Презентация "Философия эпохи Средневековья"
Подписи к слайдам:
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Общая характеристика эпохи
- После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
- теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
- креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
- провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
- эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
- сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
- теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
- экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
- Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв.
- Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
- Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
- Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
- троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
- природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
- соотношение свободы и благодати;
- отношение веры и разума.
- Само слово происходит от (schola) -школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось экзегезой, толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все "за" и "против" (pro и contra), "sicetnon" (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение, выяснялась природа речи. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов.