Конспект урока "Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского" 11 класс


1
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Урок литературы в 11 классе
«Маяковский и футуризм. Поэтическое
новаторство Маяковского»
Водопьянова Анна Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ №2» г.Ясного
Оренбургской области
Ясный
2014
2
Тема урока: Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство
Маяковского. (слайд №1)
Тип урока: педагогическая мастерская
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с дореволюционным периодом творчества
поэта, его новаторском характере.
2. Формировать и совершенствовать навыки анализа стихотворения.
3. Повторить понятие футуризм.
Развивающие:
1. Учить учащихся мыслить творчески и раскованно и самостоятельно
выстраивать свои знания.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к русской классической литературе, любви к
родному языку.
Оборудование:
1.Компьютер, проектор, экран.
2. Фотомонтаж.
3. Раздаточные материалы.
Литература:
1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской
литературе XX века. 11 класс; М.: «РАКО», 2003.
2. Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы,
конспекты, материалы): Пособие для учителей \ Ред.-сост.: Карпов
И.П., Старыгина Н.Н. – 3-е изд.-М.: Московский лицей, 2001.
3. Карпов И.П. Ранний Маяковский: Русская литература XX века: Спр.
Материалы/ Сост. Смирнова Л.А., М., 1995.
План урока:
3
I. «Индуктор».
II. Самоконструкция».
III. «Социализация».
IV. «Разрыв».
V. Работа с материалом (критическая статья)
VI. «Социализация»
VII. Работа с материалом. Анализ стихотворений.
VIII. «Социализация» содержательного аспекта.
IX. «Разрыв» (сообщение учащегося)
X. Творческая мастерская (сочинение-миниатюра «Я и лирика
Маяковского»).
XI. «Социализация» (презентация сочинений)
XII. «Рефлексия».
XIII. Домашнее задание» .
Эпиграф: …Я хочу быть понят
моей страной…
(В.Маяковский) (слайд №2)
Ход урока:
I. «Индуктор»
Звучит голос Маяковского (аудиозапись).
- Чей голос вы слышали?
-Запишите имя поэта. Посмотрите видеоролик и напишите рядом
ассоциации, возникающие в вашем воображении.
II. «Самоконструкция»
1. Индивидуальная работа: Учащиеся записывают свой ассоциативный
ряд. Одна группа составляет синквейн.
2. Работа в группах: Объедините слова-ассоциации, выделяя те, которые
повторяются у нескольких членов группы.
III. «Социализация»
1.Представьте свои варианты выполнения задания. Одна группа
представляет синквейн.
4
2.Посмотрите на тему урока, прочитайте эпиграф. Скажите, какие
вопросы мы будем рассматривать на уроке. (слайд №1)
IV. «Разрыв» (слово учителя)
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры
эти носят не только узколитературный характер –речь идет о
взаимоотношениях искусства и действительности. О месте поэта в жизни.
Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту
жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными
целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой
грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек
страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно очень талантливый
человек, одно из ярчайших имен в литературе XX века.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны.
-Перед вами листочки с высказываниями о Маяковском. Давайте
познакомимся с ними.
(Чтение учащимися вслух высказываний о Маяковском)
1.А.В.Луначарский (1923): «Маяковский личность очень талантливая,
чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней
чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического
лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень
ироничен и подчас впадает в клоунаду».
2.Ю.Карабчиевский («Воскресение Маяковского»,1983): «Он был человеком
без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или
иные крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был
лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение
чьим-либо мнением и стремится любым способом покорить аудиторию. Он
напрочь отвергает литературу и делает все, чтобы в ней остаться. Своей
религией он объявляет всеобщее братство а служит зыбкой догме
сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног…»
Карабчиевский выстроил концепцию, согласно которой Маяковский
предстает как певец насилия. Основной мотив его поэзии месть, культ
жестокости. Его пафос пафос погрома. Поэтому, по мнению критика,
Маяковский так восторженно принял Октябрьскую революцию, с ее
жестокостью и насилием, с пафосом погрома «старой культуры». В стороне
при таком взгляде остается роль Маяковского-новатора.
Не спешите согласиться с каким-либо мнением, сначала послушайте
материал урока, а потом сделайте вывод.
5
- К какому литературному направлению принадлежал Маяковский?
- Что вы помните о футуризме и его эстетической программе?
(слайд №3,4)
Футуризм авангардистское течение в европейском и русском
искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради
слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Д.Бурлюк, В Хлебников. В
Каменский, В. Маяковский, И.Северянин)
Основные идеи футуризма:
- отрицание культурного наследия;
- отрицание исторического опыта;
- культ техники, индустриальных городов;
- отрицание гармонии как принципа искусства;
- словесные деформации, интерес к неологизму, к игровому началу;
- пафос эпатажа.
