Дидактические материалы по подготовке к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№3 г.Льгова» Курской области
Дидактические материалы
ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ
ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
В 2019/2020 УЧЕБНОМ ГОДУ
Направление «Надежда и отчаяние»
(учителям русского языка и литературы)
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№3 г.Льгова Курской области
Красникова О.И.
Льгов-2019
Словарная работа:
НАДЕЖДА обращение человека в будущее, предчувствие чего-то
жизненно важного для него. С одной стороны, надежда робкая, тихая,
неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны легкомысленная,
ветреная и даже буйная. Надежда в русской языковой картине мира
характеризуется в основном положительными эмоциями «радость», «счастье»,
«восторг», «утешение».
Итак, надежда это эмоциональное переживание, возникающее при
напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его
свершения. В философии важнейший модус духовности человека, в
психологии это вид духовных потребностей, поднимающих человека над
обыденным.
В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении,
является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда это те силы,
которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь, они
позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций.
ОТЧАЯНИЕ отсутствие надежды, ощущение безысходности,
отсутствие перспективы, состояние крайней безнадёжности, переживание
жизненного краха. Это состояние включает гамму чувств: тоску, страх, ужас,
гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию,
характеризует психическое самочувствие отдельных людей и социальных
групп, обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или
её сложную жизненную ситуацию.
Объективные причины отчаяния – природные катастрофы и социальные
катаклизмы, неизлечимые болезни и утрата близких, неудачи в работе,
творчестве, личной жизни.
Субъективные причины отчаяния отсутствие или слабость
нравственно-психологических установок на преодоление несчастий, потеря
воли, неумение или нежелание поступиться своими интересами. Отчаяние
спутник тяжёлого кризиса личности, род душевного страдания
исключительной силы, которое невозможно слишком долго переносить.
Выход из этого состояния неоднозначен: от духовного обновления до
моральной деградации, от полной потери интереса к жизни до совершения
безрассудных поступков, включая преступления и др.
Синонимы к слову НАДЕЖДА: ожидание, упование, вера, чаяние,
предвкушение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия.
Глагольная сочетаемость и выражения: в надежде, возлагать надежды,
тешить себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать
надежду, подавать надежду, терять надежду, не оправдать надежд, не
оставлять надежды, внушать надежду, вселять надежду, выражать надежду,
жить надеждой, дать надежду, надежда умирает, надежды рухнули, мелькнула
надежда, теплится надежда.
Эпитеты: тщетная, робкая, призрачная, смутная, слабая, напрасная,
затаённая, несбыточная, обманчивая, трепетная, потаённая, зыбкая, отчаянная,
безумная, тайная, безотчётная, наивная, единственная, тоскливая,
неистребимая, безрассудная, последняя, неясная, радостная, ложная,
сладостная, сумасшедшая, крохотная, мизерная, неопределённая, шаткая,
слепая, упрямая, потерянная, хрупкая, бессмысленная, глупая, неуверенная,
ничтожная, бесплодная, внезапная, жалкая, необъяснимая, светлая, маленькая,
пустая, главная, туманная.
Синонимы к слову ОТЧАЯНИЕ: уныние, упадок духа, безнадежность,
печаль, безнадежность, тоска.
Глагольная сочетаемость и выражения: предаваться отчаянию, отчаяние
овладело, отчаяние охватило, приходить в отчаяние, отчаяние придало,
отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния,
чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием.
Эпитеты: безысходное, бессильное, беспросветное, безнадёжное,
беспредельное, безутешное, немое, безмолвное, безмерное, безумное,
неподдельное, беспомощное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое,
крайнее, смертельное, невыносимое, бездонное, тихое, яростное,
всепоглощающее, полное, растущее, мрачное, глубокое, неописуемое,
бесконечное, страшное, жуткое, холодное, усталое, настоящее.
