Классный час "Святые места земли Липецкой" 4 класс


Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Классный час «Святые места земли Липецкой»
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2015
Святые места земли Липецкой
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения монастырей,
ставших духовными центрами Липецкого края.
Слова учителя на фоне звучания колокола:
Поразительна природа нашего края. Образ Руси возникает перед взором
путешественника, образ неброский, но вместивший, всё, с чем мы связываем
понятие Родины. Глубокое, почти бездонное небо с неспешно плывущими
облаками, поля и луга, перетекающие друг в друга, лесистые пригорки и
холмы, вдруг удивляющие настоящим вековым бором. Полевые речушки,
заросшие кустарником, стремящиеся по полям и оврагам к одной цели –
Дону-батюшке.
Кажется, что в прозрачном воздухе горизонт отодвигается, уходит всё
дальше, и сама Русь раскрывает нам свою великую тайну неспешного бытия,
народного терпения, богоискательства и служения Господу, которое
неистребимо присутствует в русском народе уже тысячу лет.
Ученица читает стихотворение «России»
"Гордись, - тебе льстецы сказали, -
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры..."
Не верь, не слушай, не гордись!
Бесплоден всякий дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, -
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный -
Прозрачный Вышнего покров!
(А. С. Хомяков, 1839)
Учитель
Богата святынями Русская земля! От востока до запада осыпана она дивными
храмами, монашескими обителями, где пред чудотворными иконами, пред
нетленными мощами угодников Божьих, из века в век возносятся к небу
молитвы, и славословится имя Господне.
В этом ожерелье святынь, покрывающем наше Отечество и духовно
освящающем его, четыре века ярким украшением сияет Задонский
Рождество-Богородицкий мужской монастырь.
Ученик
Сегодня каждому подъезжающему к Задонску, уже издалека видны
отливающие золотом колокольный шпиль и церковные купола Рождество-
Богородицкого мужского монастыря. Святой обители покровительствует
Сама Царица Небесная, здесь почивают мощи угодника Божия Тихона
Задонского. Много святых мест на Руси, но здесь, в Задонской обители,
ощущается особая благодать, чудо соприкосновения с миром святости,
достигаемой подвигом крепкой веры и искреннего покаяния. Проходят годы,
сменяются поколения, но всё так же зовёт, тянет к себе это веками
намоленное место, где пересекались паломнические пути-дороги русских
богомольцев, - поклониться мощам чудотворца Тихона, приложиться к
святыням, попросить о помощи. Оказавшись в стенах древней обители, ты
словно выпадаешь из потока своего времени и замираешь перед
незыблемостью вечности.
Ученик
Урок Святителя Тихона
Словечко за словечком, а в сердце – благодать.
Святитель на крылечке учил детей читать.
Склонились над Писаньем монах и три мальца
И вторят со стараньем: «Чти мать и чти отца».
Нет, тут не просто чтенье, не просто буквиц строй,
Тут сути постиженье и к Богу обращенье с молитвою святой.
Ученик
Молитвенные подвиги и просветительские труды святителя Тихона
Задонского сделали эту обитель широко известной как в России, так и за её
пределами. Поклониться мощам Задонского чудотворца, получить
укрепление веры, обрести духовное и телесное исцеление стекаются сюда
люди из самых отдалённых мест.
В своих трудах он напомнил верующей России, что господь не открывается
людям гордым и надменным, которые кичатся своим благочестием, чистотой
веры, а в сердце не имеют любви. Но когда человек открывает сердце
навстречу Богу и просит Его простить грехи, когда исповедует перед ним
свои беззакония и проникается чувством смирения, собственного
несовершенства, собственной слабости, - вот тогда и открывается ему
Господь.
Ученик
Когда гоним тоской неутолимой,
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, -
Невольно в ней твоё потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в своё родное море
И заодно с ним рвётся в небеса… (А.Н. Майков)
Ученик
Как на сердце вдруг стало тихо
Средь наскучившего дня…
Наверно, кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно, кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой. (В.П.Палей)
Ученик
- Монастырь… Чёрная ряса, чётки, затвор, посты, молитва
Те, кому удивительно видеть человека в рясе, кого гложет вопрос – «И зачем
они заточили себя?», - вряд ли ведает, что есть две жизни, две правды. Два
мира. Один из них – монашество. Монашество – это не только одежда, не
только аскетизм, а, прежде всего, образ жизни. Ведь всё в этой жизни иное…
иная жизнь. Отсюда и эти слова: инок, инокиня… Монахи от всего
отрекаются, отказываются. Всё – Богу, всё – людям, ничего себе. Даже имя
прежнее оставляют – как будто умирают для мира, умирают со всеми
прежними грехами и привязанностями. Был в миру Тимофей, а стал монах
Тихон.
