или иного художественного
произведения или его финал, иногда хотелось поделиться мнениями о
прочитанном или замечаниями, а то и переделать что-то в соответствии с
собственным видением и пониманием. Так, параллельно с литературой,
зародилось явление, которое ещё не имело названия и существовало,
вероятнее всего, только в устной форме. Позже, с развитием образования и
культуры, оно, развилось и оформилось в ФАНФИКИ. Каждый из нас,
читателей, испытывал различные эмоции, чувства: согласие несогласие с
автором, возмущение, острую жалость или неприятие, желание помочь
герою, что-то ему подсказать или предостеречь от беды, - когда читал книгу,
затронувшую за душу. Значит, надо серьёзно познакомиться с явлением и
попробовать внести свой вклад в это интересное явление, используя
возможность «поучаствовать» в создании литературного произведения. Тем
более что многие писатели использовали это явление в своём творчестве.
2 ученик, указывая на называемые термины: Фанфик (также фэнфик;
от англ. fan - «поклонник» и fiction - «художественная литература»)
жанр массовой литературы, создаваемой по мотивам художественного
произведения его поклонниками (читателями), обычно на некоммерческой
основе ля чтения другими читателями). Фанфик основывается на каком-
либо оригинальном произведении (как правило, литературном
или кинематографическом) и использует его идею, сюжет и (или)
персонажей. Фанфик может представлять собой
продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную»,
кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее.
Фанфик разновидность творчества поклонников популярных
произведений искусства, так называемого фан-арта в широком смысле этого
слова. Авторов фанфиков принято называть фикрайтерами либо
фанфишерами.
3 ученик (продолжает): Я расскажу только о некоторых разновидностях
фанфиков, связанных с нашими предметами. Литературные фанфики, как и
любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде
рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то
общепринятая классификация фанфиков, но по размеру различают:
Макси (Max) большой фанфик. Размер часто превышает средний
роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (Midi) средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70
машинописных страниц.
Мини (Min) маленький фанфик. Размер от одной машинописной
страницы до 20.
Драббл (Drabble) отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание
персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую сто слов)
историю, имеющую двойной подтекст или неожиданный конец.
Виньетка (Vignette) очень короткая история, включающая в себя
какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое
событие).
Обычные литературные термины применяются и для фанфикшена: дилогия,
трилогия, сиквел, приквел, пародия.
2 этап: теоретическо-практический (ученики прослушивают выразительное
чтение продолжение сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» и определяют
жанр и размер, используя терминологию; на примере перевода английской
народной баллады С.Я. Маршаком узнают, что писатели использовали
«пародии» и «сиквелы»).
Учитель: Ребята, мир фанфиков огромен. Вы будете открывать его для себя
постепенно, если это явление вас заинтересует. Мы представим вам
написанный учениками фанфик на тему всем известной сказки А.С.
Пушкина. Послушайте и определите, какой это фанфик по размеру и по
жанру.
Ученик читает «продолжение» сказки (не публикуется: защита авторских
прав). Учащиеся определяют: это сиквел, мини.
3 этап: творческий.
На столах лежат распечатки текстов новеллы О Генри «Последний лист» и
рассказа Ю. Яковлева «Реликвия». Эти произведения в усечённом варианте
(без концовки, названий и имён авторов) обсуждались на предыдущих
уроках литературы.
Задание: продумать завершение истории, стараясь следовать авторскому
стилю и жанру произведения (новелла и рассказ термины известны детям,
пи необходимости нужно выделить отличительные черты).
Ребята работают в классе и дома над созданием сиквела по выбранным
произведениям.
Ход 2 урока. 4 этап: творческо-артистический. Ученики по желанию
зачитывают свои фанфики (слово нравится детям, как всё необычное в их
возрасте). Затем зачитываются оригинальные авторские тексты и отмечается
сходство и различие с работами ребят. Произведения формируют лучшие
человеческие качества доброту, сострадание, желание прийти на помощь,
поэтому все абсолютно работы оцениваются, так как в них выражена
позиция ребёнка.
