Презентация "Виды декорирования керамики"
Подписи к слайдам:
Разработал: учитель Денисова Анастасия Васильевна , город Ковров МБОУ МУК
Все существующие способы декоративной отделки изделий разделяются на два основных вида –рельефное и гладкое декорирование.- Все существующие способы декоративной отделки изделий разделяются на два основных вида –рельефное и гладкое декорирование.
- К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись.
- До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль-орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения.
- Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы.
- Древние мастера использовали для украшения керамики также отпечатки различных растений: колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п.
- Шнуровой орнамент наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончар создавал из них самые разнообразные узоры.
- Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки . Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и получали выразительные узоры . Если же штампики с круглым чередуя оттиски в определенной последовательности, или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин . Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность
Инструменты для нанесения орнамента. Накатки
Простой, но выразительный орнамент на сосуде выполнен ограниченным количеством инструментов - трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы `муравы` поверхность квасника переливается, словно полированный малахит, теперь нередко используются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шестеренки от часов, гвозди и шурупы (рис. 53). При умелом и очень осторожном их использовании можно составлять довольно выразительные узоры.
2. Тиснение пальцами- Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые защипы. Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, - это пальцы рук. Пальцевым тиснением украшали края посуды и на-лепные жгуты, опоясывающие ее. Приемы, разработанные еще в глубокой древности, продолжают применять и современные гончары, например, при отделке края цветочного горшка. Гончар сжимает венчик между большим и указательным пальцами так, чтобы края вдавленных углублений слегка коснулись друг друга либо оставляет небольшие промежутки между ними.
- Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом - камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т.п. С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, -чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия.
- В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.
- Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали `синюшками`. Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары.
- Чаще всего рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррелъефом.
- Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума
- Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа. Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп
- Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений - руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, - жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).
Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры (59.3). Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы
Налепные узоры из глиняного пластаЕсли же есть опасения повредить стенки сосуда, узоры штампуют на отдельной дощечке, а уж потом приклеивают на свои места.
Особый вид налепов вырезается из глиняного пласта . Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных животных и растений. Единичные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяющиеся - с помощью металлических формочек. Глину раскатывают скалкой на доске с ограничителями, а затем слегка подсушивают и приклеиваются
6. Роспись ангобами- Ангоб - это глина, разведенная до консистенции сметаны. Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ - подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета - синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
- Нанесение ангоба
- Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой
- Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:
- - пастилаж, В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия
- Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.
- Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.
- Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (
- `Мраморизация`. Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X-XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз
- Для украшения гончарных изделий всегда широко применялись узоры, прочерченные на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками, вырезанными из твердой древесины или кости. Узоры в основном наносятся непосредственно при вращении гончарного круга, сразу же после формовки или же после того, как изделие слегка подсохнет. Гребенкой с острыми зубцами выполняют так называемый `прочерченно-процарапанный` орнамент. Соприкасаясь с поверхностью изделия при медленном вращении гончарного круга, зубцы процарапывают глину на небольшую глубину. При этом на изделии появляется ряд параллельных заглубленных линий с выступающими бороздками по краям