История Нового времени 7 класс "Усиление королевской власти в XVI - XVII вв."


Усиление королевской власти в XVI – XVII вв.
Задачи: - Рассмотрим характерные черты абсолютизма;
- проследим взаимоотношения короля с церковью, короля и личности;
- попробуем дать определение абсолютизму.
Новые термины: абсолютизм, сословное представительство,
меркантилизм.
План
1. Характерные черты абсолютизма.
2. Монарх – помазанник Божий.
3. Король и церковь
4. Абсолютизм и личность.
Абсолютизм форма правления, при которой верховная власть
неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
I. Характерные черты абсолютизма:
1) Продолжается присоединение окраинных территорий;
2) Жестко пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою
независимость;
3) Органы сословного представительства утрачивают свое значение;
4) Состав центрального административного и исполнительного органа
определяет король;
5) Большая часть судебных дел передается в ведение назначенных
королем судов;
6) Полный контроль короля над местной властью;
7) Назначение на высшие государственные должности осуществляет сам
король;
8) Король является главой государства.
II. Монарх – помазанник Божий.
В XVI в. начинают складываться учения обосновывающие
необходимость абсолютизма.
Содержание учений:
1) Власть короля провозглашалась божественной. Король – наместник
Иисуса Христа на земле.
2) Верховная законодательная власть сосредотачивается в руках
монарха.
III. Король и церковь.
Людовик XIV (в XVII вв) замахнулся на церковное и монастырское
имущество, на подчинение своему влиянию церковных организаций.
Король Англии Генрих VIII вступил в конфликт с Папой Римским.
IV. Абсолютизм и личность.
Неравенство существовало по признакам пола, национальности, религии,
прфессии, общественного положения.
Проверь себя:
- Как Вы думаете, как оправдывалась абсолютная власть короля?
- А было ли светское оправдание абсолютной власти короля?
- А что мешало осуществлению в полной мере господства монарха в сфере
идеологии
- Существование какого института противоречило складыванию абсолютной
монархии?
Меркантилизм - экономическая концепция,основанная на представлении,
что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых
ресурсов (драгоценных металлов).
Итог:
Абсолютизм по-разному реализовывался в странах Европу, и эти
варианты чрезвычайно отличались друг от друга: они имели различную
природу и приводили к разным следствиям.
Д/З
- Параграф №3;
- Составьте и запишите рассказ «Король и парламент», используя текст
параграфа, прочитанную литературу, или увиденные кинофильмы.
Дополнительные материалы
Когда вы, ваше величество, решились предоставить мне одновременно и
доступ в ваши советы и оказать значительное доверие в ведении ваших дел,
то я могу удостоверить, что гугеноты разделяли государство с вашим
величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были подданными
вашего величества, а наиболее могущественные губернаторы провинций
вели себя, как будто они были государями в своих должностях.
Я могу сказать, что дурной пример тех и других был столь вреден
для королевства, что наиболее упорядоченные корпорации [парламенты]
испытывали расстройство и, в известных случаях, уменьшали ваш законный
авторитет, насколько это было им возможно, чтобы вознести свой далее
разумных пределов.
Я могу сказать, что каждый измерял свою заслугу своей дерзостью;
что вместо того, чтобы ценить благодеяния, которые они получали от
вашего величества, по их собственной цене, они дорожили ими только
тогда, когда они были пропорциональны их разнузданной фантазии:
что наиболее предприимчивые считались умнейшими и оказывались
наиболее счастливыми.
Я могу еще сказать, что иностранные союзы находились в пренеб-
режении: интересы частные предпочитались государственным; одним
словом, достоинство вашего величества было столь унижено и столь
отличалось от того, каким бы оно должно было быть, по вине тех, кто
имел тогда главное управление вашими делами, что почти невозможно
было признать его.
Нельзя было далее терпеть поступки тех, кому вы, ваше величе-
ство, доверили кормило своего государства, чтобы не потерять всего;
с другой стороны, нельзя было также сразу изменить все, не нарушая
законов благоразумия, которое не позволяет непосредственно перехо-
дить от одной крайности к другой.
Плохое состояние ваших дел, казалось, побудит вас к опрометчи-
вым решениям без выбора времени и средств; однако, необходимо было
выбрать и то и другое, чтобы извлечь пользу из перемены, которой
требовала от вашего благоразумия необходимость.
Лучшие умы не думали, что можно без крушения обойти все под-
водные камни, которые появились в столь мало надежное время; двор
был полон людей, которые уже порицали безрассудство тех, кто желал
взяться за это; и так как все знали, что государи легко приписывают
тем, кто находится при них, плохие успехи дел, относительно которых
они получили хорошие советы, то столь немного людей надеялось на
хороший исход перемены, которую, как объявили, я хотел произвести,
что многие считали мое падение обеспеченным ранее, чем ваше вели-
чество возвысили меня.
Невзирая на все эти затруднения, которые я представил вашему
величеству, я, зная, что могут делать короли, когда они хорошо пользуются
своей властью, осмелился обещать вам, по моему мнению,
не безрассудно, что вы обретете благо вашему государству и в не-
продолжительном времени ваше могущество и благословение божие
придадут новый вид этому королевству.
Я обещал вашему величеству все свое искусство и весь авторитет,
который вам угодно было дать мне, чтобы сокрушить партию гугено-
тов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению
их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту
ступень, на которой оно должно находиться...
