Исследовательская работа "Моральные ценности современного подростка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №36»
Высшие моральные
ценности современного
подростка
Автор:
Сокорова Татьяна
ученица 11 класса
средней школы №36
Руководитель:
Шмырёв С.С.
учитель географии
средней школы №36
Саранск, 2017
Содержание
Введение
Глава 1 Моральные ценности как нравственный ориентир современного
подростка
Глава 2 Влияние моральных ценностей на личность и их место в современном
обществе
2.1 Мораль как вид культуры
2.2. Мораль как вид общественных отношений
Глава 3 Отношение к моральным ценностей подростков 16-17 лет
Заключение
Список литературы
Введение
Мораль - важнейшая составляющая культуры, один из основных способов
регуляции поведения человека. Поэтому, по мнению многих мыслителей, этика
является важнейшей частью философии.
Особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна
быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью
внутреннего мира.
Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно
видеть уже в первобытном строе. Формировалась мораль в процессе труда,
который всегда был явлением коллективным.
Мораль имеет и общечеловеческие элементы - требования, необходимые
любому классу. Это так называемые «элементарные» нормы и правила
человеческого общежития (вежливость, уважение к старшим, гостеприимство и
др.). Совершенствуя эти нормы и правила, человечество передает их от поколения
к поколению; от эпохи к эпохе.
Актуальность проблемы моральных ценностей связана с тем, что в
современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и
информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его
формирующуюся сферу нравственности.
Ценность - это наличие в предмете или явлении признаков и свойств,
представляющих особую значимость их для человека. Ценности удовлетворяют
определенные потребности, облегчают процесс жизненного существования.
Моральные ценности, в отличие от материальных, удовлетворяют потребности
духовной жизни, облегчают процесс нравственного существования человека. Чем
актуальней потребность и проблематичней возможность ее удовлетворения, тем
выше ценностный статус той или иной моральной ценности. К числу высших
моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие
сущность морали и человеческого существования: добро, свободу, смысл жизни и
счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех, что
обусловливает их общечеловеческий статус.
Цель работы: Определить моральные ценности современного подростка
Задачи:
1.Изучить основные аспекты моральных ценностей;
2. Определить влияние моральных ценностей на современного подростка
3.Провести опрос и выяснить какое место в жизни обучающихся занимают
моральные ценности
Объект исследования: школьники старших классов средней школы №36
Предмет исследования: выявление моральных качеств современного школьника
Методы исследования:
1.Изучение литературы, 2 Аналитический, 3.Опрос, 4.Беседа, 5.Анкетирование
Глава 1 Моральные ценности как нравственный ориентир современного
подростка
В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры
- моральные ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную
жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном
моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не
механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в
повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - сухо,
холодно.
Что же можно отнести к моральным ценностям? Очевидно, в первую
очередь, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком,
свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением,
дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов,
которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых
некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь.
Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения,
которые подтверждают правило.
Таким образом, в морали существует слой высших моральных ценностей -
жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.
Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу
повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под
духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во
времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего
бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким
смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений,
предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.
Ценность - характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих
веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире
предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они
относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей
жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной
общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии,
социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также
абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих
благодаря этому как эталон должного. Содержание данного понятия большинство
ученых характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так
или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность,
полезность, необходимость. В обыденном словоупотреблении под «ценностью»
понимают то или иное значение какого-то объекта (вещи, состояния, поступка),
его достоинство со знаком «плюс» или «минус», нечто желательное или пагубное,
проще говоря, хорошее или плохое.
Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую
отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору,
определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной
ситуации.
Чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была
прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной
общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и
порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.
Глава 2 Влияние моральных ценностей на личность и их место в
современном обществе
В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это
объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к
жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений.
Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и
информатизация всех сфер современного общества -- все это порождает рост
негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации
ценностей в современном мире.
Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие
наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие
нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток
равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.
Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как
к отдельному человеку, так и к обществу в целом), выход из которого возможен
только на пути обретения новых ценностей и сохранения тех, что были накоплены
предшествующими поколениями. Все это тесно связано с сегодняшней ситуацией
в российском обществе, расколотом на группы и группки и лишенном единой
объединяющей платформы. Этот раскол есть прямое порождение ценностного
кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, которая
подразумевала наличие у всего населения единообразной системы ценностей и
довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную
систему воспитания и пропаганды.
Разрушению этих ценностных ориентиров не сопутствовало появлению
сколько-нибудь равноценных новых. Отсюда достаточно очевидным образом
берут свое начало многие социальные проблемы, с которыми мы сегодня
сталкиваемся: кризис нравственности и правосознания, социальная
нестабильность, деморализация населения, падение ценности человеческой жизни
и многое другое. Налицо ценностный вакуум, метание от одних ценностей к
другим и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве
перелома ценностной основы и изменения мировоззрения.
Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные,
существенные и несущественные, представляют ту сторону окружающей
действительности, которая непосредственно воздействует на человека.
Учитывая это обстоятельство, можно определить роль ценностей в
современном обществе. Через освоение многообразных ценностей человек
социализируется, т. е. приобретает социальный опыт, социальную информацию,
приобщается к культуре. Действуя в рамках этого, человек создает новые
ценности или сохраняет старые, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее
развитие общества.
Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени,
как ценности материальные. Их потребление не является пассивным актом,
напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует
свой внутренний мир.
В современном обществе можно принимать или не принимать тот или иной
идеал. Но есть какие-то общие тенденции, которые следует принимать в расчет.
Если есть зло, есть и добро, есть человечность, красота, радость, счастье. Только
это и поможет сохраниться обществу, новым поколениям.
2.1. Мораль как вид культуры
Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним
образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся к нраву, характеру,
привычкам » от mos , mores « обычаи, нравы, поведение »). Исследование
этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре
человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и
выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которое
диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись и
одновременно орудиями убийства, одним из первых запретов табу был запрет
на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего
священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил.
Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов,
регулировавших жизнь и деятельность каждого человека и общины в целом.
Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы
взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях ( стереотипный
способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или
социальной группе и является привычным для их членов ), превращаясь в
традиции (от лат. tradition « передача » - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного
времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях
общественной жизни. ) С появлением государства часть норм перешла на уровень
правовых и закрепилась законодательным путем, другая часть сохранилась в
моральных нормах и правилах поведения в обществе.
2.2 Мораль как вид общественных отношений,
Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире
людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие,
охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль
включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с
поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от
различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или
оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и
иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества,
формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и
принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни.
Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном
и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть
конкретных результатов. Моральные нормы это требование должного,
безусловного, или, строго говоря, императивы ( от лат. imperatives «
повелительный » - повеление, настоятельное требование, приказ, закон ), лежащие
в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы
морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими либо учреждениями
или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением,
привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим
человеком.
В любом обществе ив любой социальной сфере мораль имеет характерные
черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития
представления о добре и зле, долге, совести , справедливости. Они реализуются и
поддерживаются общественными оценками, обобщением или порицанием,
воплощаются в неписанные нормы и правила, существующие на обыденном
уровне. Во-вторых, нравственность реальные нравы и поступки людей, которые
могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. В-
третьих, этикет манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует
философское осмысление поведения человека через категории этики учения о
морали, как один из видов общественного сознания, ее сущности законов ее
исторического развития и роли в общественной жизни.
Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении людей,
в тех поступках, которые они совершают. И здесь стоит отличать воспитания,
привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной
установки человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории.
Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и навсегда данными.
Они возникали по мере необходимости, вбирали в себя эту необходимость, на
протяжении тысячелетий пополнялись все новыми и новыми правилами. Каждое
новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития
морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню,
прежде всего передавая существующие в обществе представления о добре и зле,
должном и не приемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в
повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни меняется и
представление о моральных мотивах и способах их реализации. Система морали
очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются,
видоизменяются, отмирают.
Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и
способы имитировать желательные для общества или только одного сословия
формы отношений. С развитием морали возникает этикет (от фр. etiquette «
ярлык, этикетка ») совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям. Как правило, это сложная система детально
проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с
представлениями разных классов и сословий, должностными лицами в
зависимости от их ранга и положения, а так же в различных кругах
(дипломатический этикет, придворный этикет). В тоже время за строгим
соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное
отношение к людям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в
отношениях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является
противоречия между хорошими манерами и недоброжелательностью человека по
отношению к другим людям в обществе.
Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные
принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с
древности « золотое правило » морали: не делай другому человеку того, чего не
хочешь, чтобы делали тебе.
Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования
человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С
развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих
различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как
в системе своих императивов, так и в манере поведения, в этикете. Этикет же
выступает как своеобразная оболочка морали.
Мораль не существует в обществе сама по себе она взаимосвязана с другими
культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры,
поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет
саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связанна с искусством и
религией, столь же древними видами культуры.
Глава 3 Отношение к моральным ценностей подростков 16-17 лет.
Нами был проведён опрос, для того чтобы узнать отношение современных
подростков по данному вопросу.
Опрос
Какие изменения общественной морали, происходящие в последнее время,
беспокоят Вас больше всего?
Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными?
5%
5%
25%
20%
40%
5%
Взятничество
Равнодушие к чужим
бедам
Грубость в отношениях
меж ду людьми
Алкоголизм
Употребление
наркотиков
Аморальность на ТВ
85%
10%
5%
30%
10%
60%
Низкий
Высокий
Средний
Кто для Вас является главным носителем моральных ценностей?
Нужны ли в современном мире моральные ценности?
80%
10%
5%
5%
Семья
Литература
Государство
Телевидение,
кинематограф
85%
15%
Нужны
Не
задумывался(-
ась)
Заключение
Взаимосвязь общественного и индивидуального нравственного сознания
сложна и противоречива. С одной стороны, моральное сознание представляет
собой выражение наиболее типичной морали индивидов данного общества, но не
сводится к сумме индивидуальных сознаний, ибо оно является относительно
самостоятельной духовной системой, сложившейся в той или иной социальной
среде, включающей в свой состав нравственные идеалы, нормы, взгляды, понятия.
С другой стороны, общественное моральное сознание становится действенным
лишь «превратившись» в индивидуальное. От степени этого «превращения»
зависит: станет ли моральное сознание по-настоящему общественным. В свою
очередь индивидуальное нравственное сознание является не чем иным, как
результатом интериоризации морального сознания данного общества, т.е.
своеобразной формой выражения последнего.
Общественное моральное сознание выступает по отношению к
индивидуальному сознанию как объективная система, ведущая сторона: усвоение
личностью исторически сложившейся общественной морали не только определяет
общую структуру нравственного сознания и поведения человека, но и является
основой его дальнейшего развития как социального и нравственного существа.
Любое общество представляет собой единство многообразного, охватывающее те
или иные социальные слои, нации и народности, профессиональные группы и т.д.,
которые различаются по своему социально-экономическому, культурному,
этническому развитию и другим признакам. Единством многообразного является
и общественное моральное сознание. Оно включает в себя элементы, имеющие по
самой своей природе различную меру общности, т.е. такие, которые присущи
всему человечеству, либо только определенному обществу, социальному слою,
нации или народности и т.д.
Говоря о соотношении общественного и индивидуального в нравственном
сознании, следует отметить, что их отношения друг к другу носят избирательный
и активный характер. Не всякое понятие, возникшее в нравственном сознании
индивида, непременно трансформируется в общественное моральное сознание;
даже тогда, когда оно имеет социальную значимость, его обобществлению могут
препятствовать определенные конкретно-исторические условия.
Список литературы
1. Диалог Тойнби - Икеда. Человек должен выбирать сам. – М.,1998.
2.Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека.
СПб., - М.,1998.
3. Смирнов И. Человек человеку – философ. СПб.,1999.
4. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. – М.,1994.
5. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.,1997.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.
7. Фромм Э. Догмат о Христе. М.,1998.
8. Интернет - источники
http://www.dslib.net/
http://studz. ru/
http://kobriniq.ru/