Афоризмы и высказывания известных людей
«Надежда продукт воображения. Отчаяние тоже. Отчаянию слишком
живо рисуются возможные беды; надежда это энергия, и она
побуждает ум использовать все способы борьбы с ними». Торнтон
Уайлдер
«Только из глубины отчаяния может родиться надежда». Вальтер
Беньямин
«Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться». И. Гёте
«Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся». Р. Гурмон
«Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не
существовало отчаяния». В. Гюго
«Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
«Вечно надеяться, никогда не отчаиваться таково свойство человека
большой души». Луций Флор
«Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и
действовать наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние
забвение и нарушение долга». Б. Пастернак
«То, что мы называем отчаянием, часто всего лишь острая досада из-
за обманутых надежд». Джордж Элиот
«Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока
силы есть». А. Суворов
«Надежда посох любви: отправляйся, вооружившись им против
внушений отчаяния». Уильям Шекспир.
«Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право
презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного
отчаяния». Ф. Ницше.
«Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не
существовало отчаяния». В. Гюго.
«Отчаяние — мать безумия». Б.Джонсон
«Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Б.Шоу
«Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться». И.В.Гете
«Великое отчаяние порождает великую силу». С.Цвейг
«Отчаяние - это страх без надежды». Р.Декарт
«Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться».
А.Дюма
«В сердце человека запас надежд неистощим». Геродот
«Надежда на себя — основание храбрости». А. Суворов
Пословицы и поговорки
Без надежды – что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь.
Без одежды, но не без надежды.
Взойдет солнце и перед нашими воротами.
Впереди надежды, позади неудачи.
Где жизнь, там и надежда.
Жить без надежды — радости не знать.
Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхаз)
Кто надежду потерял, тот жить недостоин. (укр)
Надежда окрыляет, обман убивает.
Надежда умирает последней.
Надежда – крепость.
Надеждою жив человек.
Аспекты анализа
Глагол «чаяти» в древнерусском языке имел значение «ожидать,
надеяться». От него и произошли слова ОТ-ЧАЯТЬ-СЯ, то есть лишить себя
надежды и ОТ-ЧАЯНИЕ, то есть состояние, связанное с утратой надежды,
безНАДЕЖность, безысходность. Антонимичная природа этих понятий
уводит нас к древним мифам.
Пандора была создана богами в отместку за поступок Прометея.
Разгневанный Зевс, поняв, что люди получили искры божественного огня,
решил сгубить род человеческий. Любопытная Пандора открыла сундук, из
которого по земле расползлись людские пороки и бедствия. Лишь надежда
осталась лежать на дне. Жестокие боги лишили людей этого света. Так на
земле воцарилось отчаяние. Как видим, уже в античности обыгрывались
отношения между двумя состояниями человеческой души. И эта традиция так
или иначе продолжает жить в литературе. Творческая мысль писателей
высвечивает различные грани людских судеб, познавших отчаяние и надежду.
Есть произведения, где первоначальное благополучие и надежды на
счастливую, беспечную жизнь разбиваются. Им на смену приходит отчаяние.
Мы расстаемся с героями, размышляя о том, как дальше сложатся их судьбы.
Таков пример госпожи Простаковой, чьи надежды на сына Митрофанушку
разбиваются (Д.И. Фонвизин «Недоросль»). В мечтах своих она надеялась
видеть его богатым помещиком, счастливым семьянином, облеченным
властью вельможей. Но известен финал: неблагодарный сын, невоспитанный
и необразованный барчук отталкивает от себя мать: «Да отвяжись, матушка,
как навязалась…» И справедливость приговора: «Вот злонравия достойные
плоды!» не умаляет сочувствия зрителя и читателя к отчаянию обманутой
матери.
Н.М. Карамзин («Бедная Лиза») заставил читающую публику
размышлять над судьбой крестьянки Лизы. Молодой дворянин Эраст подарил
девушке надежду, что они будут счастливы, ибо для любви нет препятствий.
Даже сословные различия, по словам влюбленного, не могли быть причиной
разлуки. Лиза без сомнений отдала всю себя любви, доверилась чувствам.
