Культура поведения в театре 2 класс

«Культура поведения в театре»
Тема урока во втором классе
Формированию общекультурных компетентностей учеников посвящены практически все уроки
театра, так как во время этих уроков дети получают совокупность знаний, навыков, элементов
культурного опыта, позволяющих им более свободно ориентироваться в социальном и культурном
окружении и оперировать его элементами.
В этой заметке я опишу урок более простой по содержанию, но не менее важный по значимости
для детей.
Этому уроку предшествует урок, на котором дети в теории и на практике знакомятся с
расположением зрительного зала театра: партер, амфитеатр, ложи, балкон, бельэтаж. Стулья в
классе расставляются соответственно тому, как расположены они в зрительном зале театра. Освоив
пространство зрительного зала театра, получив билеты и заняв места согласно «купленным»
полученным билетам, дети всегда правильно отвечают на вопрос: «Как можно и как нельзя вести
себя во время спектакля?». Дети дружно говорят, что нужно внимательно смотреть, не шуметь и
прочее, что в зрительном зале нельзя: пользоваться сотовым телефоном (нужно включить его на
«вибро» режим); нельзя кушать, шелестеть фантиками конфет; громко разговаривать; ходить по
залу во время действия, а выйти из зала можно только в крайнем случае и т.д.
Затем задаю вопрос: «Почему необходимо соблюдать эти правила поведения в театре во время
спектакля?» В кинотеатре мы можем кушать, разговаривать с соседом и даже отвечать по сотовому
телефону. Будет ли фильм хуже, если вы будете жевать, переговариваться с соседом и прочее?
Будет ли спектакль лучше, если в зале будет шумно?
Дети обычно отвечают правильно: «Фильм записан на плёнку и зритель никак не может
повлиять на качество фильма, а спектакль играют живые люди, актёры, которые реагируют на то,
что происходит в зале. Если в зале культурный, грамотный зритель, внимательно смотрящий,
понимающий, знакомый с особенностями театрального искусства, то актёры будут играть лучше, так
как будут чувствовать благоприятную атмосферу, тонкую психологическую связь со зрителем.
Затем следует практическое задание: сыграть этюды на правильное и неправильное поведение
в театре. Даётся время на подготовку и после этого дети выполняют придуманные этюды.
Во время выполнения детьми этюдов, педагог делает практические замечания и поправки к
поведению зрителей, делающих замечания нарушителям и дети научаются делать замечания
тактично, шепотом, не оскорбляя нарушителей.
Занимая свои места, дети проходят по ряду, повернувшись лицом к сидящим, а не наоборот,
как это делали вначале.
Так дети, играя этюды, осваивают правила поведения в театре.
Затем дети знакомятся с театральными программками и учатся ориентироваться в них.
Учитель театра высшей категории школы № 90
г. Железногорска Красноярского края Зайцева Т.Н.
«Культура поведения в театре»
Тема урока во втором классе (педагог Зайцева Т.Н.)
Формированию общекультурных компетентностей учеников посвящены практически все уроки
театра, так как во время этих уроков дети получают совокупность знаний, навыков, элементов
культурного опыта, позволяющих им более свободно ориентироваться в социальном и культурном
окружении и оперировать его элементами.
В этой заметке я опишу урок более простой по содержанию, но не менее важный по значимости
для детей.
Этому уроку предшествует урок, на котором дети в теории и на практике знакомятся с
расположением зрительного зала театра: партер, амфитеатр, ложи, балкон, бельэтаж. Освоив
пространство зрительного зала театра, получив билеты и заняв места согласно «купленным»
полученным билетам, дети всегда правильно отвечают на вопрос: «Как можно и как нельзя вести
себя во время спектакля?». Дети дружно говорят, что нужно внимательно смотреть, не шуметь и
прочее, что в зрительном зале нельзя: пользоваться сотовым телефоном (нужно включить его на
«вибро» режим); нельзя кушать, шелестеть фантиками конфет; громко разговаривать; ходить по
залу во время действия, а выйти из зала можно только в крайнем случае и т.д.
Затем задаю вопрос: «Почему необходимо соблюдать эти правила поведения в театре во время
спектакля?» В кинотеатре мы можем кушать, разговаривать с соседом и даже отвечать по сотовому
телефону. Будет ли фильм хуже, если вы будете жевать, переговариваться с соседом и прочее?
Будет ли спектакль лучше, если в зале будет шумно?
Дети обычно отвечают правильно: «Фильм записан на плёнку и зритель никак не может
повлиять на качество фильма, а спектакль играют живые люди, актёры, которые реагируют на то,
что происходит в зале. Если в зале культурный, грамотный зритель, внимательно смотрящий,
понимающий, знакомый с особенностями театрального искусства, то актёры будут играть лучше, так
как будут чувствовать благоприятную атмосферу, тонкую психологическую связь со зрителем.
Затем следует практическое задание: сыграть этюды на правильное и неправильное поведение
в театре. Даётся время на подготовку и после этого дети выполняют придуманные этюды.
Во время выполнения детьми этюдов, педагог делает практические замечания и поправки к
поведению зрителей, делающих замечания нарушителям и дети научаются делать замечания
тактично, шепотом, не оскорбляя нарушителей.
Занимая свои места, дети проходят по ряду, повернувшись лицом к сидящим, а не наоборот,
как это делали вначале.
Так дети, играя этюды, осваивают правила поведения в театре и не только в нём.
Затем дети узнают зачем нужны театральные программки и на следующих уроках учатся
ориентироваться в них.