Конспект урока "Один из вечеров на хуторе близ Диканьки" 6 класс скачать


Конспект урока "Один из вечеров на хуторе близ Диканьки" 6 класс

Тема: "Один из вечеров на хуторе близ Диканьки" (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед
Рождеством").
Цели: 1) познакомить учащихся с фактами биографии Н. В. Гоголя, с историей создания
повести "Вечера на хуторе близ Диканьки", с повестью "Ночь перед Рождеством", с
пьесой П. И. Чайковского "Декабрь. Святки", с историей украинского национального
костюма; 2) совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа, выступления
с сообщением, работы в группе, инсценирования, вокального исполнения; 3) воспитание
интереса к жизни и творчеству Н. В. Гоголя, к традициям, быту, истории Украины,
воспитание эстетических чувств на примере музыкальных произведений, воспитание
коллективизма.
Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения
(пересказ, выразительное чтение), метод инсценировки, музыкальный, групповой.
Оборудование: портрет писателя, компьютер с колонками, запись пьесы П. И.
Чайковского "Декабрь. Святки", костюмы выступающим в инсценировках, портрет Г. А.
Потёмкина.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
1) Слово учителя:
У. Лит.: - Здравствуйте, ребята!
У. М.: - Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые гости!
У. Лит.: - Мы не ошиблись, действительно, добрый вечер, т. к. мы сегодня приглашаем
Вас провести с нами один из вечеров на хуторе близ Диканьки. Для этого мы с вами
перенесёмся в Украину - родину Николая Васильевича Гоголя.
У. М.: - Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока.
3. Изучение нового материала.
1) Слово учителя литературы:
-Великий русский писатель Н. В. Гоголь родился в местечке Сорочинцы Полтавской
губернии в семье украинского помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы
святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Свои детские и юношеские годы Гоголь провёл среди украинской природы. Будущий
писатель горячо любил украинские сказки, его очаровывали рассказы, песни и предания,
которые он слышал от странников.
В гимназии Гоголь увлёкся рисованием и театром. Он писал стихи на русском языке,
комедии, пользовался славой замечательного рассказчика. Мальчик очень много читал.
Свои карманные деньги тратил на книги, а те, что стоили очень дорого, он тщательно
переписывал на самую лучшую бумагу с рисунками собственного изображения.
Там же, в гимназии, у писателя пробудилась страсть к сочинениям.
Книга Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" - повести из украинской народной жизни
- была восторженно встречена друзьями писателя и широкими читательскими кругами.
"Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности, -
писал А. С. Пушкин, - А местами какая поэзия!.."
Все повести Гоголя, входившие в эту книгу, окрашены мягким, добрым юмором.
После выхода "Вечеров..." Гоголь становится знаменитым.
История создания повести.
Перед работой над повестью Гоголь, живя в Петербурге, в письме домой просит мать:
2) Инсценировка.
Ученик в роли Гоголя сидит за столом и пишет пером письмо:
- Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы знаете обычаи и нравы малороссиян наших
и потому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. В следующем
письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до
самых сапогов, с поименованием, как всё это называлось у самых закоренелых, самых
древних, самых наименее переменившихся малороссиян, равным образом названия
платья, носимого нашими крестьянскими девками до последней ленты, так же
нынешними замужними и мужиками... Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская
наималейших подробностей... Ещё несколько слов о колядках... Если есть кроме того
какие-либо духи или домовые, то о них подробнее, с их названиями и делами. Всё это
будет для меня чрезвычайно занимательно.
У. Лит.:
- Как видим, Гоголь очень многое о старине собирал, изучал.
Откроем первую страницу повести "Ночь перед Рождеством".
3) Прослушивание пьесы П. И. Чайковского "Декабрь. Святки".
4) Выразительное чтение учеником начала повести:
"Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули
звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру... месяц
один только заглядывал в них украдкою..."
5) Беседа по вопросам:
Учитель музыки:
- Знаете ли вы автора и название прозвучавшего музыкального произведения?
(Пьеса П. И. Чайковского "Декабрь. Святки".)
- Почему именно этот музыкальный фрагмент я выбрала для сопровождения
прочитанного отрывка? Как он связан с повестью Гоголя?
(Дети рассказывают о характере музыкального произведения, связывая его с содержанием
повести, описывая образы, возникшие в их воображении при прослушивании музыки и
отрывков из текста).
- Действительно, мелодия заставила нас погрузиться в мир иллюзий, сказок, создала
лирическое настроение, которое поможет нам лучше воспринять выразительность и
своеобразие гоголевского языка, увидеть, в чём заключается самобытность повести
Гоголя.
6) Выступление творческой группы учащихся.
(Звучит украинская народная песня. Выходят переодетые в костюмы деда, бабы, козы,
цыгана колядующие. В руках одного из них - рождественская звезда. Звучат колядки.)
