Презентация "Иван Сергеевич Тургенев «Вся моя биография в моих сочинениях»" 10 класс скачать бесплатно

Презентация "Иван Сергеевич Тургенев «Вся моя биография в моих сочинениях»" 10 класс


Подписи к слайдам:
Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев «Вся моя биография в моих сочинениях».

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 402 ОКСЕНЕНКО Наталия Борисовна

2010 г.

Иван Сергеевич Тургенев

  • Вместе с Толстым и Достоевским вошёл в тройку русских писателей-титанов, впервые заговоривших о тайной жизни души человеческой. Летописец уходящей дворянской эпохи.

Варвара Петровна Лутовинова

  • Незаурядные способности, сильная воля, гордость, отсутствие любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей.
  • Дневник матери потряс сына: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»

«Несколько слов о любви»

  • Именно от матери противоречия Тургенева к женщине: поклонение, неприятие семьи, брака, «мещанского счастья».
  • Странная любовь к Полине Виардо. «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; день, когда мне не светили Ваши глаза,- день потерянный!»
  • Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!»

Отец

  • Офицер, выходец из старинного дворянского рода.
  • Послужил прототипом отца главного героя в повести “Первая любовь”.

Впечатление детства.

Университет (1833-1841)

  • 1833 - Московский университет, перевёлся в Питер.
  • 1838 - отправился в Берлин”, слушал лекции по истории, философии, классической филологии.
  • Увлекся немецкой философией Шеллинга, Канта, Фихте, диалектикой Фридриха Гегеля.

Увлечение философией на западе:

  • Споры о русских “вечных” вопросах: “Что делать?”, “Кто виноват?”, “Быть или не быть?”
  • Тургенев — профессиональный философ (кандидат философии), что и отразилось в творчестве.

Тургенев был близко знаком с Мериме, Флобером, Золя, Жорж Санд, Мопассаном. Его любили и уважали, к его мнению прислушивались, и именно с Тургенева началось признание русской литературы в мире. Он честно и благородно пропагандировал творчество русских писателей на Западе. Мопассан о нём трогательно написал: “Он был прост, добр, в высшей степени прямодушен, обаятелен, как никто, предан необыкновенно своим друзьям, мёртвым и живым”.

Творческая деятельность

  • 1844 - поэма «Параша» (Белинский хвалил, сказал, что она пахнет земляникой).
  • 1847 - написан первый серьёзный рассказ — «Хорь и Калиныч».

Цикл «Записки охотника». (1847-1852)

  • «Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Контора», «Смерть», «Бежин луг», «Уездный лекарь», «Гамлет Щигровского уезда», «Два помещика».
  • Тематика: изображение духовного облика крепостного крестьянина, протест против крепостничества, призыв к освобождению народа от помещичьего ига.
  • Впервые в русской литературе звучит тема самоценности, нравственной значимости людей из народа.

«Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва…» Писатель не скрывает забитости и темноты, свойственных крестьянской массе, но при этом показывает творческие и поэтические начала.

Пьесы-комедии (1846-1851)

  • «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Разговор на большой дороге», «Месяц в деревне».
  • Повести продолжают сатирические принципы драматургии Гоголя, социально-психологические проблемы эпохи.
  • Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского и А.П.Чехова.

Повести зрелого периода 1854 – 1856 г.г.

  • «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка».
  • Темы исторических судеб дворянской и разночинской интеллигенции.
  • Пьесы оказали воздействие на русских драматургов А.Н.Островского, А.П.Чехова.

Романы И.С.Тургенева

  • В каждом из его романов запечатлён конкретный момент исторического бытия России.
  • «Рудин» (1856)
  • «Накануне» (1859)
  • «Дворянское гнездо» (1860)
  • «Отцы и дети» (1862)
  • «Дым» (1867)
  • «Новь» (1877).

«Рудин» (1856)

  • «Рудин» - описывает облик человека 1840-х годов, его реальный вклад в историю.
  • роман о лишнем человеке («Дневник лишнего человека», 1850)

«Рудин»

  • Рудин жаждет деятельности, постоянно о ней говорит, пишет планы, создаёт прожекты, мечтает, увлекает молодые сердца, но ничего реально не делает.
  • Роман о невероятной силе и слабости слова.

«Дворянское гнездо» (1858)

  • «Дворянское гнездо» — самый лиричный из романов много любви.
  • Образ “тургеневской девушки” - Лиза Калитина.
  • Единственный роман, безоговорочно принятый публикой как шедевр.

«Дворянское гнездо» (1858)

  • основное действие приходится на 1842 год, посвящён судьбам русского дворянства, постепенно сходящего с исторической сцены.

«Накануне» (1859)

  • Роман спровоцировал раскол в «Современнике» (Добролюбов: « Нет ещё русского героя, который бы пошёл супротив “внутренних турок”, как Инсаров — супротив внешних». А Тургенев уже побывал в ссылке и не хотел крупных неприятностей, причём на ровном месте.

«Накануне»

  • События относятся к 1853 году. Смысл жизни болгарина Инсарова — в освобождении Болгарии от власти турок, это становится и делом Елены, вышедшей за Инсарова замуж. Полезное дело, которое так искал Рудин, наконец, нашлось.

«Отцы и дети» (1862)

  • Полемика, конфликт идейных, социальных, исторических, философских, нравственных концессий 50-х - 60-ых гг.
  • Главный герой – разночинец Базаров – тип человека новейшего поколения.
  • Роман вызвал полемику из-за особенностей изображения детей, т.е. революционной демократической молодежи.

«Отцы и дети»

«Дым» «Новь»

  •  Роман-неудача. Действие происходит за границей, слишком много политических разговоров: тогда злободневных, теперь непонятных.
  • Попытка реабилитации в глазах русской “прогрессивной” молодёжи.
  • Главный герой — революционер, ужасный недотёпа.

Таинственные оккультные повести

  • «Рассказ отца Алексея»
  • «Собака»
  • «Клара Милич»
  • «Странная история»
  • «Призраки»

«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего. Оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – одно мгновение»