Конспект урока "Символизм рассказа И. Бунина "Господин из Сан-Франциско"" 1 класс


Заявка на участие в Региональном конкурсе педагогических работ
на лучшую методическую разработку по литературе,
посвященном Году литературы
1
Фамилия, имя, отчество
Малкоедова Эльмира
Вахидовна
2
Место работы (название учебного
заведения)
МОУ СОШ № 3 г.Георгиевск
3
Тема методической разработки
«Символизм рассказа И.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»»
4
E-mail
malkoedova_elli@mail.ru
5
Контактный телефон
8-988-102-56-61
МОУ СОШ № 3, город Георгиевск
Малкоедова Эльмира Вахидовна
СИМВОЛИЗМ РАССКАЗА И.БУНИНА
«ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
Цель:
открытие своеобразия художественного мира рассказа И.Бунина, понимание
и осмысление авторско й идеи кризиса цивилизации.
Задачи:
учебные – раскрыть смысл символических образов рассказа
развивающие - развивать умения выделять основные средства создания
художественного образа; выделять основные средства создания образа.
воспитательные - учить видеть истинные ценности жизни.
Ожидаемые результаты:
личностные - развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать,
самостоятельно работать с первоисточниками
метапредметные - умение установить внутренние связи структурных
элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым
историко-литературным и культурным процессом
предметные - актуализация как можно большего количества смыслов текста
Оборудование:
Слайды презентации, текст рассказа.
Ход урока.
1. Слово учителя. О деталях…
СЛАЙД 1.
Вопрос: Давайте посмотрим на обложку аудиокниги И.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».
СЛАЙД 2
*Скажите, возникло бы у вас желание прочитать книгу, оформленную
так, как вы видите на экране?
*Почему?
*Чего не хватает?
Сегодня мы с вами поработаем менеджерами по рекламе и
маркетингу... Целью нашей работы будет создание обложки для этой
книги. НО! Мы, во-первых, должны отразить в оформлении тот глубокий
смысл, что вкладывал в рассказ автор, и, во-вторых, сделать книгу
презентабельной и вызывающей интерес.
А начнем мы с имени, которое дал рассказу Иван Алексеевич Бунин, -
«Господин из Сан-Франциско».
Если разложить это название на составляющие и вдуматься в
изначальный смысл слов, то легко обнаружится скрытый оценочный
характер заглавия рассказа.
2. Работа с названием.
В слове “господин” в данном случае зафиксирована вполне
определённая социальная роль, — хозяин положения, хозяин жизни.
Существительное "господин" указывает на величие, превосходство над
другими людьми, также можно судить о нем, как о материально богатом
человеке, а название города Сан-Франциско наталкивает на мысль, что в
повествовании речь идет об иностранце.
3.Обратимся к тексту.
Чтобы глубже понять замысел автора, нам необходимо обратить
внимание на детали, символы, которые использовал Бунин, создавая рассказ.
Обратимся теперь к огромному роскошному кораблю, на котором
отправился в путешествие Господин.
*Как вы думаете, почему Бунин выбрал именно такое название для своего
корабля?
СЛАЙД 3
(Недаром пароход назван «Атлантида».
Платон: Некогда одноименный прекрасный и благодатный остров ушел
в пучину океана. В течение многих столетий в Атлантиде правили мудрость
и умеренность, развивались науки и искусства. Но со временем подобные
добродетели выродились и уступили место алчности и честолюбию.
Стремление к богатству и гордыня народа лишили его милости богов и
привели к полной гибели, остров погрузился на дно океана)
*Какие ассоциации с другим печально известным судном возникают,
когда мы читаем строки, изображающие жизнь путешественников на
корабле?
«Титаником». В апреле 1912 г. в Атлантическом океане затонуло,
столкнувшись с айсбергом, крупнейшее пассажирское судно - пароход
«Титаник», погибло около полутора тысяч людей. Это трагическое событие,
ставшее первым в ряду великих катастроф XX в., таило в себе нечто зловеще
парадоксальное: потерпел крушение корабль, созданный по последнему
слову техники и объявленный «непотопляемым»). СЛАЙДЫ 5-8
Уже в самом начале рассказа возникает ощущение неизбежной
катастрофы.
Обратимся к толковому словарю:
«КАТАСТРОФА» в дословном переводе с греческого «поворот
вниз».
*Какой мы видим «Атлантиду»?
Я предлагаю вам посмотреть на экран.
Давайте попробуем озаглавить данные изображения при помощи одного
слова-эпитета.
Мы сейчас увидели реальное соотношение корабля-гиганта и океана.
Океан символ стихии, победить которую невозможно. Океан как
высший разум, божество, карающее людей за алчность, разврат, нещадную
эксплуатацию и возвышение технического прогресса в ущерб духовному
совершенствованию.
