Конспект урока "Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю. Лермонтова" 7 класс


1
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Урок литературы в 7 классе и презентация
«Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова»
Автор: Недорезова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
Класс: 7
Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»
Аннотация:
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве
М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках
М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках
М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на
вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил»
именно на Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова?) и конспект
урока.
Рекомендуется использовать при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в 7 классе
(прогр. Т.Ф.Курдюмовой) и в 8 классе (прогр. В.Я.Коровиной).
Также можно использовать в 9 классе (по любой Программе) в начале изучения
творчества М.Ю.Лермонтова.
Урок литературы в 7 классе
«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»
(Урок с использованием презентации «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках
М.Ю.Лермонтова»)
Автор: Недорезова М.Г., учитель русского языка и
литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
Цель урока:
актуализация знаний о жизни и творчестве поэта;
развитие понятия мотива творчества.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация «Кавказ в картинах,
акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Лирическая разминка.
Задание: Учитель читает первые строчки стихотворений Лермонтова, учащиеся
продолжают чтение и добавляют информацию об этом произведении, известную им из
уроков прошлых лет.
А) Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
2
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. («Парус»)
Б) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!» («Бородино»)
В) Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную… («Тучи»)
Г) Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… («Утес»)
Д) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она… («На севере диком…»)
3. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
Слово учителя (сопровождается демонстрацией слайдов презентации «Кавказ в картинах,
акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова»). Комментарии учителя к слайдам с
репродукциями картин поэта из книги: Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное
наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
Слайды 2-3: Анна Андреевна Ахматова сказала о Лермонтове: «...До сих пор не только
могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его
дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...»
(Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 133
134.)
С Кавказом Лермонтова связывало многое: в 1820 г. он впервые попал сюда ребенком (на
лечение в Пятигорск его привозила бабушка). В 1837 г. Кавказ становится местом его
ссылки и службы – Николай I отправляет его сюда под пули горцев.
В 1840 г. поэт вновь сослан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. 15 июля 1841 г. на
дуэли у подножия горы Машук закончился его жизненный путь.
Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Почему многих своих героев он «поселил» именно на
Кавказе? Что представлял собой Кавказ во времена Лермонтова?
Ответить на эти вопросы нам помогут картины, акварели и рисунки самого поэта. Они
расскажут нам о войне с горцами, которую вела в те времена царская Россия, о природе
Кавказа и людях, живущих там.
3
Слайд 4: Бывая на Кавказе в детские годы, Лермонтов слышал горские предания и
легенды. Они стали источником для ранних романтических поэм. В ссылке он стремился
узнать новые сказания, и многие из них дали толчок его поэтическому воображению: мы
встречаем их мотивы в «Демоне», «Мцыри», сказке «Ашик-Кериб» и других
произведениях.
Слайд 5: Кавказскими впечатлениями полны картины, акварели и рисунки Лермонтова.
Ряд живописных произведений поэта имеет сюжетную общность с литературными
произведениями.
Слайды 6-8: Действие поэмы «Мцыри» тоже происходит на Кавказе. Исследователи
творчества Лермонтова утверждают, что историю эту поэт услышал от старого монаха,
сторожившего один из древних монастырей: «Он <Лермонтов> охотно прислушивался к
рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины
природы. У А. А. Краевского находится картина масляными красками, изображающая
место действия «Мцыри», на берегу Арагвы. Эта картина была снята Лермонтовым с
натуры». (П. А. Висковатый. Демон. Поэма М. Ю. Лермонтова и ее окончательная, вновь
найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236.)
Но тема поэмы и сюжет возникли в замыслах поэта намного раньше. В своем дневнике,
датированном 1831 годом, семнадцатилетний юноша записал: «Написать записки
молодого монаха 17 лет. С детства в монастыре». В этом же году им написана
незавершенная поэма «Исповедь», ряд стихов которой войдет потом в поэму «Мцыри».
Слайды 9-10: Дарьяльское ущелье. На рисунке Лермонтова скала с развалинами замка на
вершине: «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях
своих, тогда еще сохранял стены и часть высокой и тесной башни. Крестовая и Гуд-Гора
тоже представляются туристу в ином виде. Гуд-аул с развалинами замка на плоской
вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял
тогда еще достаточно сохранившиеся стены. … ступени, вырубленные в скале, и теперь
еще ведут к Арагве. (П. А. Висковатый. „Демон“. Поэма М. Ю. Лермонтова и ее
окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236.)
Слайды 11- 12: Ссылка оказалась благотворной для Лермонтова: она дала ему
возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Кавказ остался для поэта
символом свободы, мужества и красоты.
Слайды 13-14: Во время первой ссылки самым сильным впечатлением поэта была
радость при виде природы, которой он не переставал любоваться.