Ученик
Монашество, как учили старцы, - это добровольное мученичество. И сегодня
суть иноческой жизни остаётся той же – в трудах и молитве служить
ежеминутно Богу. Посещающие храм знают, что значит молитвенный труд –
многочасовая служба, на ногах, без малейшей передышки. Люди спешат к
монахам за советом и помощью, словно воды из чистого родника напиться.
- Монах, который трудится над исправлением себя, приносит пользу людям.
- Обязательно. Ведь молитва его не о себе одном. Всегда через монашество
шёл свет просвещения духовного на мир. На монашество ложится миссия
вымаливать народ, подавать душеспасительный пример людям – тем, кто
посещает святыни нашей церкви. Совершенно справедливо монашеская
жизнь считается подвигом, а самих монахов часто называют святым
воинством Христовым.
Учитель
- Число монастырей и церквей вокруг Задонска растёт с каждым годом.
На землях Верхнего Дона, где святитель Тихон Задонский оставил свой след
молитвой, проповедью, начали образовываться обители, строиться храмы и
часовни. Земное действие и небесное благословение, объединённые
личностью огромной духовной силы, избранной Богом, позволило краю
превратиться в «Русский Иерусалим», привлекая всё новых и новых
последователей в монашестве, богоугодных делах.
Святое духовное ожерелье Донских обителей окончательно сложилось в
XIX веке, а на XX выпало как разорение всех монастырей, так и их
возрождение в конце столетия.
Ученик
На тихих Дона берегах
Церквей, увенчанных крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек не рубленые рощи,
И издавна почиют там угодников святые мощи.
Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь
- В глубине векового леса, на взгорке, взору открывается жемчужина в
«духовном ожерелье» Задонска Свято-Тихоновский Преображенский
женский монастырь. Когда-то такими лесами славилось верхнее течение
Дона. Сегодня урочище, называемое в народе «Скит», природный памятник,
в сердце которого расположилась Свято-Тихоновская обитель. Предание
связывает это место с именем святителя Тихона.
«Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью,
точно рай земной», - так отзывался Святитель о любимом месте в
окрестностях Задонска. Недалеко от Скита, разместившегося на
возвышенности в окружении густого леса, братией Богородицкой обители
был обустроен святой источник. Паломники и сегодня набирают освящённую
воду источника и выстраиваются в очередь к купели. Здесь по-прежнему
получают исцеления и утешение страждущие душевно и телесно.
Задонский Богородице - Тихоновский (Тюнин) женский монастырь
На север от Задонска на высоком берегу Дона расположилось село Тюнино.
Здесь, в густых лесах под Тёшевкой (ныне Задонском) в конце 18 века любил
уединяться святитель Тихон. Об этом сообщают свидетельства тёшевских
жителей, келейников святителя Тихона, видевших его возле лесного родника
в лесу в нескольких верстах от задонского монастыря. Здесь Святитель
уединялся, трудился над расчисткой родника и устройством колодца.
Народная любовь коснулась всех мест, так или иначе связанных с памятью
Задонского Чудотворца. Вскоре над источником святителя Тихона появилась
вначале деревянная, а затем каменная часовня. С начала 19 века на месте
уединённого отдыха и молитвы Тихона Задонского обосновываются первые
насельницы будущего Богородице-Тихоновского монастыря. Здесь
находится икона целителя Пантелеимона, написанная на Афоне, её сберегла
некая женщина и завещала: когда вновь откроется монастырь, вернуть икону
в обитель. Иконы Божией Матери «Живоносный источник и образ свят.
Николая Чудотворца отмечены чудесным мироточением в последние годы.
Свято-Димитриевский Троекуровский Илларионовский женский
монастырь
История основания этой монашеской обители тесно связана с именем
местночтимого подвижника благочестия преподобного Иллариона
Троекуровского, который поселился в келье близ Димитриевского храма села
Троекурово. До конца своих дней подвижник жил здесь, за что и был назван
Троекуровским затворником.