V. Работа с материалом. Раздаточный материал: статья Карпова И.П.
«Ранний Маяковский» (Приложение 2)
1. Индивидуальная работа: учащиеся выписывают характерные черты
раннего творчества Маяковского.
2. Работа в группе: обсуждение статьи.
VI. «Социализация»
Представитель группы делает доклад.
- Давайте проверим сказанное на практике.
VII. Работа с материалом. Анализ стихотворений Маяковского.
1 гр. «А вы могли бы?» (слайд №5)
2 гр. «Нате
3 гр. «Послушайте!»
(Аудиозапись стихотворений, раздаточный материал)
«А вы могли бы? – одно из первых опубликованных стихотворений. Оно
очень характерно для ранней манеры поэта: веселая издевка над здравым
смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить
с толку читателя.
-Какие образы вы нашли в этом стихотворении?
6
(серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при
движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на
флейту они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого
города»)
-В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль
метафоры в оформлении этого конфликта?
(Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям.
Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта,
«блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии
Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает
урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину
мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от
символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается
окружающий мир преобразовать)
-В каких строчках слышится скрежет? Как называется такой прием?
Какие звуки повторяются?
- Обратите внимание на лексику. В чем особенность?
(разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта стакан, студень,
водосточные трубы_
Уподобление грубо-поэтической «водосточной трубы» - изысканно-
поэтической «флейте» должно шокировать публику, привыкшую отделять
язык поэзии от языка улицы. А Маяковский, как говорится в его
автобиографии «Я сам», с детства стал «тихо ненавидеть» поэтичность. Своей
задачей в поэзии он считал сближение литературы и жизни. «Академия и
Пушкин непонятнее иероглифов», - провозглашалось в манифесте
футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912)
Прослушивание стих-я «Нате!» (слайд №6)
-В чем вы видите конфликт поэта с миром? Определите ценности поэта
и ценности толпы.
(Мир вещей стих-я «А вы могли бы?» уступил здесь место миру людей,
но и этот мир враждебен поэту. Перед нами картина выступления поэта в
артистическом кафе. Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и
провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих
новаторских художественных идей толпе был скандал, эпатаж. В
стихотворении показано именно такое выступление – вряд ли понравятся
публике дерзкие характеристики, портреты пошлых мужчин и женщин,
собравшихся развлечься. Задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом.
7
Конфликт здесь и возникает из резкого противопоставления «толпы» и
поэта (традиционная тема русской поэзии). Люди, перед которыми должен,
по их представлению, «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом
своеобразной мерой количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или
килограмму, а «по человеку» вытечет он через час, и «чистый переулок»
станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст
сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.
Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает
«шкатулки» своих стихов ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и
шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В
шкатулках стихов поэта лежат более ценные вещи «бесценные слова»,
которые он «мотает и транжирит».
-Охарактеризуйте образы мужчин и женщин пошлого мира, приемы
создания этих образов.
стихотворении выделяются два образа враждебного мира
«мужчина» и «женщина». Такое их наименование, вкупе с указующим
жестом («вот вы») дерзко и вызывающе. Конечно, невозможно представить,
чтобы в столичное кафе пришел посетитель с застрявшей в усах капустой, это
образ-гипербола; остатки щей в усах символизируют приземленность,
мещанские интересы этого «мужчины». «Женщины» из-за узости своего
мирка напоминает устрицу, выглядывающую «из раковин вещей». Оба они
не только не в состоянии понять поэта, но и агрессивны по отношению к
нему.)
- Как показана в стихотворении агрессивность толпы и реакция
поэта на нее?
(«Стоглавая вошь» - метафора отвратительного паразитизма, тупого
единства этой толпы, которая хочет снять «бабочку поэтиного сердца». Мы
не раз уже встречались с дерзкими, неожиданными метафорами раннего
Маяковского, в этом стихотворении поэт обнаружил сходство между стихами
и шкатулками, раковинами и вещами, бабочкой и сердцем поэта.
Трепетность, недолговечность, ранимость и красота все это свойственно и
бабочке и сердцу поэта. От контраста со «стоглавой вошью» нежность
бабочки увеличивается. Среди агрессивной толпы поэт чувствует себя
«грубым гунном».)
-Кто такие гунны?
( Гунны это воинственное тюркоязычное племя II-IV в.в., наводившее
ужас на страны Европы)
8
Стихотворение заканчивается таким антиэстетичным жестом (захохочу
и радостно плюну, плюну вам в лицо). Антиэстетизм был одним из
принципов кубофутуризма. Спонтанность этого жеста подчеркивается
разным количеством строк в последних строках.
