Конспект урока "Драма "Бесприданница" "А напоследок я скажу…"" 10 класс


1
Алиева Светлана Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №883 г. Москва
Класс 10
Драма «Бесприданница»
«А напоследок я скажу…»
(Два спаренных урока)
Цели уроков: проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую
проблематику, трагедию талантливой личности.
Задачи:
-формировать умение глубокого анализа текста;
-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развивать творческие способности, монологическую речь;
-вызвать интерес к творчеству А.Н.Островского;
-формировать нравственные ценности личности.
Тип урока комбинированный урок с применением ИКТ
Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями.
Используемые педагогические технологии:
-традиционная педагогическая технология;
-информационно – коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы
дифференцированного подхода к обучению.
Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания,
анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи,
общения.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная
и письменная.
Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и
иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска,
фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», романсы «А напоследок я скажу»,
«Не искушай меня без нужды», аудиозаписи или фонохрестоматия текста.
Используемая литература: Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по
литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп.
Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005.
!!! Чтобы сэкономить время на уроке, необходимо заранее раздать проблемные вопросы
учащимся по группам или индивидуально.
Ход урока
I. Объявление темы. Обсуждение эпиграфа.
Слайд 1
В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного
бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех
общественных «слоях». В. П. Буренин
Слайд 2
Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма
"Бесприданница". Задуманная в 1874году, она была завершена в 1878-м и в том же году
поставлена в Москве и Петербурге.
II. Вступительная беседа
Слайд 3
Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи
творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи,
законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека,
2
живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы
раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни.
Другим стал мир купцов это уже не то «темное царство», в котором господствовали
Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор
предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы
человеческих взаимоотношений.
Слайд 4
Основная идея "Бесприданницы" состоит в утверждении того, что в буржуазно-
капиталистическом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий
неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего в
одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения.
Быть сознающей себя личностью и не иметь возможность проявить ее - таково то
трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный
материальной обеспеченности. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру
Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные
и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.
Проблемные вопросы: В чем тайна пьесы А.Н. Островского? Почему не отпускает,
заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как простые читатели, так и
великие режиссеры, актеры и композиторы? В чем тайна пьесы А.Н. Островского?
Почему не отпускает, заставляет думать? Почему к ней обращаются вновь и вновь как
простые читатели, так и великие режиссеры, актеры и композиторы?
III. Сюжет драмы.
Слайд 5
Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Как и
в «Грозе», действие развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает
красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей
Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти
Друг Островского, актер М. И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о
первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с
тремя дочерьми. Две разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень
любит, и им — приданое. Младшая — тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека
влюблены. Один деревенский житель, домосед, Веселиться, так веселиться, все удается у
него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в
Питере, летом в деревне, фразер. девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой
записке, перед нами первые подступы к сюжету, который определился лишь к ноябрю
1874 года. Но его художественная реализация растянулась на долгие годы. 17 октября
1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и
творческого торжества сделал надпись «opus 40», а в письме к начальнику репертуарной
части петербургских театров сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих
произведений».
Слайд 6 Знакомство с действующими лицами
Слайд 7
А.Р. Кугель писал: «Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного
множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто
изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий
родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь
пустишься в дорогу.» Замечательным подтверждением этих слов, сказанных в начале 20
века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года, фильм песня с
удивительными романсами на музыку Андрея Петрова. Замечательным подтверждением
этих слов, сказанных в начале 20 века, явился фильм Эльдара Рязанова «Жестокий
романс» 1984 года, фильм – песня с удивительными романсами на музыку Андрея
Петрова.
3
Почему фильм называется «Жестокий романс»? Почему не «Бесприданница»? Сам Эльдар
Рязанов объяснял это так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу как
печальную песню, как грустный романс. Название «Жестокий романс» возникло
буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно
было назвать картину «Бесприданницей» - одна уже была. Мне показалось, что
«Жестокий романс» - название верное и емкое. Оно в какой-то степени определяет и жанр
вещи, в котором я собирался ее ставить. Кроме того, история, рассказанная Островским,
действительно безжалостна. Потом, читая литературоведческие работы о драматурге, я
наткнулся у А.Л. Штейна на мысль о том, что «Грозу» можно сравнить с русской
народной песней, а «Бесприданницу» - со старинным русским романсом. Я обрадовался
тогда этому случайному, но подтверждающему мои ощущения совпадению»
Автор при создании своего фильма прибегнул к помощи его любимой поэтессы Б.
Ахмадулиной и невероятно чтимой им М. Цветаевой. Эти стихотворные строки звучат
сложнее, чем могло быть в эпоху Островского. В них множество оттенков, тонкостей,
которых не было в романсе того времени. Но это не стало препятствием. Наоборот, это
обогатило героиню, говорило о многогранности ее внутреннего мира, о ее хрупкой,
незащищенной душе, душе музыкальной, поэтической, о ее утонченной натуре.
Слайд 8 Сюжет пьесы
IV. Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы. Обсуждение
образов.
Слайды 9-10 Обсуждение образа Х. И. Огудаловой
Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?
(Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита
Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела
роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом
своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова
готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю
жизнь».)
Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее
речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие
отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.
