Презентация "Я леплю из пластилина"

Подписи к слайдам:
Программа Марины Глазовой «Я леплю из пластилина»
  • Презентацию №1 составила: Новикова Елена Владимировна
  • г. Санкт - Петербург
Путь-дорога в мир объемных изображений
  • Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана минимум на один год (30–35 часов) и соответствует одному уроку труда (1 час) в неделю. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
  • Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
  • Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Например, при изучении темы "Урожай" применяются все виды доработки исходных форм. В теме "Дары леса" ("Лесные сокровища") полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются. В некоторых темах создаются довольно сложные многопредметные композиции: "Птичка – заботливая мама", "Подарок маме", "Ракетодром".
  • Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
  • В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости (например, в теме "Магазин игрушек" – группами по 2–3 игрушки на рабочих досках, изображая витрину или прилавок). В теме "Картина из пластилина" по законам композиции осваивается плоскость картины, в темах "Чаепитие", "Урожай", "Дары леса" правильно подбираются предметы с учетом их соразмерности.
Оснащаем и организуем
  • Для занятий лепкой на уроке труда в классе необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников, своего оборудования и учебных пособий. Желательно найти подходящее место и для выставки.
  • Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах с горизонтальными крышками. Учителю надо предусмотреть, чтобы поверхность его рабочего места была видна каждому ученику. Для этого поставьте на свой стол подставку и работайте за ним стоя.
  • Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин).
  • Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, куски картона, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий (емкость может быть любой, главное, чтобы изделия в ней свободно размещались, не мялись и не ломались), мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).
Демонстрационные пособия: на первых уроках учителю понадобятся некоторые демонстрационные пособия – предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); предметы, содержащие эти формы, а также предметы, имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса. Это мячики и шарики; катушки для ниток разных пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди, плоды каштана и т.п.
  • Демонстрационные пособия: на первых уроках учителю понадобятся некоторые демонстрационные пособия – предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); предметы, содержащие эти формы, а также предметы, имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса. Это мячики и шарики; катушки для ниток разных пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди, плоды каштана и т.п.
  • Главную исходную форму – шар – дети должны особенно хорошо изучить, знать ее визуально (глазами) и на ощупь (руками). Для этого хорошо иметь комплект шариков для пинг-понга как раздаточный материал (достаточно нескольких шариков, чтобы дать их в руки тем, кто трудно осмысливает эту правильную форму). Основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. Только при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия, конечно, с согласия их авторов. Постепенно лепных изделий накапливается довольно много, и часть приходится разбирать на рабочий материал. Ниже мы подробнее расскажем об этом.
Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку учащихся и учителя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены учениками, а не учителем, у слабых учеников возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления. Первое время, пока дети не привыкнут к существованию выставки в классе, изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа, в доступном для обозрения месте. Оборудование для лепки, которое приносят дети из дома, готовят родители. Они-то и должны хорошо знать назначение предметов для лепки и требования, предъявляемые к их качеству. Об этом учитель рассказывает родителям на собрании перед началом учебного года.
  • Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку учащихся и учителя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены учениками, а не учителем, у слабых учеников возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления. Первое время, пока дети не привыкнут к существованию выставки в классе, изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа, в доступном для обозрения месте. Оборудование для лепки, которое приносят дети из дома, готовят родители. Они-то и должны хорошо знать назначение предметов для лепки и требования, предъявляемые к их качеству. Об этом учитель рассказывает родителям на собрании перед началом учебного года.
  • Рабочая одежда. Прежде всего от пластилина необходимо защитить школьную одежду ребенка, так как этот материал пачкает все и вся. Лучший вариант рабочей одежды для малыша – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.
  • Рабочий материал. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением, разные виды глины и пластики. Часто молодые родители, желая приобщить ребенка к искусству, покупают ему для лепки яркий и красивый, но незнакомый материал, совершенно не представляя, можно ли что-либо из него сделать. Чтобы было меньше проблем, учить лепить надо на знакомом материале. Это детский пластилин, который знают все дети, даже те, которые до школы не посещали детский сад (хотя бы слышали о нем и видели).
