Проект "Хлеб и обряды в жизни человека" 10 класс

«Отечество – 2013»
«Культурное наследие»
Автор:
Снежкова Юлия Юрьевна,
ученица 10 класса,
МКОУ СОШ №4 п. им. Кирова
домашний адрес: п.им. Кирова,
ул. Школьная, д. 24, кв. 3
Руководитель:
Ткаченко Снежанна Викторовна,
учитель технологии,
МКОУ СОШ №4 п. им. Кирова
тел. (служебный) 25-2-16
2013год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение….……………………………………………………………………………3
Объект исследования……………………………..………………………………….4
Методы исследования………………………………………...………………………5
Результаты исследования……………………………………….……………………5
Крестильная каша…………………………………………………………………………….5
Бабкины пироги………………………………………………………………………………..6
Рождество Христово………………………………………………………………………..7
Колядки…………………………………………………………………………………………..7
Крещение………………………………………………………………………………………..8
Масленица……………………………………………………………………………………….8
Сороки……………………………………………………………………………………………8
Пасха…………………………………………………………………………………………….9
Медовый спас…………………………………………………………………………………10
Яблочный спас………………………………………………………………………………..10
Свадебный каравай…………………………………………………………………………..10
Невестин пирог……………………………………………………………………………….11
Поминальные изделия……………………………………………………………………….12
Просфора………………………………………………………………………………………13
Вывод……………………….………………………………………………………..14
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с
необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. С древних времен, на Руси,
существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои
обычаи, порядок проведения, и, конечно же, свои традиционные блюда. У
каждого народа, особенно у народа землепашца, всегда особо почитались
зерно и продукты его переработки. Это находило отражение в мифах, сказках,
верованиях.
Задача современного человека состоит в том, чтобы не только помнить и
ценить само сокровище – Хлеб и тех, кто его взрастил, но и в том, чтобы
поднять из небытия хорошие незаслуженно забытые рецепты любимых народом
изделий. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение не только к хлебу,
но и к самому себе. В этом и заключается актуальность темы.
Когда нужно готовить обрядовые блюда? Конечно же, их надо готовить к
праздничным дням, либо неурочным обрядам: свадьбам, новосельям, поминам.
Зачем их надо готовить? Да затем, что есть такое слово обычай. Пока жив
обычай, жив народ.
Ассортимент обрядовых изделий русского народа очень многообразен и
каждый отдельный вид имеет огромное значение в развитии культуры русского
народа.
Цели работы:
1. установить связь обрядовой выпечки с праздником и его обрядами,
показать внешний вид обрядовой выпечки;
2. распространение и развитие духовной культуры в молодежной среде
- возродить уважение к хлебу в сердцах молодежи.
Задачи работы:
1. изучить последовательность православных праздников;
2. провести обзор литературы по обрядовым хлебным изделиям;
3. изучить обряд проведения праздника и связанную с ним обрядовую
выпечку;
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Праздники играют в жизни человека важную роль.
В связи с этим объектом исследования в работе является - обрядовый хлеб.
Хлеб наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и
материального благополучия. Осмысляется как дар Божий. В быту и в обрядах
часто объединяется с солью.
Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается
в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных
значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА
постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал
достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком
божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут
ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но
и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому
выражению, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».
ХЛЕБ широко использовали в качестве оберега. Клали его в колыбель к
новорожденному, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути,
клали на место, где лежал покойник, чтобы ХЛЕБ победил смерть и умерший не
унес с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или
градовой тучи вместе с другими предметами, используемыми для приготовления
хлеба, чтобы защитить посевы, обходили с ХЛЕБОМ загоревшееся строение или
бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара, и т. д.
Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали
крошки на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на
перекладине креста, предназначали мертвым пар от горячего ХЛЕБА или
первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. ХЛЕБ, забытый в печи,
наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по
умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как
лечебное средство.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа исследования по данной теме включает следующие элементы:
1. формулировка актуальности и определения объекта исследования;
2. определение цели и постановка задач исследования;
3. выбор методов исследования;
4. выборка единиц наблюдения.
