Презентация "Поэзия, наука и ученые-математики"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Руководитель проекта –
  • Попова Ольга Николаевна,
  • учитель математики
  • МОУ гимназии №1 г.Липецка
  • Выполнила проект:
  • Моисеева Анастасия,
  • ученица 9В класса
  • 2011г.
  • Поэзия, наука
  • и ученые-математики

Цели проекта

  • пополнение запаса литературных и историко-научных знаний учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • продолжение знакомства с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки;
  • углубление знаний о судьбах великих творцов математики, у которых большое математическое дарование сочетается также с проявле­нием творческого интереса к поэзии, прозе и другим видам искусства.

Пусть властно по своей орбите

  • Пусть властно по своей орбите
  • Нас ритм сегодняшний кружит –
  • Вернее будущее видит
  • Лишь тот, кто прошлым дорожит.
  • Олег Дмитриев

История «великих жизней»

  • Омар Хайям (1040—1131). Открыл свойства «арифметического треуголь­ника», ставшего известным в Европе лишь 16 веков спустя. Высказанные им геометрические идеи перекликаются с истинами Евклида. Но еще более из­вестен Хайям как поэт.
  • Галилео Галилей (1564—1642)—не только великий астроном, физик, художник, музыкант, но и создатель классического стиля итальянской прозы.
  • М. В. Ломоносов (1711 —1765) — гениальный первооткрыватель главного закона жизни — сохранения вещества и энергии. С равным увлечением он занимался всеми естественными науками того времени, производством стекла, изучением погоды. Заложил основы современного русского языка, был первым в России ученым, применившим стихотворную форму изложения научной мысли и объяснения ее практического значения. «Его поэзия, сказал позже Н. В. Гоголь,— начинающийся рассвет...»

История «великих жизней»

  • Рене Декарт (1596—1650) так проявил себя в литературном мастерстве, что занесен в ряд основателей французской прозы нового времени. Вообще-то он и начал свою творческую жизнь с поэзии и много работал в этом жанре. Увековечил он себя в области математики и философии, а все же его послед­ней работой была пьеса в стихах.
  • Джеймс Джозеф Сильвестр (1814—1897)—английский математик, несколько лет вел лекционный курс в университете Балтиморы (США). С его преподавательской деятельностью и связывают начало расцвета матема­тики в США. Но он был еще и поэтом.

История «великих жизней»

  • Почти все знаменитые математики России писали стихи (Н. И. Лобачев­ский, В. Я. Буняковский), или прозу (В. Л. Стеклов), или и то и другое (С. В. Ковалевская).
  • Театральные пьесы, и не плохие, сочинял немецкий математик Феликс Хаусдорф (1868—1942), широко известный работами по топологическим пространствам. Его пьесы пользовались большим успехом. В двадцатых го­дах они шли в немецких театрах при аншлаге. В молодости Ф. Хаусдорф пробовал силы и как композитор. Не под влиянием ли этих увлечений искусством он скажет однажды: «Есть в математике нечто возвышающее человеческий восторг»?

«ПРИНЦЕССА НАУКИ» СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ

  • Я чувствую, что предназначена служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит служить справедливости. Я очень рада, что родилась женщиной, так как это дает мне возможность одновременно служить истине и справедливости.
  • С. В. Ковалевская
  • С. В. Ковалевская (1850 – 1891)

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ

  • Воробышком называли Софью Васильевну Ковалевскую ее родные за маленький рост и худощавую фигуру, когда она еще была девочкой – Софой Корвин-Круковской. Родилась она в Москве 15 января 1850 года.
  • Отец Софы – крупнопоместный дворянин, артиллерийский генерал.
  • Его род идет от польского витязя Круковского и дочери венгерского короля-рыцаря Матея, мецената и библиофила. Корвин — его прозви­ще. Выйдя в отставку, генерал переехал с семьей из Москвы в свое имение Палибино (современное название – Полибино) недалеко от границы с Литвой.
  • Дом в Палибино после реконструкции