Какой жестокий поворот судьбы узнать, что возлюбленный помолвлен с
другой! Разбитые надежды, обманутая любовь ведут к гибели героиню
повести. Не в силах пережить обман, наивная влюбленная девушка попадает в
плен отчаяния: «Мне нельзя жить, думала Лиза, нельзя!.. О, если бы
упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает;
земля не колеблется! Горе мне!». Смерть Лизы повергает в отчаяние и
вероломного Эраста: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал
себя убийцею». Однако светлая мысль о нерушимости настоящей любви
завершает повесть. Вновь и вновь приходит повествователь на могилу Лизы.
Сначала с Эрастом, поведавшим эту историю, а после его смерти сам. Изливая
нежную скорбь о судьбе героев, добрый рассказчик все же дарит надежду
читателю: «Теперь, может быть, они уже примирились...».
Тема утраченной надежды звучит и в «Станционном смотрителе»
А.С. Пушкина. Отчаяние охватывает Самсона Вырина, узнавшего о побеге
любимой дочери. «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно
небритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как три или
четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика», таким
видит повествователь станционного смотрителя, еще не зная драмы,
развернувшейся здесь совсем недавно. История несчастного отца, лишенного
надежды быть рядом с дочерью, одиноко доживающего свой век, является
яркой иллюстрацией того, как отчаяние сводит в могилу.
Изучая повесть Пушкина, мы сопоставляем ее с библейской «Притчей
о блудном сыне». Финал притчи наполнен ликованием ведь надежды
престарелого отца на возвращение скитальца осуществились. Пушкин
предлагает иной вариант, полный слез и горечи. Слезы Дуни на могиле отца
уже ничего не исправят. Надежды нет, отчаяние одерживает верх.
Традиционная для русской литературы тема «маленького человека»
требует от писателя пристального внимания к внутреннему миру
изображаемых героев. И все герои так или иначе показаны в ситуации
безнадежности, в отчаянном положении. Таков не только Самсон Вырин
таков и Акакий Акакиевич, чье плачевное существование вызывает презрение
окружающих и горькую усмешку Гоголя (Н.В. Гоголь «Шинель»).
Отчаянно Акакий Акакиевич пытается раздобыть средства на новую
шинель: «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет
уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение
одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам
свечи...; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и
плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно
подметок... Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно
привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на
лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался
духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Герой лишает
себя всего и, когда вожделенная цель осуществляется, на несколько дней
обретает надежду почувствовать себя человеком уважаемым, весомым,
заметным.
Но отчаянье вновь настигнет Башмачкина. Измученный духовно и
физически, не сможет он отстоять свою шинель. Болезнь, которая свела героя
в могилу, – это не только «грудная жаба», это потеря надежды, цели в жизни,
невозможность преодолеть свою никчемность.
Отчаянно искал Гоголь человека в Башмачкине: «Исчезло и скрылось
существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не
интересное». Отчаянно искал писатель человека в Петербурге: мир шинелей,
мундиров, значительных и незначительных лиц, призраков, а не людей
открывался ему день за днем. Лишь однажды мелькнула в этом мире искра
гуманности: молодой человек, увидев обиженного сослуживцами
Башмачкина, «вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто
все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то
неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он
познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди
самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на
лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня
обижаете?» и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат
твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз
содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья,
как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости,
и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и
честным...». Но разве исключения не являются подтверждением правил? Без
надежды смотрим мы на людей, гибнущих морально и физически в мире
Петербурга, созданном Гоголем.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Не менее отчаянно
ищут возможности выжить в Петербурге и «маленькие люди» Ф.М.
Достоевского. «Униженные и оскорбленные» так определяет писатель
людей, чье бедственное положение ставит их перед отчаянным выбором: стать
жертвой или пожертвовать таким же, как ты. Раскольников, случайно
встреченный им пьяница Мармеладов, умирающая от чахотки и
безысходности Катерина Ивановна, загубленная кем-то девочка на бульваре,
женщина, которая бросилась с моста в реку, тихая мученица Соня существуют
в мире отчаяния, где надежда прячется, ускользает, где разобраться «вошь я
или человек» сможет лишь тот, кто попробует эту надежду найти.