1-й ученик:
- Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему
миру, чтобы всем было весело калядовать и славить Христа.
2-й ученик:
- В Диканьке песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.
У. М.:
- А что значит колядовать?
1-й ученик:
- На этот вопрос отвечает сам автор: "Колядовать у нас называется петь под окнами
накануне Рождества песни, которые называются колядками".
2-й ученик:
- "Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто останется дома
колбасу или хлеб, или медный грош, чем кто богат".
У. М.:
- А почему колядующие переодевались в костюмы, в том числе животных. И кто был тот
редкий хозяин, под хатою которого не толпились колядующие?
1-й ученик:
-Накануне Рождества хозяева вносили в дом необмолоченный пшеничный сноп, который
хранился со времени жатвы, и ставили на самое почётное место - под образами. Он был не
только символом достатка, но и олицетворением памяти о предках, недаром в народе этот
праздничный сноп называли "дидом", "дидухой", "колядкой", "колядником". Такого
колядника не могло быть в доме всегда пьяного кума, одного из немногих нерадивых
хозяев, у которого "крыша в некоторых местах... без соломы", "плетня видны были одни
остатки, печь не топилась". К таким казакам, порочившим округу, колядовавшие парубки
и девчата не заходили.
2-й ученик:
-Своей игрой герои ("дед", "баба", "цыган", "коза") из поколения в поколение передавали
легенду о рождении Иисуса, ведь в то время большинство людей не знало грамоты. Таким
образом представления вертепа заменяли Священное Писание.
У. Лит.:
-Первыми перед читателями предстают два персонажа повести: ведьма и чёрт.
Ученица в роли ведьмы:
- Ведьма - это старинное наименование злых колдуний. Происходит от старинного слова
"ведать", т. е. знать. Ведьмы, по народным представлениям, владеют способностью летать
по воздуху на метле, кочерге, в ступе. Ведьм обыкновенно отождествляют с колдуньями и
представляют себе не иначе как в виде старых, иногда толстых, как кадушки, баб с
растрёпанными седыми космами, костлявыми руками и огромными синими носами.
Отправляются они на тёмные дела из своих жилищ нередко через трубы. Ведьма, желая
нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу, но как только труба будет заговорена, весь
дом и двор уже свободны от её проказ. Умирают они, мучаясь в страшных судорогах,
вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку. Успокаивает их осиновый кол,
вбитый в их могилу.
Ученик в роли чёрта:
- В народе чёрта называют бесом. Бес, по народному представлению, маленький,
чёрненький, лохматый, с длинным хвостом, копытами и рожками, непременно
хроменький. Ноги он себе сломал ещё до сотворения человека, когда за грехи да каверзы
спихнули бесов с неба на землю. 40 дней и ночей летели бесы до земли, и где кто упал,
там и поселился. Черти любят ходить друг к другу в гости, шумно справлять свадьбы. Они
могут насылать непогоду: метель, вихри, способны "закружить", "водить", "сбить с
дороги".
У. Лит.:
- Страшны ли в повести Гоголя фантастические существа?
(Нет. Они вызывают скорей улыбку, чем страх. Они похожи на людей).
- А теперь нас интересует конкретное географическое место - Диканька. Слово нашим
юным географам.
Ученик-географ:
- В то время, о котором рассказывает Гоголь, Диканька была небольшой деревенькой с
побелёнными хатами, мазанками, крытыми соломой, во дворе у каждого колодец с
журавлём, сады. Много всякой живности, вокруг усадьбы - плетёный забор.
Сейчас Диканька - посёлок городского типа ( с 1957 года) на Украине в 29 км от
железнодорожной станции Полтава.
7) Инсценирование эпизода.
У. Лит.:
- Вместе с Гоголем посетим Диканьку и заглянем к Оксане.
(Звучит украинская музыка).
Инсценировка. Хата Оксаны. Оксана стоит перед зеркалом. Входит Вакула.
Оксана (с усмешкой): А, Вакула! Здравствуй! Ну, много накалядовал? Э, какой маленький
мешок! А что, сундук мой готов?
Вакула: Будет готов. моё серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала,
сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы, зато ни у одной поповны не
будет такого сундука. Не сердись же на меня. Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на
тебя!
(Оксана садится и смотрит на себя в зеркало).
Оксана: Кто же тебе запрещает? Говори и гляди!?
Вакула: Позволь мне сесть возле тебя!
Оксана: Садись.
Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя!
Оксана (оттолкнув его): Чего тебе ещё хочется? Поди прочь, у тебя руки жёстче железа.
Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею (смотрится в зеркало,
охорашивается).
Вакула (в сторону): Не любит она меня. Ей всё игрушки, а я стою перед нею как дурак и
очей не свожу с неё.
Оксана: Правда ли, что твоя мать ведьма? (смеётся).