(К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится
предусмотрительно: «…Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили…». Во всем с
ним соглашается, угодливо повторяет его слова.
С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич!
Ах, родной мой! Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник!» Характерна ремарка к
последней реплике: («Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна
говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него
нечем.)
Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель
преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о
Карандышеве?
(Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает,
что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...».
Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как
найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а
Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с
Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на
содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных
сторонах жизни в деревне.)
4
С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...»
и «Матушка-голубушка...»?
( Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на
званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодно для него свете; а когда
Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.)
Слайд 11-12 Характеристика Паратова
Что же за человек Паратов? Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее
замужестве. О чем свидетельствуют здесь многоточия?
Нужна ли Лариса Паратову? (Анализ II действия, 8 явления) Почему она решается ехать с
ним? (Анализ III действия, 12 явления)
Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях
с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и
в явл.7, Д. IV.
(О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари
он раскрывается как азартный игрок. Ставка — своя жизнь и жизнь любимой девушки. И
все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не
согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам
Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч,
ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».)
Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная
философия Паратова?
(Как легко он расстался с «Ласточкой», так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» —
чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его
словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться».
Главное для него — деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу.
В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.)
Слайд 13-16 Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова
Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?
(Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от диких они
получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать
на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут,
неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. даже с Вожеватовым он держится
покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное
пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что
о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного
мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, — «чтобы люди чего
дурного не сказали».)
Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его
отношения?
(В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и
показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, обращается он к
Вожеватову перед тем, как метать жребий. — Мне кажется, она теперь находится в таком
положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны
принять участие в ее судьбе». В действительности же они решают воспользоваться
безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, что Лариса примет его
предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми.
Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».)
Каково отношение Вожеватова к Ларисе?
(Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со
смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова
большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет
5
трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что
любовью-то называется — говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим
купцом будете».)
Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это
его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?
(Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в IV
действии. «Вася, я погибаю! — в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. — ...мы с
тобой с детства знакомы… что мне делать — научи!» Но он отказался ей помочь. Потому
что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял,
что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-
вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово
и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово — это
марка купца.)
Слайд 17-19 Анализ образа Карандышева
Каков Карандышев? Что руководит его поступками? Правоту каких оскорбительных, как
пощечина, слов Карандышева о своей роли в этом обществе Лариса должна признать?
Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д.
III, явл. 11, 13, 14; Д. IV, явл. 10-11).
Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать
в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним — это попытка вырваться из дома, желание
забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но
Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него — возможность выйти в
общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.)
В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?
(Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его
самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами
нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство
Ларисы с купцами — для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и
горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, а бессильную злобу. Он
решается мстить своим обидчикам.)
Хуже всего, что и сам жених Ларисы – Карандышев – отравлен тем же эгоистическим
равнодушием. То, что сначала можно было принять за искреннюю страсть, оказалось
жаждой самоутверждения. Хуже всего, что и сам жених Ларисы Карандышев – отравлен
тем же эгоистическим равнодушием. То, что сначала можно было принять за искреннюю
страсть, оказалось жаждой самоутверждения.
Слайд 20 Образ Ларисы
Слайд 21
Какой мы видим главную героиню?
(Лариса — богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано,
поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна,
любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом.
Лариса доверчива, искренна, прямо душна в отношениях с людьми.)
V. Подведение итогов
Слайд 22 Анализ действия III, 12-е явление
Что заставляет Ларису выбрать этот путь? Каков же финал пути к Паратову? Прочитайте
монолог Ларисы о смерти. В чем трагедия героини?
(Любовь для Ларисы все, но эта любовь никому не нужна. Лариса это начинает понимать,
поэтому ей так страшно, беспокойно, тяжело. Любовь для Ларисы все, но эта любовь
никому не нужна. Лариса это начинает понимать, поэтому ей так страшно, беспокойно,
тяжело.)
Слайд 23
6
(Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно
птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия
героини — трагедия одинокой души.)
Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях?
(Лариса — чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит ее
желание: «уедемте отсюда», «поскорее отсюда вырваться», «уехать надо», «поедемте
поскорей», «бежала б я отсюда куда глаза глядят», «мне хочется бежать отсюда». Все ею
восхищаются, претендуют на нее, но ее заветное желание — бежать. Она одна, наедине со
своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают ее судьбу.)
Слайд 24
Кем является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится?
(Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ла-
рису, заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, и Ларисе хочется бежать из родного
дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины.)
Почему в самый напряженный момент когда решается вопрос, поедет ли Лариса за
Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды»? (Звучит романс).
(Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его, своего искуси-
теля, и вот он пришел. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые
поступки, но не может понять самого главного в нем. Будучи обманута им однажды, она
вновь верит в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду.)
(Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может. И когда
Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы
требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать
содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно
утешение — быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не
представляет.
Почему выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, как благодеяние?
Слайд 25
Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает. Она
умирает со словами любви, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни,
которую она не принимала).
Слайд 26-27
Так в чем же тайна пьесы Островского? В чем ее сила? Так в чем же тайна пьесы
Островского? В чем ее сила?
Домашнее задание
Публичное выступление по темам:
«Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову».
«Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и «Бесприданница».