Я говорю, что дворянство надо рассматривать, как один из глав-
нейших нервов государства, могущий много способствовать его сохра-
нению и упрочению. Оно в течение некоторого времени было столь
унижено благодаря большому числу чиновников, которых зло века
создало в ущерб ему, что оно весьма нуждается в поддержке против
посягательств этих людей. Богатство и спесь одних отягчают нужду
других, богатых только храбростью, благодаря которой они свободно
жертвуют жизнью государству, от которого чиновники получают со-
держание.
Происходящим из этого сословия свойственна обычная ошибка
жестоко обращаться с народом, которому бог, по-видимому, дал руки
скорее для того, чтобы добывать пропитание, нежели для того, чтобы
защищать свою жизнь.
Весьма важно прекратить подобный беспорядок обуздывающей
строгостью, благодаря которой слабые ваши подданные, даже будучи
безоружными, имели бы под сенью ваших законов столько же безо-
пасности, как если бы в руках у них было оружие.
Дворянство, засвидетельствовав в войне, счастливо завершившейся
миром, что оно унаследовало доблесть своих предков, которой Цезарь
отдавал предпочтение перед всякой другой, нуждается в дисциплине,
чтобы оно помогло приобрести новую и сохранить прежнюю репута-
цию и с пользой служить государству.
Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо,
когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если
они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого
колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняют-
ся от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью с постоянством
и твердостью, коих требуют законы государства, заслуживают быть
лишенными выгод своего происхождения и принужденными нести
часть бремени народа.
Ввиду того, что честь для них должна быть дороже жизни, их сле-
дует карать скорее лишением первой, нежели последней.
Лишать жизни людей, которые ежедневно рискуют ею ради про-
стой фантазии о чести,- меньшее наказание, чем лишать их чести и ос-
тавить жизнь, которая для них в таком состоянии является вечным
наказанием.
Если ничего не следует забывать, чтобы сохранить дворянство в ис-
тинной доблести его предков, то в то же время не надо ничего делать,
чтобы сохранить за ними владение пожалованными ему землями или
же заботиться о возможности для него приобретать новые.
Многочисленные браки, совершающиеся в королевстве в каждой
фамилии, тогда как в других государствах вступает в брак только
старший, являются одной из истинных причин того, что в короткое
время разоряются наиболее могущественные фамилии. Однако если
этот обычай приводит к бедности отдельные фамилии, то он настолько
обогащает государство, сила которого состоит в массе верных людей,
что вместо того, чтобы жаловаться, надо быть довольным им и, вме-
сто того, чтобы изменять его, надо стараться лишь доставить тем, кто
благодаря этому обычаю появляется на свет, средства существовать
в чистоте сердца, которую они получают от своего происхождения.
Этим путем следует отличать дворянство придворное от деревен-
ского.
Придворное дворянство будет весьма облегчено, если будут сокра-
щены роскошь и невыносимые расходы, которые мало-помалу вошли
в обычай при дворе, так как несомненно, что подобное распоряжение бу-
дет столь же для него полезно, как и все пенсии, которые ему дают...
Что касается деревенского дворянства, то хотя оно и не получит от
подобного распоряжения столько облегчения, ибо его нищета не по-
зволяет ему делать излишних расходов, но и оно не замедлит почув-
ствовать результаты этого средства, столь необходимого для всего
государства, которое без того не может избежать разорения.
Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоден-
ствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей. Они
основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия го-
сударства, несравненно лучше воспитанные и более образованные, народ
едва ли оставался бы верен порядку, который ему предписывают разум
и законы, если бы он не был до некоторой степени сдерживаем нуждою.
Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот,
ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы
о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что
он свободен и от повиновения.
Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести,
портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы. Но
подобно тому, как работа мула должна быть умерена, а тяжесть жи-
вотного соразмеряется с его силою, то же самое должно быть соблю-
даемо и относительно повинностей народа: будучи чрезмерными, они
не перестали бы быть несправедливыми даже и в том случае, если бы
они были полезны для общества.
Я хорошо знаю, что когда короли предпринимают общественные
работы, прав тот, кто говорит, что королям возвращается в виде тальи
то, что у них зарабатывает народ. Но можно также утверждать, что народу
возвращается то, что у него берут короли, и что народ дает,
чтобы снова получить, ибо он пользуется своим имуществом и безопас-
ностью, которые он не мог бы сохранить, если бы он не содействовал
существованию государства.
Я знаю, кроме этого, что многие государи потеряли свои государ-
ства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходи-
мых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих
подданных, и что некоторые подданные попали в рабство к врагам
потому, что излишне желали свободы под властью их прирожден-
ного монарха. Но есть некоторая граница, которую нельзя перейти,
не сделав несправедливости, так как здравый смысл учит каждого,
что должно быть соответствие между тяжестью и силами, которые ее
подъемлют.
Это соотношение должно быть соблюдаемо как божественный за-
кон, так что, как нельзя считать хорошим государя, берущего от своих
подданных больше, чем следует, так нельзя считать всегда наилуч-
шим и того из них, который берет меньше, чем следует. Наконец, как
у раненого человека сердце, ослабевшее от потери крови, привлекает
к себе на помощь кровь нижних частей организма лишь после того,
как истощена большая часть крови верхних частей, так и в тяжелые
времена государства монархи должны, поскольку это в их силах, вос-
пользоваться благосостоянием богатых прежде, чем чрезмерно исто-
щать бедняков.
Арман Жан дю Плесси герцог Ришелье.
Из «Политического завещания»
Вопросы к тексту:
- Какова была цель абсолютной монархии, с точки зрения Ри-
шелье?
- Какова была социальная политика абсолютной монархии?