Открытый урок "Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»" 10 класс


О.В.Евдокимов, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288
Адмиралтейского района
Открытый урок по литературе в 10 «А» классе
(16 декабря 2013 г.)
Тема урока «Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»
(Том 1, ч. 3, гл. 2)
(1 урок)
Учебно-методическое обеспечение: Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир,
портрет писателя
1
, фотография фрагмента сцены из фильма Сергея Бондарчука
«Война и мир» «Пьер Безухов и Элен Курагина»
2
.
Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: I том
романа Л.Н.Толстого «Война и мир», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на
доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста одной из
участниц анализируемой сцены: «Les mariages se font dans les cieux // «Браки
совершаются на небесах».
Цели урока:
а) познакомить учащихся с аналитическими методами текста, позволяющими
более точно понять значение изучаемой сцены в жизни героев (лексический анализ,
сопоставительный анализ);
б) выявить критерии авторской оценки к происходящему в сцене;
в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых
придерживается гениальный писатель в изображении мотивированных поступков
персонажей.
Задачи урока:
- продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Л.Н.Толстого, постижению
его писательского мастерства;
- продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере
анализа сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»;
- продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи
учащихся, а также продолжить обучение по выявлению психологической мотивации в
поступках героев, их жизненных приоритетов;
- совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной сцене.
1
Фотография автора романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Ссылка на фото в Яндексе:
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%8
3%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%
B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&noreask=1&pos=4&lr=2&rpt=sim
age&uinfo=ww-1007-wh-609-fw-782-fh-448-pd-
1&img_url=http%3A%2F%2Fsecureclub.ru%2Fimage%2FaHR0cDovL2ZlYi13ZWIucnUvZmViL2lybC9waWN0dXJlcy9pOTItNjE3LmpwZw
%3D%3D
2
Фотография кадра из фильма С.Бондарчука «Война и мир», сцена «Элен Курагина и Пьер Безухов.
Признание». Ссылка на фото в Яндексе:
http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%8
3%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%
B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B&noreask=1&pos=0&lr=2&rpt=sim
age&uinfo=ww-1007-wh-652-fw-782-fh-448-pd-
1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.peremeny.ru%2FUserFiles%2FImage%2Fnarrativ%2Fvim%2FvimPierEl.jpg
План урока:
I. 1. Проверка домашнего задания [т. 1, ч. 3, гл. 1-2]
Ответьте на следующие вопросы:
а) - что думал и что чувствовал Пьер, когда оставался один на один со своей
совестью, относительного женитьбы на Элен Курагиной?
б) - что говорит Л.Н.Толстой о мыслях и сердечных чувствах своего героя,
рассматривающего возможность (допустимость) соединения своей жизни с жизнью Элен?
- чем объясняет автор романа нерешительность Пьера разорвать все связи с Элен?
в) - проследите по тексту 1-й и начала 2-й главы те события, которые предшествовали
сцене «признания» в любви Пьера, и ответьте на вопросы:
- как автор описывает заговор общества князя Василья и Анны Павловны Шерер
против Пьера?
- перечислите основные этапы в усилиях этого общества, предпринятые им для
«сближения» Пьера и Элен.
- какую характеристику можно дать поведению Пьера и Элен в сцене 1)
«Сентябрьский вечер 1805 года у Анны Павловны Шерер» и в сцене 2) «Именины Элен
Курагиной в ноябре 1805 года» (до сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен
Курагиной»)?
II. 1. Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной».
А) Аналитическое чтение сцены по ролям. Учащиеся читают: а) слова автора, б)
слова князя Василия, в) слова старой княгини Алины Курагиной, г) слова Пьера, д) слова
Элен.
Б) выскажите свое мнение:
- можно ли считать согласие Пьера на руку Элен добровольным? Почему?
- какими знаковыми словами в продолжение всей сцены характеризует писатель
нравственный облик героев через изображение их лица, манеры поведения, речи:
1) князя Василия, 2) Элен, 3) Пьера, 4) старой княгини Алины Курагиной, 5)
«пожилой дамы»?
- о чем свидетельствуют эти авторские слова? Выпишите их.
В) проследите поведение князя Василия на протяжении всей сцены:
- укажите основной мотив поведения князя;
. - прокомментируйте это поведение.
Сцена «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»
(Том 1, ч. 3, гл. 2)
<<Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о
Пьере.
Конечно, c'est un parti très brillant, mais le bonheur, ma chère... [- Конечно, это очень
блестящая партия, но счастье, моя милая…]
Les Marieiages se font dans les cieux [- Браки совершаются на небесах.], - отвечала
пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл
глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
Aline, сказал он жене, allez voir ce qu'ils font. [- Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и
заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
Всё то же, отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным
ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и
решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами,
радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно-торжественно, что Пьер
испуганно встал, увидав его.
Слава Богу! сказал он. Жена мне всё сказала! Он обнял одной рукой Пьера,
другой — дочь. Друг мой Леля! Я очень, очень рад. Голос его задрожал. Я любил
твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!..
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом[
3
]. Слезы,
действительно, омочили его щеки.