  • Не все фирмы делают его с одинаково хорошими лепными качествами. В одних наборах цвета яркие, радостные, в других – темные и тусклые. Да и лепится он по-разному. Один в руках словно тает, разминается быстро, без усилий, зато никак не хочет сохранять форму. Другой даже папины сильные пальцы могут с трудом расплющить в комок, он часто трескается и ломается, его ни раскатать, ни вытянуть. Для лепки надо выбирать пластилин по его лепным качествам. Цвет должен играть второстепенную роль, вспомогательную, хотя в готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше. Пластилин, который довольно легко разминается, хорошо держит полученную форму, не липнет к рукам, при сгибании не ломается и не трескается, выпускают российские фирмы, например "Гамма", и некоторые белорусские, только цвета совсем не радуют. А вот испанская фирма "Jove" выпускает очень яркий, красивый пластилин, хорошего лепного качества, но соединять детали из него трудновато, приходится использовать спички.
Обычно пластилин выпускают наборами с различным количеством цветов (минимально их должно быть 5–6). Для выполнения всей программы ребенку понадобится 8–10 таких наборов. Фирма "Jove" выпускает свой пластилин также и в одноцветных брикетах. Не все цвета расходуются одинаково – больше всего уходят в изделия белый, желтый, зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше всего – черный. Некоторые цвета можно перемешивать, получая промежуточные. Например, жёлтый + красный = оранжевый; красный + чёрный = коричневый; жёлтый + синий = зелёный и т.д. Но процесс смешивания, то есть переминания пластилина, занимает довольно много времени, которого на уроке совсем нет. На уроке дети лепят из того пластилина, который есть в наличии. Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый брикетами. Но в одном изделии использовать пластилин разного качества нельзя!
  • Обычно пластилин выпускают наборами с различным количеством цветов (минимально их должно быть 5–6). Для выполнения всей программы ребенку понадобится 8–10 таких наборов. Фирма "Jove" выпускает свой пластилин также и в одноцветных брикетах. Не все цвета расходуются одинаково – больше всего уходят в изделия белый, желтый, зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше всего – черный. Некоторые цвета можно перемешивать, получая промежуточные. Например, жёлтый + красный = оранжевый; красный + чёрный = коричневый; жёлтый + синий = зелёный и т.д. Но процесс смешивания, то есть переминания пластилина, занимает довольно много времени, которого на уроке совсем нет. На уроке дети лепят из того пластилина, который есть в наличии. Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый брикетами. Но в одном изделии использовать пластилин разного качества нельзя!
  • Подсобный материал. Необходимый инструмент – зубочистки или заостренные спички (без серных головок), без них не выполнить глазки, носики и ротики, не нарисовать рисунок на шарике, который обозначает мячик, не собрать неваляшку или снеговика. Зубочисток или спичек лучше иметь целую упаковку. Они расходуются, ломаются и теряются.
Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. Это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, – это рабочий инструмент. На доске раскатывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Часто дети приносят пластиковые доски, которые продают в канцтоварах как специальные для лепки. Они хороши, но под них надо подкладывать толстую бумагу или ткань – на гладких партах они скользят, а раскатываемый пластилин к ним прилипает. Иногда пользуются хозяйственными клееными досками – они хороши размером и качеством поверхности, но слишком толстые. наиболее подходящий вариант – разделочные прямоугольные доски из фанеры, а еще лучше – из оргалита (у него одна сторона гладкая, другая – шероховатая) размером 20 х 30 см или 25 х 35 см.
  • Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. Это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, – это рабочий инструмент. На доске раскатывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Часто дети приносят пластиковые доски, которые продают в канцтоварах как специальные для лепки. Они хороши, но под них надо подкладывать толстую бумагу или ткань – на гладких партах они скользят, а раскатываемый пластилин к ним прилипает. Иногда пользуются хозяйственными клееными досками – они хороши размером и качеством поверхности, но слишком толстые. наиболее подходящий вариант – разделочные прямоугольные доски из фанеры, а еще лучше – из оргалита (у него одна сторона гладкая, другая – шероховатая) размером 20 х 30 см или 25 х 35 см.
  • Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – нож. В лепке его называют стеком. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучший стек – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас.