Прослушивание стихотворения «Послушайте!» (слайд 7)
Это прямое обращение к читателю. Поэт еще плохо представляет себе
своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он
страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и
любовь, отчаяние и надежду.
- В чем своеобразие интонации этого стихотворения?
сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?», с дерзким
вызовом стих-я «Нате!», в «Послушайте совсем другая, проникновенная,
исповедальная, даже просительная интонация. Мы впервые слышим поэта,
который не боится показаться беззащитным, он обращается к людям,
которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит
до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе
«чтоб обязательно была звезда» - детскость, наивность.
- Какова логика этого стихотворения, его, так сказать,
«поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они
значат для лирического героя?
(Художественное мышление раннего Маяковского было поистине
космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной
астрономической на небе появляются звезды, потому что кто-то этого
очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды
успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека
за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь
«беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного
языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко
маркированным в классической русской поэзии – «звезда».
- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
(Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих
ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием,
отсутствием звезд на земле, «врывается к Богу» - ни больше ни меньше. В
этом жесте проявляется не столько дерзость и нахальство героя, сколько его
гиперболизм, «богоподобие», герой ощущает себя равным Богу. Но при этом
герой признает Бога началом всего и целует его «жилистую руку» -руку
9
творца. Это искренний жест герой при этом «плачет», «просит», «клянется»
- и мы верим, что он действительно «не перенесет эту беззвездную муку».
Притом оказывается, что надо с этой гигантской просьбой явиться вовремя, и
герой «боится, что опоздал» - эта фраза передает неимоверное напряжение
нервов героя, добывающего звезду для себя и для людей. Бог внял этому
максимализму и на небе появилась звезда. И только после этого герой
наружно успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался тревожным
эта тревога от боязни за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен
людям, для которых звезда это «плевочки», а не «жемчужина», для
которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».
VIII. «Социализация»
Представитель группы делает доклад.
IX. «Разрыв»
Индивидуальное задание: сообщение ученика «Особенности стиха
Маяковского»
X. Творческая мастерская. (слайд №8)
А сейчас мне бы хотелось услышать ваше отношение к поэзии
Маяковского. Все свои мысли выскажите в творческой работе «Я и лирика
Маяковского» (сочинение-миниатюра). Мы сегодня старались заглянуть в
мир поэзии Маяковского, понять и почувствовать его. Не забудьте про
ключевые слова: вижу, слышу, чувствую.
XI. «Социализация». Чтение сочинений.
XII «Рефлексия»
- Что нового вы узнали на уроке?
Особенности лирики Маяковского (слайд №9)
- необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна;
- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;
- его поэтический мир ярок, резок, экзотичен;
- за резкостью скрывается глубокая лирика;
- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.
- С какими трудностями столкнулись?
XIII. Домашнее задание: Прочитать стихотворения «Революция», «Ода
революции», «Левый марш», «Облака в штанах», «О дряни»,
«Прозаседавшиеся», «Про это», «Во весь голос», «Гимны». (Слайд №10)
10
Приложение № 1
1. А.В.Луначарский (1923): «Маяковский личность очень талантливая,
чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней
чувствительностью, исполненного глубокого и несколько истерического лиризма,
он стремится к грандиозному, пророческому. Но при этом он очень ироничен и
подчас впадает в клоунаду».
2. Ю.Карабчиевский («Воскресение Маяковского»,1983): «Он был человеком без
убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные
крайности, он ни в чем не мог дойти до конца и вечно вынужден был лавировать.
Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением
и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает
литературу - и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет
всеобщее братство а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах
ускользающей из-под ног…»
11
Приложение 2
Ранний период творчества Маяковского интересен прежде всего тем, что здесь
Маяковский более непосредственно, чем после революции выражает себя.
Лирический герой раннего Маяковского одиночка, поэт улицы, города и его
жертва. Его время только настоящее, «сиюминутное» или обобщенное, выраженное в
метафоре, сопрягаемой с риторическим восклицанием («Время! Хоть ты прямой богомаз,
лик намолюй мой в божницу уродца века!») Лирический герой не имеет личностного
времени, времени собственной судьбы. В центре этого «физического» мира поставлено
«Я» поэта. «Я сам» (название автобиографического очерка), «Владимир Маяковский»
(первая трагедия), «Я» (цикл стихов 1913 года).
Основным принципом авторского мироустройства является эгоцентризм. «Великая
душа» в поэзии Маяковского живет в напряженном противопоставлении себя
окружающему миру. Причем «мир», «вы», «ты» мыслятся и ощущаются как мелкое,
ничтожное, обывательское, по отношению к которому возможно самое резкое до
хулиганского - отношение. Для изображения «мира» подбирается сниженная лексика:
Мало извозчиков? Улицу врасплох огляните -
Тешьтесь ложью. Из рожь ее
Видна ль шутка площе чья! Чья не извозчичья?