5 этап: литературно-пародийный: Ученик читает известный детям перевод
баллады «Старуха, дверь закрой!» С.Я. Маршака, затем десятиклассник
читает эту балладу на английском языке.
Учитель: Английская народная баллада была очень популярной в 15-16
веках, она была злободневной. т.е. откликалась на всё, что происходило в
жизни простых людей. Поэтому существовали баллады военные, любовные,
комические и даже разбойничьи. Их пели на всем известный
незамысловатый балладный мотив. Вы прослушали две баллады. Ребята, что
создал С.Я. Маршак? Фанфик или просто перевод?
Ответы: это не просто перевод, это – фанфик, возможно, драббл или сиквел, а
в чём-то даже пародия (важно вызвать интерес детей, пусть размышляют,
терминология фанкфикшена позволяет это, в ней не строгости).
Ученик: прослушайте балладу ученика 7 класса «Старуха, дверь закрой!»,
которая написана по мотивам известного произведения, но на современную
тему (старуха смотрит телесериалы, а в доме холодно и нет еды, старик
долго терпит, провоцирует старуху. Потом выключает телевизор, тем самым
выигрывает спор). Как можно назвать то, что вы сейчас прослушали?
Ответы: фанфик пародия.
6 этап: заключительный. Повторяются новые для ребят термины,
происходит обмен впечатлениями, обсуждение произведений, по которым
можно написать фанфики различного жанра и размера.
Приложения:
1. О Генри. «Последний лист» (вариант для работы на уроке):
Две молодые художницы Сью и Джонси поселились на окраине городка.
Осенью Джонси тяжело заболела. Доктор сказал, что она выживет, только если сама
очень захочет жить. Но Джонси уже потеряла надежду. «Видишь листья на плюще? Когда
упадёт последний лист, я умру», сказала она подруге. Сью посмотрела в окно. Она
увидела пустой унылый двор и глухую стену кирпичного дома в двадцати шагах. Около
стены рос старый плющ, и холодное дыхание осени срывало с него последние листья.
«Какие глупости ты говоришь! Постарайся уснуть», - сказала Сью. Она спустилась
этажом ниже, чтобы поделиться с кем-нибудь печалью. Там жил старый художник. В
искусстве он считался неудачником. Он всё собирался написать шедевр, но даже и не
начал его. «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!» -
воскликнул он…
2. Ю. Яковлев. «Реликвия» (вариант для работы на уроке):
На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости.
Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.
Здрасте!
Гости смотрели на хозяйку, а хозяйка смотрела на влажные штемпеля, которые гости
наставили на чистых половицах, и недовольно прикидывала, что после ухода честной
компании придется браться за тряпку. Баба Настасья поджала губы и спросила:
Чего надо-то?
Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах он больше всех
наследил, паршивец! — тут же отозвался:
Реликвии есть?
Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:
Старые газеты, что ли?
Старые газеты это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня. А
нам нужны реликвии войны.
Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? спросила стоявшая в дверях
конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.
Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, — призналась баба Настасья.
Фото тоже годится.
Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, сказала она
неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. — Годится?
Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:
«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив
и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.
Курево выдают своевременно. Но вместо махорки табак филичевый, безвкусный.
Куришь, куришь никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял
запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись забыл сунуть в
вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают
высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.
Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от
этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.
Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
С фронтовым приветом, твой муж Петр».
Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:
Нет, это не реликвия.
Понимаете, баба Настасья, не реликвия, с сожалением сказал старший. Все
про табак, про портянки. А клятвы нет.
Какой клятвы? — глухо спросила баба Настасья.
«Умрем, но не отступим!» — как по писаному сказал старший.
Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.
Не хотел он умирать, — сказала она.
Поэтому и не реликвия, — тихо сказала конопатенькая.
Ребята ушли, в доме стало подчеркнуто тихо…