Картон для композиций. Из всех изделий, изготовляемых в программе, составляются композиции. Для размещения предметов в композиции ребенку понадобится кусок картона. Картон должен быть довольно жестким, чтобы не прогибаться под тяжестью пластилина. Даже если композиция невелика, например блюдо с фруктами, его также надо поместить на картон, чтобы не пачкать место на выставочной полке. Могут понадобиться картонки самых разных размеров и пропорций со стороной от 3 см до 25 см. Учитель может каждый раз просить учеников приносить из дома к уроку картонки заданного размера, но лучше заготовить картонки заранее из упаковочных коробок, которые всегда можно взять в столовой школы или в ближайшей торговой точке, и время от времени пополнять их запас.
  • Картон для композиций. Из всех изделий, изготовляемых в программе, составляются композиции. Для размещения предметов в композиции ребенку понадобится кусок картона. Картон должен быть довольно жестким, чтобы не прогибаться под тяжестью пластилина. Даже если композиция невелика, например блюдо с фруктами, его также надо поместить на картон, чтобы не пачкать место на выставочной полке. Могут понадобиться картонки самых разных размеров и пропорций со стороной от 3 см до 25 см. Учитель может каждый раз просить учеников приносить из дома к уроку картонки заданного размера, но лучше заготовить картонки заранее из упаковочных коробок, которые всегда можно взять в столовой школы или в ближайшей торговой точке, и время от времени пополнять их запас.
  • Уход за принадлежностями. И последний, но не малозначащий предмет оснащения – тряпка. Пластилин, конечно же, залепит все: доску, стек, руки и пол под партой. Как же справиться с уборкой? Доску и пол чистят стеком, соскребая с них пластилин. А стек и руки чистят тряпкой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо впитывающей. Пластилин легко входит в такую ткань, очищая руки и пластмассу. Руки надо вытирать особенно тщательно – ладони и отдельно каждый палец. Когда следов пластилина не останется, остатки жира нужно смыть водой с мылом, а через несколько уроков сильно загрязненную тряпку заменить.
Методические рекомендации
  • Демонстрационная лепка учителя
  • Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Учитель должен владеть пластилином, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у ученика не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера.
  • Изделия, которые из ребенок делает пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук. Хорошо развитых в этом направлении детей в младших классах мало, но даже они, осваивая то или иное новшество, новое изделие, сразу же сталкиваются со множеством проблем. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке.
Порядок подачи нового изделия:
  • 1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
  • 2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
  • 3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
  • 4. Домашнее задание: самостоятельная лепка по образцу, выполненному в классе, или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Учитель может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.
  • Лепка изделия по нотации
  • Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
  • 1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
  • 2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
  • 3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
  • 4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения. Только в рамках начального раздела "Исходные формы" иногда надо какое-либо действие совершать на материале ученика.) При исполнении очередной детали обязательно следует говорить о необходимости ее соразмерности с другими деталями, а при контроле исполнения обязательно продемонстрировать выполненную соразмерность деталей на своем изделии-образце. Ни в коем случае нельзя сравнивать соединяемые детали из разных изделий, поскольку реальные размеры разных изделий, не совпадают, то и части их также различны. Например, шляпку гриба, вылепленного учеником для своего изделия, – с ножкой такого же гриба, выполненного учителем или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
  • 5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
  • 6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
  • 1. Достань принадлежности лепки.
  • 2. Надень рабочую одежду.
  • 3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
  • 4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
  • (за 2–3 минуты до конца урока)
  • 1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
  • 2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
  • 3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  • 4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
  • 5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
  • 6. Сними рабочую одежду.
  • 7. Все принадлежности убери.
  • Хорошо, если дети (конечно, не сразу) научатся выполнять все эти пункты. Тогда в классе будет чисто и работа с пластилином не будет вызывать нареканий со стороны администрации и родителей.
Урок начинается с подготовки пластилина к работе:
  • 1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.
  • 2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму.
  • Познакомьте, хотя бы бегло, детей со свойствами пластилина и обязательно объясните и покажите, какое состояние пластилина считается рабочим. Рабочее состояние пластилина – это когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Из слишком мягкого пластилина, форма которого не сохраняется, или слишком твердого, который не разминается, лепить нельзя.
  • Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать – он, наоборот, утолщается. Если пластилин гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка пластилина становится толще, увеличивается в объеме, а с другой становится тоньше.
  • Еще одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике. Практическим знакомством с пластилином должна быть лепка на свободную тему.
  • Может показаться, что первый урок по лепке сильно перегружен информацией. На самом деле ребенок получает ее в ходе урока, постепенно. С первого раза что-то дети запомнят, что-то нет. Постепенно приучайте их к выполнению изложенных требований: начинайте всегда с напоминания правил и контролируйте их исполнение; постепенно переходите к требованию самостоятельного и своевременного выполнения этих правил, добиваясь, чтобы они стали законом для каждого ученика.
ТЕМА "МАГАЗИН ИГРУШЕК"
  • Исходная форма – шар
  • Немного теории. Простые формы – это прежде всего шар, цилиндр, конус (рис. 1–3) и производные от них разнообразные жгуты (рис. 4, 5). Спросите у детей: что можно слепить самое простое? Они ответят: "Шарик" – и сразу же станут катать в ладонях пластилин. Кажется, все катали одинаковыми движениями, а положили шарики рядом на стол – и все они разные и по форме, и по размеру. Прямо как собранные у моря обкатанные камешки.
  • Рис. 1
  • Рис. 2
  • Научите детей видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. Это очень важно. Шар – это не любой толстенький и гладенький комочек. Это форма. Дети должны хорошо усвоить, что есть "комочки", но есть и формы. А шар – это главная исходная форма. Цилиндры, конусы, жгуты раскатываются из шара.
  • Рис. 3
  • Рис. 4
  • Рис. 5
  • Как раскатывают шар. Каким путем ребенок может осмыслить, понять и выучить форму шара? Покажите детям мячик. Он обязательно имеет правильную форму шара. Если мячик не будет идеально круглым, он не станет кататься и прыгать в нужном направлении. Пусть дети подержат в руках, пощупают, покатают по доске шарик для пинг-понга. А потом возьмут подготовленный к работе пластилин и попробуют раскатать из него похожий шарик. Как это делают? По-разному.
  • Большой шар диаметром 2–3,5 см получается из большого кома пластилина, который не помещается между ладонями. Его надо катать на рабочей доске круговыми движениями ладони (рис. 6). Дети это охотно покажут. Вся хитрость в том, что давить на пластилин надо умеючи – все время чувствовать толщину кома под ладонью. Дети этого еще не знают. Этому их надо научить. Пластилин должен перекатываться по доске, по очереди касаясь ее всеми точками поверхности. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластилина во всех направлениях. Глаза следят за формой. Глаза – очень важный инструмент. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают пластилину круглую форму.
  • Но делать это ребенок научится не сразу, а когда сможет управлять своими руками. А пока проверяйте полученную форму способом катания по доске: положим изделие на доску и слегка толкнем. Если оно легко покатится до края доски, не останавливаясь, значит, форма довольно правильная, это шар. Если ваша форма быстро остановится или покатится вбок, значит, она неправильная, на вашем шаре есть плоские места и углы.
  • Рис. 6
  • Большой шар на доске раскатать нелегко. Попробуйте раскатать шар поменьше, диаметром 1,5–2,5 см, из такого кома пластилина, который помещается между ладонями. Это средний шар. Раскатывайте так же, круговыми движениями, чувствуя толщину кома между ладонями и время от времени наблюдая за образованием формы. Для самоконтроля применяйте способ катания формы по доске. Чтобы ребенок быстрее и увереннее изучил эту форму, дадим ему пластмассовые шары – те же шарики для пинг-понга, шарики от детских погремушек или крупные круглые бусины. Пусть дети покатают их в руках или под ладонью по очереди со своими пластилиновыми шарами. Пусть все свое внимание сосредоточат на тактильных ощущениях. А вы обязательно указывайте на ошибки, требуйте от детей получения правильной формы и поверхности, похожих на образец.
  • Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных направлениях толщина кома разная. Это не шар, а яйцевидная или овальная форма (рис. 7). Еще одна ошибка формы – ком неровный, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек, а не на шар (рис. 8).