Рассказ написан в 1915(16) году, Бунин ощущал приближение великих
катастроф.
Неотвратимую угрозу цивилизации чувствует и читатель.
4.ТЕКСТ:
Пассажиры не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель, - его
заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра».
(Опять параллель с «Титаником» - символом человеческой гордыни, на
котором музыканты до последнего играли вальсы.)
*С какой целью автор, по–вашему, сделал местом действия многоярусное
судно?
СЛАЙД 9
Какое значение имеет основное место действия? (Ограниченность
сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на том, как
протекает жизнь на верхних и нижних палубах корабля, его этажах)
Жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, считала, что «Господин из
Сан-Франциско» зародился под впечатлением спора, который Бунин вёл на
борту парохода по дороге из Италии в Одессу в 1909 году. Своему оппоненту
он тогда сказал: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим,
пьём вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, чёрные от угля,
работают и т.д. Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей
не считают тех, кто на них работает...в подвалах»).
Теперь можно сделать вывод о не случайности выбора автором места
действия в рассказе.
А теперь еще раз внимание на экран:
Вы видите, как известный мыслитель и философ 19 века К. Маркс
изобразил пирамиду капиталистической системы.
*Что символизирует корабль, на котором путешествует Господин?
Прекрасная «Атлантида» наглядная модель человеческого общества,
где одни легкомысленно блаженны за счёт других, задавленных тяжестью
труда, где и тем и другим недосуг думать о смерти, которая рядом, а значит,
и о жизни, проходящей бесследно.
*Какой прием использует Бунин для изображения расслоения
общества? (Антитеза)
5.ТЕКСТ:
Сам корабль воплощает собой общество со своей иерархической
структурой, богатая аристократия которого противопоставляется людям,
управляющим движением корабля, работающим в поте лица у гигантской
топки, которую автор называет девятым кругом ада.
СЛАЙДЫ 11-17
*Итак, какие детали мы могли бы вынести на обложку книги?
(деньги, драгоценности, ад)
Этот мотив мотив социальной несправедливости в рассказе
несомненно есть.
*Но главный ли он? Ради него ли написан рассказ?
И как в этом случае понимать дневниковую запись Бунина: “1419
августа писал рассказ «Господин из Сан-Франциско». Плакал, пиша конец”
Если всё сводится к обнажению социальных контрастов, а герой всего
лишь один из пресыщенных жизнью, растленных богатством “осквернителей
земли”, вызывающих у писателя только “брезгливое презрение”.
чём же тогда плакал Иван Алексеевич Бунин, завершая рассказ?
А теперь обратимся к главному герою рассказа.
Прочитаем первое предложение рассказа.
6.ТЕКСТ:
*Почему никто не запомнил имени Господина?
*Может быть, из-за безликости, бесцветности, невыразительности самого
героя?
*А может быть, всё дело в равнодушии тех, с кем его сводила судьба?
*Или в том, что для них он был всего лишь один из выгодных клиентов-
богачей, и только?
*Почему автор оставляет главного героя рассказа безымянным?
*И только ли имени лишил автор героя?
Ответьте от имени слуги на вопросы:
- Какое блюдо любит Господин?
- Чья фотография стоит на столике?
- Что он говорит жене во время обеда?
У героя нет не только имени, нет и конкретной биографии, нет ничего
индивидуального, нет привычек, это образ-маска, типичный образ.
Отсутствие имени у героя символ его внутренней бездуховности,
опустошенности. Более того, автор наводит читателя на мысль о том, что
герой его не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически
существует. Он не способен воспринимать эстетические ценности, он видит
лишь реалии материального мира.
*Как описывает Господина автор?
*О каких качествах мы можем сделать вывод?
7.ТЕКСТ
(Описывая героя, Бунин подчеркивает его богатство и неестественность:
«серебряные усы», «золотые пломбы», «крепкая лысая голова» сравнивается
со «старой слоновой костью».
Вид Господина вполне респектабельный, но какой- то неживой.
Ответьте на вопрос от имени Господина:
- С какой целью он едет в путешествие?
Он едет в путешествие только потому, что так делают те, кому он так
стремился подражать. Он и в этом типичен. Как типична его жена, твёрдо
знающая, что “все пожилые американки страстные путешественницы”, и
готовая доказать это на собственном примере, хотя вообще-то она “никогда
не отличалась особой впечатлительностью”. Как типична их дочь
“девушка на возрасте и слегка болезненная”, вынашивающая вполне
тривиальную надежду на “счастливую встречу” с бoгатым женихом.
*Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о
Господине?
(Брезглив, высокомерен, самоуверен)
*Попробуйте от имени Господина ответить на вопрос: почему вы
выбрали именно это судно?
(Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль,
такой, который соответствует нашему статусу»,
Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил
это»).
*В чем видит наслаждение от путешествия Господин?
(В демонстрации своего социального статуса, в подобострастном
унижении людей, которым он платит, в бесконечное чревоугодии и
продажной любви.
*Способен ли он видеть красоту природы, ощутить душевный трепет
от общения с древними памятниками, что он чувствует, находясь в церкви?
НЕТ!
(Он путешествует не из любви к другим странам. Господин подчинил
свою жизнь не простым человечексим радостям, а подражанию. Он очень
хотел походить на тех, кто богаче. Он пуст, его душа уже давно мертва).
*Какие детали, характеризующие Господина, мы могли бы отразить в
нашей обложке?
( Еда, выпивка, продажная любовь – бабочка)
Обитатели корабля от устрашающей бездны отгородились, защитились
“идолом”, на которого переложили всю ответственность за собственную
жизнь. О ней самой, о жизни, о смысле её не думали, всецело поглощённые
одни заботами о хлебе насущном, другие прожиганием добытых
средств.
Занятый этим, Господин не видит и не понимает сигналов, которые ему
посылаются свыше, не улавливает импульсов неблагополучия, идущих из
глубин собственного “я”
*Какие это сигналы?
СОН, ШЕЙАЯ ЗАПОНКА.
8. ТЕКСТ:
Прочитаем сцену сражения Господина с шейной запонкой. Найдите
сигналы, которыми автор предупреждает Господине о надвигающейся
катастрофе.
(«Кончикам пальцев было очень больно», «запонка…кусала дряблую
кожицу», «с сияющими от напряжения глазами, весь сизый».)
Он завершает дело добровольно-принудительного самоудушения
принятой на себя ролью...
От океана, бушующего за пределами комфортно обустроенной
выгородки, он отворачивался, передоверив ответственность за свою судьбу
“языческому идолу” капитану. От таинственных знаков судьбы, от
собственного изнемогающего естества пытался защититься подчинённостью
общепринятому ритуалу, сигналу гонга.
*Какой момент рассказа можно считать самым кульминационным?
ПОЧЕМУ?
КАТАСТРОФА произошла. (Поворот вниз)!!!
*Где нашел последний приют Господин? (Круг замкнулся Господин
опускается на самое дно и возвращается домой)
*Какие вели себя люди, узнав о смерти Господина?
Хозяин гостиницы: Это пустяк, маленький обморок. Это неприятно.
Гости: обиделись, им напомнили о смерти
Он напомнил о смерти, о неотвратимости и беспощадности
неминуемого конца, о страшной лёгкости, с которой “господин из Сан-
Франциско” превращается в “мёртвого старика из Сан-Франциско”, о
незримой, но непререкаемой власти судьбы. “Memento mori” (лат.)
“помни о смерти”, наставляли древние мудрецы, понимавшие, что только
при этом условии можно достойно и полноценно прожить жизнь
Слуга Луиджи: Передразнивает, смеется.
Извозчик: Получил неожиданный заработок.
*Какова роль эпизодических героев Старика Лоренцо и абруццких
горцев? Внешне никак не связаны с сюжетом.
него звучное имя почему? Он будет жить в веках на полотнах , а
Господина сразу забыли)
*В чем видят счастье горцы? (простые радости, в согласии с миром, в
гармонии с природой, в прославлении Девы Марии это и есть истинные
ценности жизни. Они духовны!!!
9.ТЕКСТ:
Но в финале рассказа «Атлантида», как и «Титаник», выходит из
Гибралтарского пролива навстречу своей гибели, провожаемая
устремленным на нее взглядом Дьявола. И алгоритм поэтики рассказа на всех
ее структурных уровнях также определяет скрытая в трагедии «Титаника»
логика фатальной внезапности крушения того, что казалось могущественным
и неколебимым.
Это еще одна деталь, которая напоминает читателю о том, что жизнь
быстротечна, а многие люди так и уходят из жизни никому не
запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
Именно это и произошло с Господином.
Итак, создавая нашу виртуальную обложку, мы должны показать два
мира – мир добра и мир зла.
Венгерский художник Тивандор Чонтвари–Костка в 1902 году
написал загадочную картину «Старый рыбак».
ПОСМОТРИТЕ!
Это полотно будет прекрасным смысловым фоном для отражения
замысла автора.
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет
о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя
капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге
никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он
стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К
старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на
дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех,
которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные
зубы, старой слоновой костью — крепкая лысина”.
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах
человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении
человека к Богу.
10. Рефлексия. О символике
11.Домашнее задание. Оформить обложку к рассказу И.Бунина
«Чистый понедельник»