Дипломная работа "Развитие творческих способностей младших школьников посредством уроков литературного чтения" скачать


Дипломная работа "Развитие творческих способностей младших школьников посредством уроков литературного чтения"

1
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра методики дошкольного и начального образования
УТВЕРЖДАЮ
зав. кафедрой
канд.пед. наук, доцент
__________Н. В. Кузнецова
«28»декабря 2015 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на степень БАКАЛАВРА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Автор дипломной работы __________________________Г. В. Кочурова
Направление подготовки050100.62Педагогическое образование профиль
Начальное образование
Руководитель работы
канд. пед. наук, доцент _____ _____________________С. И. Люгзаева
Нормоконтролер
канд. пед. наук, доцент _________________________О. И. Чиранова
Рецензент
канд. пед. наук, доцент _____ ____________________Н. Г. Спиренкова
Саранск 2015
2
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра методики дошкольного и начального образования
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
__________Н. В. Кузнецова
«25» июня 2015 г.
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
НА СТЕПЕНЬ БАКАЛАВРА
Студент Кочурова Г.В.. группа ПЗН–212
1 Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников посредством
уроков литературного чтения»
Утверждена по МордГПИ приказом № 1774 от 16.06.2015 г.
2 Срок представления к защите: 18.12.2015 г.
3 Исходные данные для дипломной работы: психолого-педагогическая,
методическая, учебная литература, учебники литературного чтения для
начальной школы, экспериментальные срезы учащихся младших классов.
4 Содержание дипломной работы:
4.1 Введение
4.2 Теоретические основы развития творческих способностей младших
школьников
4.2.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческая
деятельность», «творческие способности» младших школьников
4.2.2 Особенности развития творческих способностей у младших
школьников
4.2.3 Роль и место творческих работ на уроках литературного чтения в
начальной школе
4.2.4 Анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования
4.3 Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
литературного чтения
4.3.1 Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения
исследуемой проблемы
4.3.2 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников
3
4.3.3 Методические приемы, способствующие развитию творческих
способностей младших школьников на уроках литературного чтения
4.5 Заключение
4.6 Список использованных источников
Руководитель работы
канд. пед. наук, доцент ________________________________ С. И. Люгзаева
Задание принял к исполнению __________________________ Г. В. Кочурова
4
Содержание
Введение………………………………………………………………..
7
1. Теоретические основы развития творческих способностей
младших школьников…………………………………………………
10
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческая
деятельность», «творческие способности» младших школьников..
10
1.2 Особенности развития творческих способностей у младших
школьников…………………………………………………………….
16
1.3 Роль и место творческих работ на уроках литературного чтения
в начальной школе…………………………………………………….
1.4 Анализ научно-методической литературы по проблеме 27
исследования
23
2. Развитие творческих способностей младших школьников на
уроках литературного чтения……………………………………..
32
2.1 Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения
исследуемой проблемы
32
2.2 Выявление уровня развития творческих способностей младших
школьников……………………………………………………………
44
2.3 Методические приемы, способствующие развитию творческих
способностей младших школьников на уроках литературного
чтения……………………………………………
49
Заключение……………………………………………………………….
55
Список использованных источников………………………………....
57
5
Аннотация
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра содержит 63
страницы, 55 использованных источников.
Данная бакалаврская работа посвящена исследованию проблемы развития
творческих способностей младших школьников посредством уроков
литературного чтения.
Бакалаврская работа включает рассмотрение вопросов, связанных с
развитием творческих способностей младших школьников. В частности, в
работе раскрыты такие понятия, как творческие способности, творческое
мышление, дивергентное мышление, описаны особенности развития
творческих способностей младших школьников, определена роль и место
творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе. Кроме
этого представлен анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования, учебников по литературному чтению с точки зрения
возможностей работы для развития творческих способностей младших
школьников; определен современный уровень развития творческих
способностей младших школьников.
В работе даны рекомендации по использованию описанных
приемов,способствующие развитию творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является развитие творческих способностей
младших школьников.
Цель работы раскрыть возможности уроков литературного чтения для
развития творческих способностей младших школьников.
В процессе работы методы:теоретический (анализ психолого-
педагогической и методической литературы, анализ школьных учебников по
литературному чтению); экспериментальный (констатирующий эксперимент);
статистический (анализ результатов исследования).
6
В результате исследования определены роль и значение уроков
литературного чтения для развития творческих способностей младших
школьников.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – использование в школьной практике практических
материалов на уроках литературного чтения в начальной школе.
Эффективность повышение уровня развития речи, творческих
способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского
языка.
7
Введение
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей
своевременного решения, является развитие творческих способностей младших
школьников.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чащ
е переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели
и задачи школьного образования. Главная цель,
которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и
гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать
акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные
проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и
сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности
мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших
и малых задач.
Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача
воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача
находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в
инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая
активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий
характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить
решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке
и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и
приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды
уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во
внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности
младших школьников,
Исследования особенностей развития творческой активности младшего
школьника осуществлялись в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова,
8
С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили,
Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других.
Среди разнообразных средств развития творческой активности младших
школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных
классах.
Актуальность исследования определяется потребностью общества в
творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках
русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие
творческих способностей. Авторы научных исследований чаще всего
обращаются к вопросам развития творческих способностей у учащихся
старшей школы, недостаточно уделяя внимание начальному звену образования.
Сложившееся положение явилось одной из основных причин того, что даже
разработанные приемы развития творческих способностей младших
школьников зачастую не находят полноценной реализации на уроках
литературного чтения в начальных классах.
Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в
практике начального обучения обусловили выбор темы дипломной работы
«Развитие творческих способностей младших школьников посредством уроков
литературного чтения».
Объект исследования развитие творческих способностей младших
школьников.
Предмет исследования процесс развития творческих способностей
младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования раскрыть возможности уроков литературного
чтения для развития творческих способностей младших школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
определить психолого-педагогическую сущность процесса развития
творческих способностей младших школьников;
9
раскрыть особенности развития творческих способностей младших
школьников;
проанализировать учебники по литературному чтению с точки зрения
возможностей работы по развитию творческих способностей младших
школьников;
представить методические рекомендации по совершенствованию
творческих способностей младших школьников по литературному чтению.
Методы исследования:теоретический (анализ психолого-педагогической
и методической литературы, анализ школьных учебников по литературному
чтению); экспериментальный (констатирующий эксперимент); статистический
(анализ результатов исследования).
Научная новизнаработы состоит в том, предложенные нами
методические приемы развития творческих способностей младших
школьников, могут быть реализованы не только на уроках литературного
чтения, но и на уроках развития речи на начальном этапе образования.
Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые
теоретические положения и практические материалы могут быть использованы
в школьной практике не только на уроках литературного чтения, но и на уроках
развития речи в начальной школе.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников.
10
1 Теоретические основы развития творческих способностей младших
школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческая
деятельность», «творческие способности» младших школьников
Проблема развития творческих способностейне является новой в научной
литературе.Во все времена вопрос человеческих способностей вызывал
огромный интерес у людей. Анализ проблемы развития творческих
способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы
будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании
творческие способности отождествляются со способностями к различным
видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять
стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с
понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения
ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни
творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства,
во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-
третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его
высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей
задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение,
являющееся условием мастерства и инициативы.
Большинство ученых определяют творчество как деятельность,
порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[16, 23]. Новизна,
возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как
объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается
за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные
закономерности окружающей действительности, устанавливаются и
объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между
собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда
11
продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его
впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в
области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных
исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и
выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов [Гликман,
2002].
Итак, творчество это деятельность, результатом которой являются
новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической
активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое,
оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и
развиваются творческие способности.
Что же такое «творческие способности» или «креативность»? Так,
П. Торренс под креативностью понимал «способность к обостренному
восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии» [45, с. 56]. В
структуре творческой деятельности он выделял:
1) восприятие проблемы;
2) поиск решения;
3) возникновение и формулировку гипотез;
4) проверку гипотез;
5) их модификацию;
6) нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие
факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и
порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения
приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [Рыжкова, 2007].
Суть творчества, по мнению С. Медника, «… в способности преодолевать
стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании
широкого поля ассоциаций»[33, с. 89].
12
О. Ю. Богданова основным показателем творческих способностей
выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента:
познавательный бщие умственные способности) и мотивационный.
Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком
предлагаемых ему мыслительных задач [3, с. 41].
По мнению М. Р. Львова, творчество не всплеск эмоций, оно
неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество,
одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы
человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь
строгие, проверенные знания и умения [30, с. 21].
Таким образом, в самом общем виде определение творческих
способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это
индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не
сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у
школьника..
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде
человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о
художественных творческих способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих способностях, и т. д. Творческие
способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым,
хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой
проблемы.
Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью,
прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный
американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами
человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно
так называемое дивергентное мышление [4, с. 336]. Люди, обладающие таким
13
типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все
свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают
искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть
как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые
комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют
только определенным образом, или формировать связи между двумя
элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный
способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое
характеризуется следующими основными особенностями:
быстрота способность высказывать максимальное количество идей
данном случае важно не их качество, а их количество);
гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
оригинальность способность порождать новые нестандартные идеи
(это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с
общепринятыми);
законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или
придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук,
опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и
музыкантов выделяет следующие творческие способности:
–способность видеть проблему там, где её не видят другие;
способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы;
способность применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой;
способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на
части;
способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
14
способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
гибкость мышления;
способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки;
способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся
системы знаний;
способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить
наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость
генерирования идей;
творческое воображение;
способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального
замысла [4, с. 6].
Ученые, основываясь на широком историко-культурном материале
(история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики),
выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в
процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения образное схватывание некоторой
существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного
объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в
систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
2. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений,
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
3. Экспериментирование способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою
скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и
проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [14,
с. 55].
15
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о
составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря
на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют
творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные
компоненты творческих способностей.
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению
А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
1) принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без
боязни, что ее признают плохой);
2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой
покажется идея, тем лучше);
3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно
большим;
4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью,
никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать
высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и
совершенствовать[14, с. 254].
Другие ученые считают, что для активизации творческой деятельности
необходимо:
1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее –отсутствие
образца регламентированного поведения;
2) наличие позитивного образца творческого поведения;
3) гибкость в мышлении и действиях. Создание условий для подражания
творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и
дедуктивного поведения;
4) социальное подкрепление творческого поведения [42, с. 19].
Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в
учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует
интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость
16
взглядов. М. Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации
творческой деятельности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) исследовательский метод;
4) творческие работы учащихся;
5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке
[25, с. 56].
Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность
школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность
своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления
творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и
взаимодействия элементов воспр