Из чего рождается надежда? Что служит благодатной почвой для того,
чтобы человек воспрянул духом, поверив в лучшее? Очень часто в этом, как
ни странно, помогает отчаяние. Именно оно рождает надежду. Случается, что
человеку необходимо пережить отчаяние, чтобы возродиться из пепла
разочарования к новой жизни.
Ощущение безысходности, состояние крайней безнадёжности
переживает Сонечка Мармеладова после нравственного падения. Страдание
от осознания своей греховности, которое она несет до встречи с
Раскольниковым, переживание духовного краха совершенно для неё
безысходно, катастрофично, чревато самоубийством или сумасшествием. И
когда Раскольников, настаивая, что никого героиня своей жертвой не спасает,
что разумнее было бы сразу «прямо головой в воду», он вдруг понимает:
мысль о самоубийстве для Сонечки вовсе не новая. Она не удивилась
предложению Раскольникова, она много раз и серьёзно обдумывала в
состоянии отчаяния, «как бы разом покончить». И он понял, до какой
чудовищной боли истерзала её мысль о бесчестном и позорном её положении.
Сонечка у Достоевского в такой же степени нуждается в надежде на
воскресение, как и Раскольников. Её «путь» без него это тоже тупик, как и
его «путь» без неё. Они в равной степени дают друг другу надежду на
исцеление. Воскресение героини начинается в тот момент, когда
Раскольников, наклонившись, поцеловал её ногу. В ужасе она отшатнулась от
него, понимая насколько она греховна, насколько нельзя её простить. «Я не
тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», с этого
раскольниковского поклона-поцелуя обретает Сонечка надежду на
искупление греха, потому что увидела себя со стороны, глазами
Раскольникова и поняла значение своего страдания как искупления. А
назавтра, в эпизоде признания Раскольникова, Соня «возвращает» и герою
надежду на искупление его смертного греха. «Страдание принять и искупить
себя им, вот что надо», в этом ответе на отчаянный вопрос Раскольникова:
«…что теперь делать, говори!» её собственная боль и её надежда. Герою
предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей.
Способен ли на это возвращение Раскольников? В финале романа Достоевский
дает надежду на такое возвращение лишь надежду. Чтобы начать снова жить,
необходимо ПОКАЯНИЕ. Покаяние это древнейший обряд очищения души,
дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.
Покаяние это самоотречение, за которым следует искупление. Это
мучительно долгий труд. Идея заставила Раскольникова против его воли
пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки
отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя,
что происходит что-то страшное. Его отчаянию нет границ. А количество
жертв растет: «взяли» некоего Микиту уже четвертая жертва. Пятой станет
Пульхерия Александровна она не смогла пережить случившегося с
любимым сыном. И только после сна о моровой язве появляется надежда, что
Раскольников может найти путь к людям.
Аркадий Иванович Свидригайлов – насильник и убийца, сластолюбец и
растлитель, исчадие ада. Почему он терпит крах? Почему он потерял
уверенность и надежду на будущее? Последний шанс Свидригайлова добиться
Дунечки рассеялся, как дым, когда та выстрелила в него. Он увидел в этот
момент её глаза и понял никогда она не станет его. Только Дуня могла
помочь ему, только её руку он бы принял. Лишившись этой последней
возможности исправить свою жизнь, Свидригайлов уходит. Он отчаялся,
разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны
тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один – смерть. Именно
поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не
желая возродиться. Его самоубийство это акт человека, который убедился,
что в нем нет Бога, а значит, нет надежды.
Да, с точки зрения общественной морали Сонечка уличная, продажная
женщина, преступница. Но ни один человек не страдает по её вине лишь она
сама. Она мученица. Надежда последнее, что умирает в человеке. С этим
сложно не согласиться, ведь пока надежда жива жив и человек. Но когда
погибает душа, угасает и надежда. Души Лужина и Свидригайлова давно
мертвы. Потому и нет надежды на исцеление. Душа Сонечки больна, но еще
жива. И жива вера, что она все преодолеет.
Мир, в котором живут герои Достоевского, это мир отчаяния,
лишений. Это мир одиноких сердец и беспомощных слез. Кажется, сама
судьба определила людям страдание, несчастье. И как они ни бьются, ни
карабкаются из последних сил, им никуда не выбиться. Надежда оставила их.
