Презентация "Удмуртский народный костюм" 3 класс


Подписи к слайдам:
Удмуртский народный костюм

Удмуртский народный костюм

  • Презентацию подготовила ученица 3-е класса
  • МАОУ Лицей № 21
  • Шмакова Софья.
  • Химки 2015

Цели:

  • Узнать как выглядит Удмуртский национальный костюм.
  • Какой материал применялся для изготовления костюмов?
  • Определить разновидности костюмов по территориальной принадлежности.
  • Задачи:
  • Изучить необходимую литературу.

План работы над проектом.

  • Найти необходимую информацию
  • Оформление
  • Создание презентации
  • Представление друзьям

Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

  • Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.
  • Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
  • Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
  • Л.А.Молчанова

Удмуртская одежда шилась из :

  • холста сукна овчины
  • В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма
  • северный южный

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

  • Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
  • Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
  • Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
  • Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
  • Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.

  • Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.
  • Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
  • Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э

  • Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

Костюм Азелинского времени. 3-5 века

  • Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века

  • Шапочка могла быть и кожаной, и
  • матерчатой с меховой опушкой

Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв.

  • Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.

  • Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

Женский и девичий костюмы 16-18 вв.

  • Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант). Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

  • К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.

Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.

Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.

  • С середины 18 века
  • в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

Завятский (арский) костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

  • В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Собственно южноудмуртский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

  • У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос

Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско - бодьинский).19 – середина 20 в.

Бесермянский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

Калмезский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.

«Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова

Я узнала:

  • Я узнала, что есть разные виды костюмов.
  • Узнала материалы и украшения, для их изготовления.
  • Узнала , что со временем костюм изменялся, что имел разный вид по территориальной принадлежности Удмуртии(Север, Юг.)

Использованная литература.

  • Этнография удмуртов Автор: В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова.
  • История культуры: Дорохова М. А.
  • История Удмуртии: Волкова Л.А.