В работе применяется метод исследования изучение информационных
источников по теме с помощью теоретического исследования, анализа,
описание. В качестве информационных источников использовались
православные календари, книги , журналы, газетные материалы , сеть интернет.
При анализе источников выявлялись обрядовые хлебные изделия и их
связь с обрядами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
«Родись на Руси человек и краюшка хлеба готова» - так говорит
старинная народная пословица, которая только у нас свята и нерушима.
Начнем рассматривать праздники и обряды с рождения человека.
Крестильная Каша
На Руси, когда в семье крестьянина-землепашца рождался ребенок, его
крестили. В этот день домашнего счастья в доме родителей, в честь малютки
готовили первое обрядное блюдо - кашу с «потехой». Её обильно заправляли
перцем, хреном, горчицей и горько солили. Отцу нужно было съесть такую кашу
всю, без остатка. Давились, а ели. Терпи, казак! Обычай такой. От такого
угощения глаза на лоб вылезали. Зачем же такие издевательства? Чтобы отец
младенца хоть в какой-то мере смог оценить все тяготы родов своей жены. А у
соли в этой каше была своя роль. Соль должна была изгнать из дома и
новорожденного всю нечисть.
А всего крестильных каш готовили две. Одну от хозяина дома
(отцовскую, с «потехой»), другую от повитухи (бабину, бабью кашу, кутью).
Каша варилась крутая, пшеничная или гречневая.
Повитуха свою, бабкину кашу обильно сдабривала медом, маслом,
сливками, яичком и запекала в ней курицу или петуха. После торгов кум
(крестный отец новорожденного), подняв высоко над головой горшок с этой
кашей, разбивал его об угол стола, это символизировало начало новой
счастливой жизни.
Отцовскую же, злую, замешанную на вине с острыми приправами кашу
обязательно подавали в меховой шапке. Поедалась отцовская каша тоже особым
способом. По русскому обычаю для быстрого и здорового роста ребенка отец,
съев ложку пересоленной каши, подкидывал эту ложку вверх. А гости
поднимали шум. Для выгонки бесов, для роста малыша, для благополучия
семьи. Все прыгали, шумели, плескали в потолок вино. Крестины, одним
словом.
Бабкины пироги
Домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства
крещения на Руси принято называть крестинами. В этот день приходили самые
близкие и дорогие люди проведать младенца и родителей. Навещать
новорожденного разрешалось только замужним женщинам, имеющим детей.
Бабкины пироги мелкие выпечные изделия из сдобного дрожжевого
теста плюшки, бублички, крендельки, булочки, бантики, сердечки, розочки,
обильно посыпанные сахаром и маком, которыми щедро одаривали детей.
Бабкины пироги, как правило, выпекаются из дрожжевого теста,
сдобренного растопленным сливочным маслом, обильно посыпанного сахаром,
маком, орешками.
Рождество Христово
Последний день Рождественского поста называется сочельником,
потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из
зерен пшеницы, риса. В сочельник у православных христиан сохраняется
благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды,
напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса
Христа.
В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после
Божественной Литургии.
Как приготовить сочиво: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер
грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Для подслащивания лучше использовать только мед.
Колядки
Калитки, или колядки (преснушки), это маленькие выпечные изделия
из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или
припеками.
Название происходит от Коляд древнего языческого праздника,
слившегося позднее с Рождеством.
Национальная самобытная кухня или отдельные ее блюда проникают в
кухни других народов, а особенно понравившиеся и полюбившиеся
приживаются. Так произошло и с колядками. Это великолепное оригинальное
изделие очень простое в исполнении.
Колядки, как правило, выпекали из пресного ржаного теста, что
подтверждает их древнее происхождение. И поныне в Ставропольском крае
сохранился рецепт преснушек. Способ приготовления: сформовать из теста
круглую или овальную лепешку, положить на нее начинку (грибы, капуста,
яблоки), защипать края. Ржаное тесто необыкновенно податливое, оно
принимает и сохраняет любую приданную ему форму, поэтому края изделия
можно защипывать и загибать в виде трех-, четырех-, пяти-, шести-,
семиугольников.