В центре картины «Кавказский вид с Эльбрусом» снежная вершина Эльбруса, залитая
розовым светом восходящего солнца. На переднем плане глубокие темные расселины,
полные тумана.
Из письма Лермонтова: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего
окна смотрю на всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам,
я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и
величественны!». (М. Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 31 V 1837 (Лермонтов, изд.
„Academia“, т. V, стр. 543).
Слайды 15-19: Удивительное ощущение свободы, счастья, окрыленности переживал
Лермонтов на Кавказе. Он пишет своему другу Святославу Раевскому: «Как перевалился
через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору
4
(Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на
блюдечке <> для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудт
высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».
(М. Ю. Лермонтов – С. А. Раевскому. Конец 1837 года (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V,
стр. 393).
Слайды 20-22: В 1840 г. поэт вновь сослан на Кавказ. Лермонтов оказался в отряде
генерала Галафеева и участвовал в экспедиции на Чечню. Поэт побывал в перестрелках,
неожиданных налетах, разведке.
В официальном донесении о битве при Валерике так говорится о поэте: «Тенгинского
пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке
Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и
уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него
опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот,
несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным
мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в
неприятельские завалы». (И.Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. – Тбилиси, 1940, стр. 69.)
Увидев войну вблизи, Лермонтов особенно остро ощутил ее жестокость и
противоестественность.
Ученик читает отрывок из послания «Валерик»:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он зачем?»
Галуб прервал мое мечтанье.
Ударив по плечу, он был
Кунак мой, я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик,
А перевесть на ваш язык,
Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми»…
Слайд 23: Попробуем на мгновение перенестись на Кавказ, в отряд Галафеева. Как жил,
что чувствовал в это время Лермонтов?
Портрет В.Н.Лихарева работы Н.А.Бестужева (см. в приложении)
Ученик читает отрывок из книги М.Сизовой: «Лермонтову начинало казаться, что он
всегда так жил: в боях, в переходах, с постоянным чувством опасности и подстерегающей
на каждом шагу смерти… Но и в этой тяжелой сумятице дней, наполненных то мелкими,
то крупными стычками, судьба послала ему радость человека в простой солдатской
шинели, явившегося в отряд Галафеева в один из жарких летних дней… Лермонтов узнал
Лихарева, живого, настоящего Лихарева, с которым он так сблизился в Ставрополе в 1837
году! <> В то же мгновение щелкнул невдалеке выстрел, и он почувствовал, что рука
Лихарева выскользнула из его руки и что Лихарев падает, падает ничком на притоптанное
поле… Он бросился поднимать его. Пуля, попав в спину, прошла навылет в грудь, и
5
сердце уже не билось. Тогда, закусив до крови губы и подняв высоко в руке свою шашку,
Лермонтов бросился туда, откуда невидимый враг послал свою страшную пулю… В ту
ночь он ушел один от отряда и вернулся на заре. И начиная со следующего дня всегда
впереди своего отряда, с такой безумной отвагой бросался на чеченские рвы и завалы,
точно искал смерти». (Сизова М. Из пламя и света. М.: Молодая гвардия, 1960, стр. 555-
557.)
Ист. справка о В.Н.Лихареве: Владимир Николаевич Лихарев (1800-1840) член
Южного общества декабристов. Н.И.Лорер пишет о его гибели в бою при реке Валерик:
«В последнем деле, где он был убит, он был в стрелках с Лермонтовым… Сражение
приходило к концу, и оба приятеля шли рука об руку, споря о Канте и Гегеле и часто, в
жару спора, неосторожно останавливались». (Лорер Н.И. Записки декабриста. – М., 1931.)
Слайд 24: В свой последний приезд на Кавказ (вторая ссылка 1840-1841) Лермонтов
останавливается в Пятигорске на лечение водами в мае 1841 года.
Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась
дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым.
Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.
4. Заключительное слово учителя:
Одной из проблем, волновавших Лермонтова всю жизнь, была проблема свободы,
невозможности жить в условиях несвободы. Вопрос это поэт вкладывает в уста героя
поэмы «Мцыри»:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
5. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Прочитать в учебнике статью о поэме «Мцыри» (стр. 122-123).
Перечитать поэму «Мцыри», отв. на вопрос 1 (стр. 122).
Приложения:
1. Презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
2. Портрет В.Н.Лихарева работы Н.А.Бестужева, 1828 lixarev_1828.JPEG
Литература:
1. Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2.
2. Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В.
Томашевского. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
3. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-
ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981.
4. Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. Л.: Учпедгиз, 1963.
5. Савина Н. Л. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. Волгоград:
Издательство «Братья Гринины», 2000.
6. Сизова М. Из пламя и света. – М.: Молодая гвардия, 1960.