Воробышек вырывается на свободу

  • К восемнадцати годам у Софы полностью сформировались основные черты характера: настойчивость, целеустремленность; определилось призвание: в науку, в математику!
  • Событие, поворотное в судьбе восемнадцатилетней Софы, все же наступило: в сентябре 1868 года с согласия отца Софы состоялся ее брак с двадцатипятилетним неродовитым, но честным и деликатным соседом по имению – Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, также увлеченным естественными науками.
  • После свадьбы молодые Ковалевские уехали в Петербург, а через год – в Германию для совершен­ствования своих знаний и научной работы.
  • Софа Корвин - Круковская

«С наивысшей похвалой» («Summa cum laude»)

  • Пришло и общественное признание. Совет Геттингентского университета, рассмотрев три научные работы, выполненные Софьей Васильевной Ковалевской, признал их выдающимися и присудил ей ученую степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с наивысшей похвалой».
  • «Талант Ковалевской вызывает восхищение всех математиков», – отметил ее современник, знаменитый математик Шарль Эрмит.

«Принцесса науки»

  • Такое звание присвоила С. В. Ковалевской стокгольмская газета, сообщившая шведскому народу: «Принцесса науки, госпожа Ковалевская, почтила наш город своим посещением и будет первым приват-доцентом женщиной во всей Швеции».
  • И вот наступил день 30 января 1884 года.
  • Бледная, небольшого роста женщина в скромном, без единого украшения платье стоит у доски перед настороженно замершей аудиторией. Ее маленькие, почти детские руки дрожат, и крошки мела падают на черный бархат платья, оставляя на нем белые полосы. Еще мгновенье, и затянувшаяся пауза перейдет в недоуменное молчание. Но женщина нервно глотает застрявший в горле комок, слегка прищуривает глаза и спокойно, неожиданно низким, но мягким голосам произносит:
  • «Господа, среди всех наук, открывающих человеку путь к познанию законов природы, самая могущественная, самая великая наука – ма­тематика». Так начала свою первую лекцию о теории уравнений в частных производных Софья Васильевна Ковалевская, приглашенная в Стокгольмский университет для чтения курса высшей математики.

Литературное творчество

  • Несмотря на огромную занятость научной работой, Софья Васильевна проявляет интерес к литературному творчеству: она пишет рассказы, статьи, очерки.
  • В это время она осуществляет свою давнюю мечту, рассказать о революционном движении в России – пишет повесть «Нигилистка», которая автобиографична.

Литературное творчество

  • Особое место в творчестве Ковалевской по-прежнему занимают стихи. Они были предназначены для печати, и служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми.
  • …Ведь грозные боги ревнивы и строги,
  • Их приговор ясен, решенье одно:
  • С того человека и взыщется много,
  • Кому было много талантов дано...

Слава нашей Родины

  • Смерть преждевременно оборвала дальнейшую научную и педагогическую деятельность Ковалевской. В январе 1891 года она по пути из Италии в Швецию простудилась и заболела воспалением легких. Болезнь протекала бурно, с осложнениями, и 10 февраля 1891 года Софья Васильевна Ковалевская скончалась в возрасте 41 года.
  • Провожая её в последний путь, известный общественный деятель того времени произнёс слова от имени учёной и литературной России.
  • - Благодаря вашим знаниям, вашему таланту и вашему характеру, вы всегда были и будете славой нашей родины. Вам не суждено было работать в родной стране, и Швеция приняла вас. Но, работая по необходимости вдали от Родины, вы сохранили свою национальность, вы остались верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной.

Память о С.В. Ковалевской

  • Через 5 лет на холме Линдтаген, где похоронена Софья Васильевна Ковалевская, был воздвигнут памятник, средства на который собрали русские женщины.
  • Памятник этот стоит на скате холма. Его основа – поднявшаяся волна, сделанная из гранита. На гребне волны – чёрный мраморный крест. У его подножия на доске из черного мрамора надпись вязью: «Профессору математики С. В. Ковалевской, 3.1.1850 – 29.1.1891 г. Её русские друзья и почитатели». С холма открывается пейзаж, напоминающий русский: две пересекающиеся дороги, вдали перелесок с липами и трогательными молодыми берёзками, ещё дальше горизонт пересекает тёмная линия бора. У подножия памятника стоят два огромных венка из искусственных цветов, множество венков и живых цветов. Их всегда так много, что не видно земли. Могила Ковалевской всегда украшена цветами.