Крещение
Хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье кресты. Первая утренняя
трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья,
которое полагается запить святой водой.
Хорошо пропеченный желто-розовый крест сулит здоровье, успехи,
благополучие. У того, кому выпадает такой крестик, можно потом весь год
искать заступничества, сочувствия, совета. Печенье с трещинами и надломами
предрекает трудности, перемены в судьбе. А вот горелый или непропекшийся
крест обещает болезни, душевные травмы, печаль.
Эти последние кресты есть нельзя. Их надо отнести на улицу и скормить
птицам. Небесные создания, по приметам, помогают избыть горе.
Масленица
Масленица это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут -
блины, круглые, как солнце. Раньше в семьях мама и бабушка ставили тесто на
блины с вечера.
Масленицу называют Сырной, или мясопустной, неделей. Она начинается
за 56 дней до Пасхи после Вселенской субботы и длится неделю. После
Масленицы начинается Великий пост, который завершается Пасхой.
Едят до тех пор, пока не будет съедено все скоромное. Блины на
Масленицу едят всю неделю, утром, днем и вечером, сдабривая их всем, что
найдется в доме и на что хватит фантазии и денег.
Сороки
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран
прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с
распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек
раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков,
а с ними и весну.
В жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от
возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и
разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие
вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или
замуж выйдет, кому копейка тот в этом году хорошо заработает, кому
маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить
жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых иначе
хорошие не сбывались.
Пасха
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года
для православных христиан и самый большой православный праздник.
На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза.
Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е.
прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой
(приготовляемой обычно из творога).
Пасхальный кулич по своей форме напоминает хлеб, который
освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу
Светлой седмицы. Кулич всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это хлеб,
в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно.
В пасхальном куличе присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.
Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен,
красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое
видоизменение имеет символическую основу. Пасхальный кулич на
праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой
жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают
заботу Господа о всяком человеческом существе, готовность услышать любую
молитву, придти на помощь последнему грешнику.
Медовый спас
Этот церковный праздник отмечается в первый день Успенского поста, а
именно 14 августа. По традиции в этот день освящают воду и мед нового сбора,
его благословляют на употребление в пищу, женщины пекут медовые пряники,
блины с медом и маком и различные плюшки и булочки, главное условие этих
выпечек – это присутствие меда и мака.
В этот день к обеду подают маканцы и мачники это постные рулеты,
булочки, пряники с медом и маком. Трапезу начинали всегда с блинов с маком и
медом. Еще существует блюдо под названием «Маковое молочко» - в
специальной посуде растирали мед и мак, в нее макали блины.
Название «Медовый спас» этот день получил, потому что к 14 августа
соты в ульях уже наполнены до отказа, и пора приступать к сбору меда. С медом
пекли пряники и пироги.
Яблочный спас
У всех православных второй важный праздник яблочный спас или
Преображение Господне.
Яблочный спас дата традиционно отмечается 19 августа. Свое название
праздник получил в народе в честь созревания и сбора урожая яблок. По
традиции в праздник яблочный спас хозяйки пекут пироги с яблоками, варить
яблочное варенье, и приглашать в гости близких и друзей.
Свадебный каравай
Свадебный каравай был главным атрибутом свадебного обряда наших
прабабушек и прадедушек и не имел отношения ни к одному из церковных
таинств при венчании. Существует мнение, что более ранней формой
заключения брака было родительское благословение каравай. Очень часто
после церковного венчания мать жениха, встретив свадебный поезд, обводила
жениха и невесту вокруг хлебной дежи, застеленной рушником, на которую
клали хлеб со щепоткой соли.