Вакула: А что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, м всё, что ни есть дорогого на свете.
Если б меня призвал царь и сказал: "Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть
лучшего в моём царстве, всё отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и
станешь ты ковать серебряными молотами". -"Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев
дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану".
Оксана: Видишь, какой ты! Только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не
женится на твоей матери. Однако мне становится скучно. (Вбегает Одарка). Э, Одарка! У
тебя новые черевики! Ах, какие красивые! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть
такой человек, который тебе всё покупает, а мне некому достать такие славные черевики.
Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая
панночка носит.
Оксана: Ты? (Надменно). Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я
надеть на свою ногу. Разве принесёшь те самые, которые носит сама царица.
Одарка (со смехом): Видишь, каких захотела!
Оксана: Да! (Гордо). Если кузнец Вакула принесёт те самые черевики, которые носит
царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за него замуж. (Одарка уводит Оксану за
кулисы).
У. Муз.:
- Теперь подробнее познакомимся с историей украинского народного костюма.
8) Сообщение ученика.
- На Украине костюм девушек и молодых женщин всегда был нарядным. Покупка его
требовала целого состояния и была доступна лишь зажиточному крестьянину. Наиболее
распространёнными были белый цвет и разные оттенки красного. Особая роль
принадлежала червонному цвету, он был обязателен в таких деталях, как народный
передник, пояс, девичьи ленты. Белый цвет сорочки - цвет тщательно отбеленного тонкого
льняного полотна. Это своеобразный эстетический эталон украинских сорочек. Из
домотканого сукна натурального белого, серого или чёрного цветов шили верхнюю
одежду - свитки. Чёрный природный цвет сукна переходил после непродолжительной
носки в более светлые буро-коричневые тона. Такое сукно использовальсь для мужской
свитки. большое значение в украинском народном костюме придавалось нашивным
украшениям. На первых порах они выполняли не столько эстетическую роль, сколько
магическую (роль оберега от злых духов, болезней). Орнаментом украшались рукава,
горловина или воротник, подол или полы одежды.
У. Лит.:
- А теперь послушаем сообщение об украинской народной кухне.
9) Сообщение ученика:
-Блюда украинской кухни снискали себе заслуженную славу. Особенно популярен
знаменитый украинский борщ, ныне распространённый повсеместно. Украинская
национальная кулинария богата кушаньями, приготовление которых по традиции
приурочивалось к различным праздникам и обрядам - свадьбам, рождению ребёнка,
проводам на военную службу и т. д. Так, блины из пшеничной и гречневой муки и
вареники являлись обязательным блюдом на масленицу. К наиболее торжественным
праздникам пекли пироги с мясом, печёнкой и другими начинками. Обрядовым блюдом
был и компот из сухофруктов - узвар. Украинские галушки (кушанье из теста) и вареники
до сих пор популярны на Украине. Любят их и россияне.
В повести Гоголя из блюд украинской кухни часто встречается гречаник - хлеб из
гречневой муки, книш - испечённый из пшеничной муки хлеб, несколько плоский,
пампушки - кушанье из теста.
У. Муз.:
- "Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Парубки шалили и резвились
вволю. Часто между калядками слышалась какая-нибудь песня". Какая же она, украинская
песня?
10) Сообщение ученика:
- Как самостоятельная ветвь восточно-славянской музыки украинская музыка
определилась в конце 13- начале 14 века. Среди жанров украинских народных песен:
календарно-обрядовые (калядки, веснянки), свадебные, плачи. В период национально-
освободительного движения на Украине в конце 15 - начале 16 века развивается
украинский народный эпос (баллады, исторические песни). Яркая мелодичность,
ритмическая гибкость, богатство инструментальных оттенков, задушевность и
искренность - вот что отличает украинскую народную песню. Пушкин, оценивая "Вечера
на хуторе близ Диканьки", обратил внимание на то, что героем их является народ: "Это
живое описание племени поющего и пляшущего, эти свежие картины малороссийской
природы, эту весёлость, простодушную и вместе лукавую".
11) Исполнение всем классом украинской народной песни "Веснянка".
У. Лит.:
- Несмотря на то, что повесть считается сказочной, в ней встречаются исторические лица.
Слово нашему историку.
12) Сообщение ученика.
- Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791) - русский государственный деятель,
фаворит Екатерины II. В 1757 году поступил в Московский Университет, но вскоре был
отчислен "за нехождение". Позже Потёмкин служил в лейбгвардии Конном полку, был
одним из участников дворцового переворота 1762 года. Он способствовал освоению
Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. После
присоединения Крыма Потёмкин получил титул светлейшего князя Таврического.
Потёмкин был главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791
годов.
4. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Понравилось ли вам путешествие в украинскую Диканьку?
5. Задание на дом: посмотреть кинофильм по повести "Ночь перед Рождеством".