Презентация "История российского гимна"
Подписи к слайдам:
В допетровской Руси с 1479 во время событий государственного значения хором «государевых дьяков» исполнялись православные песнопения. При Петре I был заведен обычай отмечать воинские победы, встречи коронованных особ исполнением маршей и торжественных песен (виватных кантат) с обязательным исполнением «Многая лета».
Преображенский марш Преображенский марш- Музыка: Неизвестный автор Слова: Неизвестный автор
- Знают турки нас и шведы, И про нас известен свет, На сраженьях, на победы Нас всегда сам Царь ведет. С нами труд Он разделяет, Перед нами Он в боях; Счастьем всяк из нас считает Умереть в Его глазах. Славны были наши деды, - Помнит их и швед и лях; Их парил орел победы На Полтавских на полях. Знамя их полка пленяет Русский штык наш боевой; Он и нам напоминает, Как ходили деды в бой! …
- В конце XVIII в. был написан еще один марш, который приобрел всероссийское значение и несколько потеснил даже Преображенский марш.
- В 1791 г. в честь взятия войсками Суворова крепости Измаил ярчайший поэт екатерининской эпохи Г. Р. Державин написал стихи, которые были положены на музыку полонеза (популярного в те годы бального танца) композитора О. А. Козловского.
- Стал одним из российских неофициальных гимнов.
- Одновременно с маршем Козловского-Державина появился еще один гимн — «Коль славен наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретя огромную популярность. Он исполнялся на вечерних службах в армии, во время крестных ходов и церковных праздников.
- Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно в 1790—1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д. С. Бортнянский, слова — один из известнейших поэтов своего времени М. М. Херасков.
- Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. Появилось множество патриотических песен.
- В 1813 г. в Петербурге была исполнена торжественная песня, которая носила название «Песнь русскому царю». Исполнялась она на музыку английского гимна «Боже, храни короля!» В 1815 г. В. А. Жуковским было написано стихотворение под названием «Молитва русских»
- Фактически это был вольный перевод слов английского гимна. Перевод Жуковского стал новым текстом песни.
- С 1816 г. гимн стал официальным.
- Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю — Всё ниспошли! Перводержавную Русь православную Боже, храни!
- Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной
- символике. Нового царя не устраивало то,
- что русский гимн исполнялся на английскую мелодию. В 1833 Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся «Молитва русского народа».
- Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г. Итак, в XIX в. в России был создан официальный гимн Российской империи. До этого существовали несколько гимнов, которые, однако, не были признаны официально и не могли считаться официальным символом России. В результате гимном было признано музыкальное произведение, которое наилучшим образом выражало идею величия и мощи России.
- С февраля и в первые месяцы после октября 1917 в качестве гимна использовали мелодию русского варианта «Марсельезы».
- "Марсельеза" была написана в 1792 г. во время Великой Французской революции военным инженером Руже де Лиллем и первоначально называлась "Боевой песней Рейнской армии", затем "Маршем марсельцев" и наконец "Марсельезой". В России "Марсельеза", ставшая широко известной со времен наполеоновских войн долгое время находилась под официальным запретом. Хотя в самой Франции как в прошлом так и сегодня она была и остается гимном республиканской Франции.
- С 1875 г. в России на музыку «Марсельезы» было положено стихотворение П.Г. Лаврова, и за ним прочно утвердилось название - "Рабочая марсельеза", хотя его текст не имел ничего общего с французским оригиналом.
В России Интернационал стал распространяться
в первые годы 20 в., несмотря на запрещение его царским
правительством.
«Интернационал» стал гимном РСФСР, а
потом СССР 10 января 1918 г.
Единственное обстоятельство, которое нужно отметить,
это то, что международное сообщество власти Совета не
признавало и считало российским гимном «Марсельезу».
«Интернационал» как государственный гимн – уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной – той страной, государственным символом которой он являлся. Это во многом было связано с первоначальным отношением большевистских вождей к российской революции как к началу мировой революции, которая должна привести к созданию всемирной республики трудящихся.- «Интернационал» как государственный гимн – уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной – той страной, государственным символом которой он являлся. Это во многом было связано с первоначальным отношением большевистских вождей к российской революции как к началу мировой революции, которая должна привести к созданию всемирной республики трудящихся.
- После принятия в 1944 г. нового гимна СССР "Интернационал" остался партийным гимном Коммунистической партии, каковым является и по сей день.
- Вставай, проклятьем заклейменный Весь мир голодных и рабов Кипит наш разум возмущённый И в смертный бой вести готов. Весь мир насилья мы разроем До основанья, а затем Мы наш мы новый мир построим, Кто был никем, тот станет всем!
- Это есть наш последний И решительный бой. С Интернационалом Воспрянет род людской
- Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны и изменившиеся отношения с западными державами- союзниками, которые негативно воспринимали идею всемирной борьбы за коммунизм в «Интернационале», потребовал принятия нового гимна.
- В итоге за основу был выбран текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана и музыка Александрова, созданная еще в 1936 как «Гимн партии большевиков».
- 1 января 1944 по радио прозвучал новый гимн.
- После XX съезда КПСС гимн, в котором несколько раз упоминался Сталин, исполнялся без слов. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 после принятия новой Конституции СССР.
- В 1991, после распада СССР, гимном России по Указу президента Б. Ельцина стала мелодия «Патриотической песни» М. Глинки, созданная им в 1833 г. Объявлен был конкурс на вариант слов. Однако мелодия гимна так и не была утверждена Государственной Думой РФ, большинство в которой составляли сторонники левых партий, прежде всего КПРФ, настаивавших на возвращении советского гимна. Гимн исполнялся без слов и так не завоевал популярности среди россиян.
- В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александрова на слова С. В. Михалкова.
- Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001 г.
- Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе.
Обществознание - еще материалы к урокам:
- Тест "Обеспечение военной безопасности государства" 10 класс
- Конспект урока подготовки к ЕГЭ "Понятие познания. Истина"
- Классный час "Конституция Российской Федерации права и обязанности"
- Контрольная работа по праву "Гражданское право" 11 класс
- Презентация "Человек - личность"
- Тест "Безработица, ее причины и последствия" 8 класс (с ответами)