Слава о подвижнической жизни старца и его великой духовной силе
привлекала к нему многочисленных посетителей. Завещание преподобного
Иллариона Троекуровского об основании женской обители было исполнено.
Благодатная помощь святого Божьего угодника не оставляет никого, кто с
верой обращается к нему за помощью и заступничеством.
Свято-Троицкий Лебедянский женский монастырь
Время основания обители исторически достоверно можно относить к началу
17 века, когда «монастырь в Лебедянском уезде в лесу» первый раз
упоминается в документах. Искусно украшенный за счёт богатых царских
пожертвований Троицкий храм стал соборным храмом монастыря, и обитель
получила название – Свято-Троицкая. В стенах обители было много
почитаемых святынь, главная из которых – чудотворная икона
«Живоначальная Святая Троица».
В 2005 году уцелевшим стенам Троицкой обители вернулось их прежнее
значение – служить оплотом монашеского подвига. Символом нового
возрождения святой обители стал воздвигнутый рядом с Троицким собором
скульптурный образ ангела.
Иоанно-Казанский Сезёновский женский монастырь
История возникновения Сезёновского монастыря тесно связана с именем
блаженного Иоанна, затворника Сезёновского. С его именем связывают
пророчество о том, что рядом с его кельей будет построен монастырь.
Иоанн с самого рождения являл собой нечто дивное, и необычайно грустное
выражение его лица поражало всех, кто видел его. Когда он подрос, то
отличался особым незлобием и кротостью, не принимал участия в детских
играх и больше всего любил одиночество. Будущий подвижник часто
совершал паломничества, особенно – в Киево-Печёрскую Лавру, где он даже
прожил два года послушником. Ещё юношей Иоанн начал проявлять черты
Христа ради юродства – мнимого безумия, с помощью которого скрывал от
окружающих свои подвиги. Встреча с известным подвижником Илларионом
Троекуровским явилась для него решающей. Илларион благословил его на
затворническую жизнь в селе Сезёново Тамбовской губернии. Здесь начались
затворнические труды Иоанна. Сезёновский блаженный старец Иоанн
прожил 48 лет, из которых 22 года он прожил в затворе. В монастырском
храме прихожане имеют возможность приложиться к мощам святых
блаженных Иоанна и Дарьи, святой игуменьи Серафимы.
Мужской скит Исаака Сирина
Мужской Скит во имя преподобного Исаака Сирина основан в 2006 году.
Скит расположен в 10 км от города Задонска, в уединённом живописном
месте на холме у впадения речки каменки в реку Дон. Основатель и
строитель скита, игумен Сергий задумывал его как место, где насельники
смогут упражняться в Иисусовой молитве и полном безмолвии.
Предварительно он предпринял несколько поездок на святую гору Афон для
встреч и общения с афонскими монахами. Богослужения совершаются только
для насельников, вход в скит женщинам воспрещён с самого его основания.
Учитель
Высокое призвание святых обителей - сохранить и передать православную
веру и святую жизнь современным и будущим народам – для спасения всего
рода человеческого.
Золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения.
Они не предотвращают народ от падения. Наша вера не должна быть только
частью нашего фольклора, нашей культурной традицией. Это должна быть
живая вера, мощнейшая мотивация наших поступков. Только тогда, когда мы
соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны, и никакая
сила не способна будет поколебать ни Церковь, ни нашу страну.
Исполнение песни «Святая Русь»
Святая Русь
Не спроста родилась я на этой земле,
На земле под великим названьем Россия.
И бегу босиком я по чистой росе,
По полям васильков удивительно синих.
Припев:
Россия, Россия, храни свои силы,
Умножь свои силы во веки веков.
Россия, Россия, сильна и красива,
Я чувствую нежность твоих родников.
Купола твоих храмов – святая святых.
Я, прочувствовав гордость, предчувствую радость.
И прольётся на землю свет крестов золотых.
Ты Россией была – ты Россией осталась.
Припев: Россия, Россия, храни свои силы,
Умножь свои силы во веки веков.
Россия, Россия, сильна и красива,
Я чувствую нежность твоих родников.
Россия, Россия! Россия, Россия!
Будь стойкой и сильной во веки веков.
Святая Россия…
Литература
1. «Святая обитель веры и покаяния» иллюстрированный альбом.
Издательство Липецкой и Елецкой епархии. 2010.
2. Автор текста и музыки песни «Святая Россия» Жанна Колмагорова.