Военно-патриотическая игра «Зарница»


Методическая разработка мероприятия
для детских летних оздоровительных лагерей
Военно-патриотическая игра
«Зарница»
Подготовили:
учителя физической культуры
МБОУ СОШ № 26
г. Сургута Тюменской области
Шайда Анна Васильевна,
Резниченко Светлана Серикбаевна
Условия проведения военно-спортивной игры « Зарница»,
Цель: - Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с
патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.
- Формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных
ситуациях.
- Обучение школьников оказанию первой медицинской помощи в
экстремальной ситуации.
- Развитие и укрепление физической подготовки школьников.
Условия проведения и требования к участникам.
· Военно-спортивная игра проводится на территории парка или лагеря
(если позволяет территория) .
· Для участия в игре формируются команды учащихся 1-4 классов +
руководитель (работник школы): 10 человек – разведчики, 3-5 человек –
агитбригада (готовят творческий номер) и не участвуют в прохождении
маршрута, 3-5 человек готовят боевой листок, 3-5 человек полевая кухня.
· Форма одежды спортивная, закрытая обувь, куртка, головной убор,
перчатки.
У каждого участника команды свой знак отличия ( размер 6X4 см.),
выполненный из картона и закрашенный в цвет команды. Пришивается в
правой стороне куртки.
Все участники являются подразделениями одной большой армии. Этим
подразделениям дано задание найти…. Флаг, символ летнего
оздоровительного лагеря и т.д.,
Каждая команда получает карту с этапами или маршрутный лист в
котором будет фиксироваться штрафные очки на этапах, пройдя по которым
они смогут получить зашифрованное сообщение. На этапах команд ожидают
разного рода преграды, преодолевая которые они могут найти то, что ищут.
Преграды носят как физический, так и психологический характер. Когда все
команды соберутся вместе, у них будет возможность посмотреть
выступления агитбригад и оценить боевые листки, а затем подкрепиться на
настоящей полевой кухне и отведать военной каши.
Основные этапы игры.
1. Собери аптечку.
Требуется собрать медицинскую аптечку. Этап оценивается по
правильности сбора медицинской аптечки.
2. Перекрестный огонь.
Осуществить преодоление препятствия.1). Препятствие нитки,
натянутые над землей на высоте примерно 30 см. Требуется проползти под
препятствием. Этап оценивается по количеству задетых ниток. 2) Можно без
ниток преодолевать по пластунский по туристическим коврикам заданный
участок.
3. Пулемет .
Требуется осуществлять ликвидацию пулемета. Пулемет –воздушный
шарик, подвешенный к дереву. Уничтожение пулемета происходит, если
шарик лопнул. Добиться этого можно, кидая палки или камни через сектор
обстрела. На этапе каждый из команды кидает по 2 раза. Этап оценивается по
выполнению или не выполнению.
4. Переправа через «болото».
Необходимо пройти условное болото. У каждого участника по два «следа»
размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Участник кладет перед
собой на землю один след, встают на него одной ногой и, стоя на ней, кладут
второй след по направлению к финишу. Встав на него другой ногой, первый
след поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д.
Задача у всех одна как можно скорее достичь финиша заступить обеими
ногами за линию финиша. Учитывается правильность выполнения,
штрафные заносятся в маршрутный лист
Правила:
Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой
или руками касаться «болота» – пола, земли, асфальта. За такое касание
судья начисляет участнику штрафные баллы.
Запрещается передвигать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую надо
брать рукой и переносить на новое место по воздуху.
5. Ловкачи (переправа маятником).
На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на
высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее
связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно
планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы «берега
ручья».
Переправляются по очереди по одному человеку. Каждому
необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку,
сгруппировавшись, маятником перенести тело через (условный) ручей и
опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».
Правила:
За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а
за «намокание одежды» получает штрафное очко. Победителем на
«переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».
6. Через «лесной бурелом».
Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку
мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер,
координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходу.
Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью
веревок, гимнастических палок, сухих сучьев деревьев и другого подручного
материала.
Участок тропы длиной 5-10 м надо перегородить поперечными
перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага
друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–
60 см (выше колен). Участники должны по очереди преодолеть этот участок
тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну
из них не сбив ногами и не потеряв равновесие. Штрафные учитываются и
фиксируются.
Правила:
Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он получает штрафное очко.
7. Следопыты.
Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками
бумажки разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо
разбросать в лесу по нескольким разным маршрутам от одного места старта
до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от
количества участников и длины маршрута. Кроме того, нужно приготовить
для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).
Задача каждой команды быстрее добраться до финиша, отыскав и
собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.
Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться
цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек и т.д.
Побеждает та команда, которая собрала больше квадратиков своего
цвета.
8. Смекалка.
Каждой команде дается конверт, в котором разрезана на отдельные слова
пословица на военную тему. Из этих слов нужно собрать всю пословицу.
Этап оценивается по выполнению или не выполнению.
("Бой красен мужеством, а товарищ дружеством"),
("Мужественный пеняет на себя, а трусливый на товарища")
9. Шифровка.
Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. Прочитать
текст.
(25 19 1 2 3 16 6 18 20, 18 12 6 3 1 15 19 4 15 17. 15 22 17 1 14 31 30 19 5 3 6 16
20 25 119, 15 5 9 14 19 1 14 11.)
Например текст: штаб в лесу, слева от гор. Охраняют две пушки один танк.
10. Связисты.
Участники должны проползти между кеглями, расставленными в шахматном
порядке. Каждая сбитая кегля - штрафное очко.
11. Метание гранаты.
Из И.п. лежа на животе необходимо метнуть гранату по горизонтальной
цели. Этап оценивается по попаданию или не попаданию. Их количество
записывается в маршрутный лист.
12. Полоса препятствий.
В зависимости от имеющегося инвентаря и места проведения.
13. Маскировка.
Перед игрой необходимо детям объяснить, что такое маскировка, для чего ее
используют военные. Учитель закрывает глаза, дает сигнал и считает до 10.
За это время все должны замаскироваться спрятаться. Закончив счет
учитель открывает глаза и осматривает все вокруг, обнаружив спрятавшегося
он называет его по имени. Обнаруженный, выбывает из игры. По истечении
назначенного времени 5 мин, игра заканчивается. Обнаруженные, приносят
штрафные очки своей команде (1 за каждого обнаруженного).