Она там, в том сундуке Пандоры, запертая крепкими запорами. Нет сил,
которые поддержат человека, поднимут его над обыденным и помогут найти
выход из самых сложных ситуаций. Хотя бы иллюзорный выход.
Достоевский писал о муках и несчастьях, об отчаянии и надежде.
Страдая, его герои обретали надежду или гибли, совершая самоубийство, не
способные найти путь к ней. Он подводил героев к последней черте и судил не
поступки, а душу. Тем героям, у кого осталась хоть искра воли и интереса к
жизни, он давал надежду на духовное очищение и счастье через страдание.
Сам Петербург, «вонючий, грязный, зараженный пыльным воздухом»,
вызывает отчаяние и провоцирует героев не преступление. Даже реки в этом
Петербурге не явление природы, не прекрасное Божье творение, но скованная
злой волей города его часть. Само пространство провоцирует состояние
крайней безнадежности, ощущение бессмысленности существования. И
только в финале пейзаж меняется: появляется простор, бескрайние виды,
живая и мощная, не скованная гранитом сибирская река. Это знак перемены
в судьбах героев, знак надежды.
Однако в произведениях литературы есть и иные примеры, когда
надежда помогает пересилить отчаяние. Такие произведения пробуждают в
нас веру в силу человеческого духа, величие его души.
Обратимся к небольшому рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Отчаявшийся чиновник Мерцалов приходит в городской парк с мыслью
о самоубийстве. Читателю понятно состояние героя: недавно он перенес
тяжелую болезнь, потерял работу, умерла маленькая дочь. Семья живет в
бедности, убогое жилище напоминает подземелье. Дети и жена живут
впроголодь. И хотя никто не попрекает главу семейства в бездействии, сам он
выносит себе приговор.
Незнакомец в парке поинтересовался причиной уныния Мерцалова и
вызвал приступ отчаянной злобы героя. Всегда сдержанный и застенчивый,
теперь герой не в силах сдерживать свое горе, свой гнев. Каково же было
удивление чиновника, когда собеседник не только не рассердился, но вызвался
помочь. Вскоре профессор Пирогов (именно он оказался случайным
собеседником Мерцалова) уже осматривал больную Машутку и выписывал
рецепт, дети отправились покупать еду на полученные от доктора деньги, а в
сердцах чиновника и его жены зародилась надежда на будущее. «Дай Бог,
чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а
главное не падайте никогда духом», - с этими словами профессор Пирогов
покинул подвал, где жили Мерцаловы. «Благодетельным ангелом»,
вырвавшим людей из лап отчаяния, подарившим надежду, стал
неравнодушный человек.
Тяжелая жизненная ситуация, провоцирующая отчаяние, сложилась и у
героев рассказа О. Генри «Дары волхвов»: «Делла трижды пересчитала
деньги. Один доллар и восемьдесят семь центов... А завтра — Рождество.
Ясное дело, что ничего другого не оставалось, как хлопнуться на
маленькую потертую софу и разреветься. Делла так и сделала из чего можно
вывести заключение, что вся наша жизнь состоит из слез, жалоб и улыбок, с
перевесом в сторону слез». Но отчаяние длилось лишь несколько минут. И вот
мы уже видим Деллу, которая, приняв серьезное решение, выбегает из
нищенской квартиры. Она не позволит отчаянию омрачить праздник. Подарок
на Рождество для Джима обязательно будет! И какой подарок!!! «Ну, Джим,
разве не прелесть? Имей в виду, что я перерыла буквально весь город. Теперь
ты сможешь вынимать их сто раз в день. Дай-ка сюда часы! Я хочу посмотреть,
как они выглядят с цепочкой!» И даже осознание того, что подарок не
пригодится любимому, ибо часы проданы, не способно омрачить прекрасный
вечер, порыв любви и нежности. О. Генри называет героев двумя глупыми
детьми, «которые самым немудреным образом пожертвовали друг для друга
самыми прекрасными сокровищами своего дома». И в этих словах слышится
не укор, но восхищение. Это восхищение желанием влюбленных дать друг
другу надежду на будущее благополучие, веру в лучшее. Это восхищение
бескорыстной любовью.