  • Рис. 7
  • Рис. 8
  • Рис. 9
  • Рис. 10
  • Если первоначально пластилин был плохо подготовлен к работе (плохо размят), то на поверхности формы могут появиться углубления и трещины (рис. 9). Эту ошибку можно исправить дальнейшим более тщательным раскатыванием, возможно, с повторным предварительным разминанием пластилина. Очень маленькие шары, размером с горошину, такие, что ладони рук их не чувствуют, катают на ладони пальцем (рис. 10). Контроль такой формы только визуальный, поскольку шар малой массы по доске не покатится. Требования те же – выравнивание пластилина во всех направлениях. Вот и получается, что проще не придумаешь, а сделать не так-то просто. Есть еще один способ раскатывания шаров, но о нем будет рассказано позже. Изложенные основы по исполнению исходной формы шар детям преподносятся постепенно, во время работы. Такой способ подачи информации – главный принцип обучения. Другие приемы и способы лепки дети узнают по мере необходимости, когда начнут применять их.
  • Базовое изделие.
  • Изделие, на котором дети впервые знакомятся с новым приемом лепки, будем называть базовым. В дальнейшем, где бы ни встретился этот прием, будем напоминать детям – это базовое изделие. Все новое всегда трудно и требует при освоении концентрации внимания. Следовательно, базовое изделие должно быть простым. Какие предметы имеют форму шара? Ребенку ближе всего и понятнее мяч. Для наших целей лучшего предмета не найти. Однако нам придется лепить и другие исходные формы без дополнений. А вот предметов, состоящих из таких форм, совсем немного. Больше всего их в детских игрушках – конусные пирамидки и конусные елочки, куклы из шаров и кроны деревьев – тоже шары.
  • В сильном классе этот урок – только знакомство со способами раскатывания шара и требованиями к форме, отработка и закрепление знаний переносятся на дом. В слабом классе целесообразно весь урок посвятить изделию "мяч", потому что без опытного глаза педагога дети могут закрепить свои ошибки.
  • Поставьте перед детьми цель, например, пойти в магазин за покупкой новой игрушки или, еще лучше, открыть свой "магазин игрушек" и самим лепить игрушки "для продажи" (вот и наша первая тема).
  • Рис. 11
  • Рис. 12
  • Что-то сложное мы пока сделать не сумеем. А что мы можем? Конечно, мячи (рис. 11, 12). Они должны быть разные, их должно быть много. Ведь в магазине всегда много товара.
  • Изделие «мяч»
  • Анализ формы шара.
  • Покажите несколько округлых предметов различной формы: шарик для настольного тенниса, яйцо, желудь, моток ниток в форме тора, округлую цилиндрическую коробочку – и предложите ученикам выбрать из них предмет, имеющий форму шара. Когда учащиеся покажут на шарик для настольного тенниса, охарактеризуйте форму шара, ее отличия от других округлых форм:
  • – круглый, равный по толщине во всех направлениях, нет ни высоты, ни длины – все размеры одинаковы;
  • – гладкий – нет ни бугров, ни впадин;
  • – катится в любом направлении, куда направишь.
Базовое изделие "Мяч"
  • После анализа формы шара можно приступать к лепке. Пользуясь плакатом и готовыми изделиями, объясните первое задание – изделие "мяч". Поскольку из трех приведенных способов раскатывания шара самый легкий и всем хорошо известный второй способ ("в руках"), то начните с лепки среднего шара. Раздайте ученикам образцы – шарики для настольного тенниса, пусть они рассмотрят форму шарика, ощупают его пальцами, покатают в руках. Затем предложите слепить из пластилина такую же форму меньшего размера, которая будет в их "магазине" мячом. Начинайте выполнять из пластилина изделие "мяч игровой средний", подробно комментируя свои действия и предлагая ученикам повторять их за собой поэтапно:
  • 1) отрезать от бруска любого цвета небольшой кусок – треть бруска; 2) размять пластилин в пальцах до мягкости. Если он очень твердый, то порезать его более мелко и по отдельности размять каждую часть, а потом соединить вместе; 3) смять пластилин в комок, положить между ладонями и раскатывать круговыми движениями рук до образования шаровидной формы, часто сравнивая с образцом.