На противопоставлении себя и мира строятся большинство стихов раннего периода
творчества: «А вы могли бы?», «Ничего не понимаю», «Нате!», «Кофта фата», «Вам!».
Традиционный конфликт: поэт и толпа, поэт и сытые. Лирический герой постоянно
стремится унизить окружающую его действительность и человека (например, плевком
или ударом в лицо). Оппозиция «я мир» рождает напряженное чувство ненависти,
постоянное ощущение, что рядом враг. До революции враг в большинстве случаев
мещанин, обыватель, после революции образ врага формируется в соответствии с
официальной политикой.
Разрушение мира заканчивается разрушением себя, потому что, унижая ближнего,
опошляя действительность, человек унижает прежде всего самого себя. В поэзии раннего
Маяковского поражает обилие «кровавой образности» («Людям страшно у меня изо рта
\\шевелится ногами непрожеванный крик»).
Маяковский проповедует грубый антиэстетизм, физиологизм художественных
образов («Я люблю, когда умирают дети»).
На раннем этапе Маяковский выступает мастером метафоры («Лысый фонарь
сладострастно снимает с улицы черный чулок».
Уже у раннего Маяковского рождаются новые принципы поэтики «Слово сама
цель» - создание неологизмов идет по принципу необычности. Многочисленные
12
грамматические неправильности поэт объясняет связью с футуризмом. (И.П.Карпов
«Ранний Маяковский»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 группа «А вы могли бы?»
1) Какие образы вы нашли в этом стихотворении?
2) В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в
оформлении этого конфликта?
3) В каких строчках слышится скрежет? Как называется такой прием? Какие звуки
повторяются?
4) Обратите внимание на лексику. В чем ее особенность?
2 группа «Нате!»
1) В чем вы видите конфликт поэта с миром? Определите ценности поэта и
ценности толпы.
2) Охарактеризуйте образы мужчин и женщин пошлого мира, приемы создания
этих образов.
3) Как показана в стихотворении агрессивность толпы и реакция поэта на нее?
4) Кто такие гунны?
3 группа «Послушайте!»
1) В чем своеобразие интонации этого стихотворения?
2) Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»?
Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?
3) Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
13
Комментарий к уроку литературы в 11 классе
Тема: «Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского»
Технология «Педагогическая мастерская»
Технологические этапы
Действия учащихся
1. «Индуктор» - создание
эмоционального настроя, включение
чувств ученика, создание личного
отношения к предмету обсуждения
Записывают в тетрадь познавательный
объект (Владимир Маяковский),
просматривают видеоролик, подбирают
ассоциативный ряд.
2. «Самоконструкция»
Индивидуальная работа
Работа в группах
Учащиеся записывают свой ассоциативный
ряд или составляют синквейн.
Объединяют слова-ассоциации, выделяя те,
которые повторяются у нескольких членов
группы. Составляют общий вариант.
3. «Социализация» - выступление
учеников (сопоставление, сверка,
оценка, коррекция)
Выслушивают версии одноклассников,
представляют свой вариант выполнения
задания.
4. «Разрыв» - дополнительная
информация, предлагаемая
учителем
Слушают учителя, работают с
дополнительными
материалами(высказывания о
Маяковском), вспоминают теорию
литературы, относящуюся к теме урока
(футуризм, эстетическая программа
футуристов)
5. Работа с материалом
Индивидуальная работа
Работа в группе
Работают с критической статьей Карпова
«Ранний Маяковский». Выписывают
характерные черты раннего творчества
Маяковского.
Обсуждают в группе полученные
результаты.
6. «Социализация»
Представитель группы делает доклад.
Учитель предлагает проверить выводы на
конкретных произведениях.
7. Работа с материалом
Аудиозапись стихотворений
Маяковского
Слушают аудиозапись художественного
чтения стихов Маяковского. Анализируют
предложенные учителем стихотворения.
Сопоставляют домашние записи, выбирают
14
Работа в группе
лучший вариант.
1группа «А вы могли бы?
2 группа «Нате!»
3 группа «Послушайте!»
8. «Социализация»
Представитель группы делает доклад.
Выслушивают версии одноклассников.
9. «Разрыв» - дополнительная
информация, представленная
подготовленным заранее учеником
Слушают сообщение «Особенности стиха
Маяковского»
10. Творческая мастерская
выполнение творческого задания
Пишут сочинение-миниатюру «Я и лирика
Маяковского»
11. «Социализация» - чтение творческих
работ
Презентация сочинений учащихся
12. «Рефлексия»
Осмысливают свою работу: общее
впечатление; трудности, с которыми
столкнулись, способы их преодоления и т.д.