Путь от отчаянья к надежде проходит и Эдмон Дантес, герой романа А.
Дюма «Граф Монте-Кристо». Преданный теми, кого считал друзьями,
молодой моряк в день свадьбы оказался в страшной тюрьме замка Иф.
Отчаянно пытался он добиться справедливого суда – вновь предан, вновь
жертва. Из лап отчаянья Дантеса спас мудрый аббат Фариа. Беседы узников
рождают не только дружбу. Слушая Фариа, Дантес обретает надежду на
спасение.
Новая жизнь начнется для молодого человека, когда он вернется в мир.
Жажда мести будет утолена а дальше? Смысл своей жизни таинственный
граф Монте-Кристо будет находить в том, чтоб поддерживать свет угасающей
надежды, раздувать ее пламя для тех, кто, как он когда-то, оказался в
отчаянном положении. Нельзя жить без надежды, и нет дела благороднее, чем
дарить надежду оказавшимся в нужде, - таков посыл романа французского
писателя.
Особое место в ряду произведений, затрагивающих тему отчаяния и
надежды, следует отвести произведениям, герои которых прошли через
горнило Великой Отечественной войны. В каждом из этих произведений
жизнеутверждающая мысль: нельзя терять надежду, нельзя терять веру в
победу.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» состоит из трех частей.
В первой части лирический герой рассказывает о том, как тяжело и
грустно ждать любимого с фронта времена года сменились, письма
перестали приходить, многие женщины уже отчаялись, разуверились в том,
что их солдат вернется.
Вторая часть кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого
никто не ждет. Мать, родители, ребенок все поверили в то, что его нет, и
поминают его душу.
Третья часть это награда за ожидание, светлые мотивы. Герой выжил
и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
Таким образом, К. Симонов пробуждает в читателе понимание, каким
губительным может быть отчаянье, какой сильной может стать спасительная
надежда.
М. Шолохов, представляя на суд читателя рассказ «Судьба человека»,
раскрывает не только тему героизма, гуманности. Звучит в произведении и
тема надежды и отчаянья. Автор проводит героя через испытания, которые
способны лишить человека желания жить, желания любить, желания
оставаться человеком. С начала войны каждое событие в жизни Андрея
Соколова повод отчаяться: горькое расставание с женой, чувство обиды и
вины за то, что оттолкнул на вокзале, ранение, плен, известие о гибели семьи,
одиночество: «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою
радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в
далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось».
Судьба Соколова обошлась с ним жестоко, ломала героя, но не победила.
Выстоять в жизни, где не осталось ничего, Андрею Соколову помог маленький
мальчик-сирота: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не
бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу
у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько
спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как
выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Ванюшка, усыновленный Соколовым, помог преодолеть боль, страх,
залечить нанесенные судьбой раны и обрести надежду, смысл жизни.
Многие школьники, мы надеемся, вспомнят, работая над направлением
«Надежда и отчаянье» и замечательную «Повесть о настоящем человеке» Б.
Полевого. Ампутация обмороженных ног стала единственным способом
спасти жизнь боевому летчику. Но она же лишила его надежды вновь сесть за
штурвал самолета. После ампутации ног Алексей уходит в себя и молчит.
Слушая сводки с фронта, Алексей завидует летчикам. Алексей боится, что его
девушка Ольга отвернется от него, узнав об инвалидности. От переживаний
Алексей чахнет и худеет. Отчаянье, переживаемое героем, передается
читателю.
Распрощаться с мечтой о небе для Мересьева немыслимо. Алексей
продолжает слабеть. Его ничего не радует. Однажды ему дали прочесть статью
о летчике, который сидел за штурвалом без одной ноги в Первую мировую
войну. Эта история дает Алексею надежду, что и он сможет летать, используя
протезы. Алексей начинает тяжелый путь в небо.
Встать на протезы мало, Алексей делает гимнастику, чтоб тело обрело
былую силу, учится танцевать. Уже тогда он вновь понимает, что надежда,
шанс вернуться в строй у него есть. Однако решение должны принять военные
врачи.