Княгиня, иди же сюда, прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера
целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их
опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, думал Пьер, поэтому нечего
спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего
мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее
поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
Элен! сказал он вслух и остановился.
«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог
вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она
придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
Ах, снимите эти… как эти… — она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его
смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но
она быстрым и грубым движением головы пeрехватила его губы и свела их с своими.
Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
Je vous aime! [- Я вас люблю!] сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в
этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым
обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном
доме графов Безуховых>>.
2. Письменная работа:
а) - выпишите слова из текста прочитанной сцены, которые относятся к изображению
выражения лиц героев: 1) лицо кн. Василя Курагина: а) искреннее, б) притворное; 2) лицо
Пьера Безухова; 3) лицо Элен Курагиной. [Кн. Василий: а) лицо его искреннее: «…нахмурился,
сморщил рот на сторону , щеки его запрыгали с… неприятным, грубым выражением»; б) лицо притворное:
«Лицо князя было так необыкновенно-торжественно…»; Пьер, со слов автора: «… снял очки… глаза его
смотрели испуганно-вопросительно». Элен: «Лицо ее поразило Пьера… неприятно-растерянным
выражением»].
3
В начальных редациях Л.Н.Толстой, очевидно, желая подчеркнуть в этой сцене отрицательные моральные
качества князя Василия, наделял его образ еще более неприязненными черточками. Например, в
предложении «Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом» последние слова
звучали так: «и поцеловал его дурно пахнущим ртом».
б) - ответьте на вопрос: какие чувства, жесты, мимика объединяют лица всех главных
участников этой сцены, о чем говорят выражения этих лиц?
в) - святой апостол Иоанн Богослов говорит в одном их своих посланий так: «В
любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе
есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1-е послание апостола Иоанна,
стихи 4:18). Как вы понимаете эти слова святого ученика Христа? Можно ли этими
словами объяснить поведение Пьера в анализируемой сцене?
3. Дайте развернутый ответ на вопросы:
а) - каково значение авторских слов, содержащихся в последнем абзаце сцены:
«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым
обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном
доме графов Безуховых»?
б) - какова роль вводных слов «как говорили», употребленных автором в последнем
предложении?
в) - что именно подчеркивает Толстой, говоря о дальнейших событиях в жизни
Пьера, употребляя слова «был обвенчан», а не слово «венчался»?
г) - о чем говорит то равенство понятий, которое стоит между выражениями
«счастливый обладатель красавицы-жены» и «миллионов»?
д) - кто и почему из героев говорил и заботился о «большом петербургском, заново
отделанном доме графов Безуховых»?
е) как вы объясняете авторский отказ от создания сцен свадебных торжеств,
венчания, медового месяца, которые должны были последовать в жизни Пьера и Элен
(ведь в жизни героев произошло «значимое» событие), а ограничился лишь лаконичным
замечанием о дальнейшей жизни молодых супругов? О чем говорит такой отказ?
4. Подведение итогов анализа сцены, выставление оценок учащимся.
III. Домашнее задание.
1. Принес ли такой брак семейное счастье Пьеру? Почему? Порассуждайте об
этом, приводя в качестве доказательств слова и мысли самого Пьера.
А) [Пьер об Элен после дуэли с Федором Долоховым: «Что ж было? спрашивал он сам себя. Я
убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? Оттого,
что ты женился на ней, отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? спрашивал он. В том,
что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, и ему живо представилась та минута после
ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё
от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права.
Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании». (Том 2, ч. 1, гл. 6.)]
Б) [Пьер об Элен после расставания с ней: "Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме
своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и
утонченности, и перед ней преклоняются». (Т.2, ч. 5, гл.I)]
2. Приведите мнение одного-двух критиков о Элен Безуховой (см. учебник)
4
.
А) [Критик П.Л. Вайль: «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица Элен
Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого
автором разврата и зла».]
4
Литература 10 класс. Учебник в 2 ч. Лебедев Ю.В. 14-е изд. – М.: 2012.
Б) [Вот что пишет об Элен Курагиной современник Л.Н.Толстого, Д.И. Писарев: «Глупая
красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся
репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит
умом, богатством, знатностью или высоким чином...»]
3. Прочитайте сцену дуэли Пьера Безухова с Федором Долоховым (т. 2, ч. 1, гл.
4-5) и ответьте на вопросы:
а) - чем вызвана была эта дуэль?
б) - как сложились отношения Пьера и Элен после дуэли? Почему? (Т. 2, ч. 1, гл. 6)
в) - каким образом Пьер выстраивает свою жизнь после разрыва с Элен? Что привело
Пьера в масонство? Что вы можете сказать о масонстве? (Т. 2, ч. 2, гл. 1-2)
г) - можно ли считать, что, вступив в масонскую ложу, Пьер движется по пути
«нравственных исканий» и благодаря этому временно преодолевает внутренний кризис?
Что по этому поводу говорит автор романа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на
текст произведения. (Т.2, ч. 2, гл. 10-11)
д) - почему Пьер разочаровывается в масонстве? Перечислите основные причины
такого разочарования. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-10)