Свадьба, собственно и начиналась с выпекания каравая - это были четверг,
пятница. В большинстве случаев каравай пекли из пшеничной муки, хотя в
некоторых районах предпочтение отдавалось ржаному тесту.
Каравай украшался - голуби в верхней части олицетворяли любовь
молодоженов, шишечки и колоски символизировали плодородие и богатство.
С караваем в руках провожали молодоженов из дома родители невесты и
встречали перед порогом своего дома родители жениха, принимая в семью дочь,
они как бы говорили «Добро пожаловать» и благословляли молодых на долгую
и счастливую семейную жизнь. Далее каравай под всеобщее ликование
водружался во главу свадебного стола и стоял там, в течение всего застолья.
Каравай у славянских народов обязательно делили в конце свадебного
обеда. Исполнял эту почетную обязанность старший дружка или «староста».
«Старшую» - центральную часть отдавали молодоженам. Следующие куски
получали родители и родственники, подошву каравая, в которую часто запекали
монеты, вручали музыкантам, а остатки раздавали «запорожцам» - детям и
подросткам, которые оставались во время свадьбы «за порогом». Чаще всего
дележ каравая объединялся с одариванием молодых. Получив кусок каравая,
гость клал на тарелку деньги, полотно или обещал телку, овцу, поросенка.
Всегда работал славянский принцип «отражения» - «Одаривайте и одариваемы
будете», поэтому и старались молодожены раздать каравай максимальному
числу гостей, для этих же целей выпекались и шишечки, и уточки, и делилось
«хлебное деревце» на свадьбах у сибиряков.
Невестин пирог
Еще один исчезнувший обычай.
А ведь еще в 1800 г. свадебный стол был немыслим без "невестиного
пирога": без него шансы супружества на удачу считались минимальными.
Пирог всегда был круглым и имел очень толстую корку, украшенную
различными способами. В центре пирога помещалось изображение большой
наседки, сидящей на яйцах, - своего рода эмблема плодородия. Начинка пирога
обычно делалась из цукатов. И не попробовать его считалось знаком неуважения
к новобрачным. Печение обрядового свадебного пирога сохраняется в русских
деревнях повсеместно вплоть до наших дней. "Свадебный хлеб с воткнутыми в
него изукрашенными деревцами ветками имеет широкий район
распространения. "Рощу" печет мать невесты из крутого пресного теста в виде
большой лепешки, в которой, пока она еще сырая, делают сучком дырочки,
в эти дырочки, когда пирог уже испечен, вставляют украшенные ветки -
"ражки". Наряжают хлеб, "справляют рощу" девушки - подруги невесты. В
старину сучки обматывали полосками пшеничного теста, но со времени
голодных лет, из экономии пшеничной муки, ветки стали обвертывать цветной и
золоченой бумагой.
Поминальные изделия
Обрядовое печенье в форме лестницы. По народным понятиям лесенки
облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души
праведника в рай.
В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" -
пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они
могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-
перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую
накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной
лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. Размеры их были также
разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней":
7 - "по числу небес Апокалипсиса", 23 - "по числу мытарств души на том свете",
30 и др.
В Ставропольской губ. "лесенку" - пирог или длинную пшеничную
лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную
маком - носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые,
по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай.
Просфора
Просфора - это квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфорой (по-
гречески - "приношение") в древности называли приношения Христиан. В наши
дни просфоры выпекаются в особых просфорнях при храмах. Делают это
благочестивые люди. В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства,
предписано следующее: он должен быть "от чистыя пшеничныя муки, водою
пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный,
непресоленый, свежий и чистый". Просфора - это небольшой круглый хлебец,
верх которого украшен изображением креста или какого-либо святого образа,
буквами "ИС ХРС НИКА", что означает: Христос - Победитель.
ВЫВОДЫ
Обычаи и обряды у россиян представляют собой богатый и сложный по
своему содержанию этнокультурный комплекс. В нём переплелись обычаи и
обряды, возникшие в различные исторические эпохи, на разных уровнях
социально-экономического и культурного развития. Все обычаи и обряды
можно условно классифицировать следующим образом: обычаи и обряды,
связанные с жизненным циклом человека, со сватовством, помолвкой, свадьбой,
похоронно-поминальным циклом, календарём. В работе рассмотрены праздники
в той последовательности, какой они встречаются в жизни человека, начиная с
его рождения и заканчивая похоронно-поминальным циклом.
В процессе описания обряда в работе главное внимание уделялось
обрядовой выпечке, так как основной целью было установить связь обрядовой
выпечки с праздником и его обрядами, показать внешний вид обрядовой
выпечки.
Из большого разнообразия информационной литературы выбрана
необходимая информация, систематизирована и представлена в доступной,
красочной форме. В работе описаны обряды, связанные с обрядовой выпечкой,
приведены фотографии обрядовых изделий, среди которых встречаются редкие.
Установлена роль обрядовой выпечки в жизни человека. Хлеб
наиболее священный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального
благополучия. С древнейших времен он играл особую роль в судьбе
человечества, оставаясь, по сути дела, первым и главнейшим компонентом
любой трапезы. Значимость этого продукта закреплена во множестве пословиц ,
которые присутствуют практически во всех языках, - при этом во многих из них
слово «хлеб» можно без ущерба для смысла заменить словом «жизнь».
Важно отметить роль наших праздников и обрядов в деле становления
духовной культуры, быта, новых семейных традиций, этики взаимоотношений
между поколениями, новой социальной психологии, в развитии всего уклада
жизни, соответствующего современным общественным отношениям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем
(по материалам городов средней полосы РСФСР). Институт этнографии
им. Миклухо-Маклая./ Жирнова Г. М. М: Наука, 1980.- 152с
2. Казаков В. Славянское обрядовое питание. /В.Казаков. –2-е издание -
Калуга: Золотая аллея, 2007. 80с
3. Максимов С.В. Куль хлеба /С.В.Максимов. М: Молодая Гвардия, 1982.
239с.
4. Арутюнов С.А., Хлеб в народной культуре/ С.А. Арутюнов, Т.А.
Воронина – М: Наука, 2004. – 150с.
5. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального
города/ М.Г. Рабинович. – М.: Наука, 1988 – 312 с.
6. Крестильная каша. Каша «с потехой» для отца, сладкая – от повитухи
[Электронный ресурс]- режим доступа:
http://www.womenclub.ru/cooking/2295.htm
7. Крестины и именины, крестный отец и крестная мать, крещение ребенка.
[Электронный ресурс]- режим доступа:
http://www.babyeda.ru/hrists.html?id=25
8. Рождественский пост, рождественские колядки, колядки к рождеству
[Электронный ресурс]- режим доступа:
http://www.smeridian.com/family/library/christmas.html
9. Рождество Христово. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа. Рождественский пост, рождественские колядки[Электронный
ресурс]- режим доступа: .http://www.abc-people.com/shop/christmas.htm
10. Календарные народные праздники и обряды / Русские праздники и
обряды / Зимние праздники и обряды [Электронный ресурс]: Российский
Этнографический музей - режим доступа:
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm
11. МАСЛЕНИЦА [Электронный ресурс]: Русский Национальный
Ресурс/Большой Кулинарный Словарь- режим доступа:.
http://supercook.ru/maslenica-01.html
12. Как встречают весну? Сороки и жаворонки. Постная выпечка
[Электронный ресурс]: Школа Жизни познавательный журнал.ru -режим
доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23241/
13. Покров. Блюда русской православной кухни[Электронный
ресурс]:Русская православная кухня. Русский Национальный Ресурс -
режим доступа: http://supercook.ru/700-rpk-18.html
14. Правила этикета. Русская традиция поминального стола [Электронный
ресурс]- режим доступа:
http://etiket.libfree.ru/articles/category/2/message/18/
15. Школа Жизни познавательный журнал.ru Как в старину отмечали
именины в России? [Электронный ресурс]- режим доступа:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27364/