Одним из трогательны моментов в повести становится эпизод, когда
Мересьев слышит безнадежное: «Да как же ты полетишь без ног? Чудак! Нет
уж, брат, по пословице: "Из безногого танцора не выйдет". В ответ на эти слова
Мересьев пустился по приемной в пляс. Потом, когда никто не будет видеть,
он застонет от боли, но сейчас на его лице улыбка. Он одержал победу, ему
разрешили вернуться в строй.
Обретенная героем надежда привела его к новым победам. Он стал
лучшим летчиком в полку, командиром эскадрильи, счастливым мужем и
отцом.
Безусловно значимое место в литературе, в том числе с точки зрения
раскрытия таких важных понятий, как «надежда» и «отчаяние», занимает
глубоко философский и нравственный роман М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита». Есть люди, которые совершая предательства, чувствуют себя
совершенно спокойно. Они не страдают нравственно, не испытывают печали
и тоски. Иуда не страдает, не предается отчаянию, предав Иешуа. Но Понтий
Пилат заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанут и его
собственные мучения. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и
необыкновенные: «Погиб!.., потом «Погибли!..» и какая-то совсем нелепая
среди них …о бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало
нестерпимую тоску». Мысль о бессмертии заставила его похолодеть на
солнцепеке, породила в душе ужас и отчаяние. Он даже пригрозит Каифу: «Не
будет тебе отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему…». Бессмертием часто
наказывался человек, совершивший зло в жизни. А тут еще и Левий Матвей
ответил отказом на просьбу прокуратора служить ему («У меня есть большая
библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу»). «Нет, ответил
Матвей, тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты
его убил».
Когда же Понтия покинет отчаяние и обретет он надежду? В «Эпилоге»,
во сне Ивана Понырева, который видит на лунной дороге человека в белом
плаще с кровавым подбоем и рядом с ним молодого человека в разорванном
хитоне. Понтию Пилату недостаточно, что его простили. Душа его успокоится
только тогда, когда Иешуа скажет, что казни не было.
В романе есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие
называют его Мастером. На его долю тоже пришлись страшные мучения и не
однажды охватывало безмерное отчаяние. Роман о Понтии Пилате не был
принят к печати, все, кто его читал (редактор, критики) обрушились на
Мастера с разгромными статьями. Особенно неистовствовал Латунский.
Редактор добивается от мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую
запрещенную тему. А тут еще журналист-доносчик Алоизий Могарыч
«неожиданный друг». И на Мастера сходит страх. Та внутренняя свобода,
которая заставила его обратиться к роману о Понтии и Иешуа, теперь
подавляется страхом. Он в полном отчаянии, на грани психического
заболевания. Читатель понимает, что «с половины октября до половины
января» он был на Лубянке. Обычно оттуда не возвращались. Но Мастера,
вероятно, посчитали сумасшедшим. Единственным спасением и надеждой на
жизнь он теперь считает клинику Стравинского: «Я вспомнить не могу без
дрожи свой роман». И от Маргариты готов отказаться тоже не подал ей
весточку из «дома скорби». О себе говорит: «Я неизлечим». До какой стадии
отчаяния дошел герой! Он сломлен окончательно. Роман, который недавно
был смыслом его существования, ему ненавистен. Мастер не заслужил света,
так как не сумел бороться за свое детище, за свой роман до конца, отступил,
сдался.
А Маргарита живет надеждой найти и вернуть своего Мастера. Много
месяцев не знает она, что с ним, готова дьяволу душу заложить. С
достоинством вынесет ночь на балу у сатаны. Даст твердую надежду Фриде и
поможет ей. И будет вознаграждена самим Воландом. Сила ее в том, что она
не теряла надежды, не отчаивалась, боролась до конца.
Список используемой литературы
1.Лариса Беднарская: Учимся писать сочинение. Учебно-методическое
пособие. Издательство: Флинта, 2019 г.
2.Екатерина Бирючева: Учимся писать сочинение. 11 класс. Издательство:
Экзамен, 2019 г.