  • Советуйте добиваться формы пластилина, похожей на образец, дольше раскатывая в руках и чувствуя ладонями форму шара: покатать в руках образец, а потом снова пластилин. Полученную форму предложите с помощью стека и пластилина другого цвета сделать похожей на игровой мяч – детский, волейбольный, футбольный. Примеры мячей ученики видят на плакате "Мячи", в готовых изделиях и в изделии-образце, выполняемом учителем. Следующее задание – большой "мяч для бассейна". Продемонстрируйте, как нужно выполнять изделие, а ученики должны поэтапно повторять ваши действия. Перед каждым новым этапом, ожидая медленно работающих, работайте с учениками индивидуально.
  • Нотация на изделие "Мяч"
  • 1. Отрезать 2–3 бруска пластилина любого цвета, нарезать их более мелко, размять кусочки до мягкости и соединить вместе.
  • 2. Положить на рабочую доску и круговыми движениями раскатать форму "шар". Очевидно, что такое большое количество пластилина не поместится между ладонями и легче форму сделать на доске.
  • 3. Поскольку на доске шар не получается гладким (учитель показывает классу свой шар), то надо слегка покатать полученный шар между ладонями. 4. Готовому шару придать вид "мяча для бассейна", пользуясь стеком, по примерам на плакате и готовым изделиям.
  • Теперь предложите слепить маленькие мячики для тенниса, обратив внимание учеников на сравнительные размеры изделий. Ученики на глаз определяют нужное количество пластилина (с горошину). Получается, что пластилина надо так мало, что в ладонях его не раскатать. Предложите катать пластилин пальцем на ладони, покажите рисунок на плакате и сами совершайте это действие, объясняя, что все время необходимо внимательно сравнивать образующуюся форму с образцом. Для закрепления предложите самостоятельно слепить мяч средних размеров, цветной и красивый. Такой мяч получается, если взять кусочки пластилина разного цвета и, не перемешивая, раскатать шар. Дети исполняют задание, а вы работаете с учениками индивидуально. Когда цветные мячи будут готовы у большинства, предложите проверить правильность формы "шар" не на глаз, а способом катания. Объясните, что только правильный шар будет долго катиться по плоскости рабочей доски, если его немного толкнуть.
  • Задание на дом. Изготовить "для продажи" в "магазине игрушек" много разных мячей – больших, средних и малых в количестве, указанном учителем (например, 2–3 больших, 5 средних, 7 малых).
  • Следующее изделие – неваляшка. Это изделие закрепляет полученные знания о шаре, дети учатся из шаров собирать более сложное изделие (рис. 13). Для этого надо слепить шары соответствующих размеров. Новое – относительные размеры деталей. Детям понять это довольно трудно. Их глазомер еще не работает. Помогите ученикам сделать шары правильных размеров, показывая свою работу как образец.
  • Изделие «Неваляшка»
  • Рис. 13
  • Рис. 14
  • Шары соединяются кусочками спичек или зубочисток. Остальные детали: подставка, кокошник, глаза, нос, рот – не являются обязательными для изучения на этом уроке, но они необходимы. Изделие должно устойчиво стоять на доске и иметь законченный вид (рис. 14), учитель показывает на готовом изделии, на плакате, рассказывает, как можно это сделать, и выполняет сам. Дети дополняют свои работы самостоятельно, как получится. Слабым ученикам помогают учитель или сильные ученики.
  • Желательно найти 2–3 минуты на уроке, чтобы показать на готовом изделии роль размеров деталей. Увидев куклу, собранную из явно не подходящих по размеру деталей, дети поймут, как это нелепо: слишком большая голова или очень маленькие ручки, огромные глаза и крошечный кокошник. Дети должны убедиться, что только подходящие друг другу размеры и правильные формы делают изделие красивым, что подходящие друг другу размеры как бы дружат между собой, согласуются друг с другом и называются соразмерными. Беседа о соразмерности – хорошая подготовка для знакомства в дальнейшем с понятием пропорции. Первое знакомство с пропорциями ждет детей уже при лепке следующего изделия "дерево".
Использован материал:
  • Картинки из Интернет
  • Программа Марины Глазовой
  • «Я леплю из пластилина»
  • http://nsc.1september.ru/2003/28/1.htm