Конспект урока "Просветители земли кубанской" 4 класс
17 марта 2017 года
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Тема урока: Просветители земли кубанской.
Цель урока:
• Познакомить учащихся с основными этапами становления школьного
образования на Кубани и деятельностью кубанских просветителей в
сфере становления системы кубанского образования.
• Способствовать складыванию осознания ценности знания и
образования в жизни, прививать чувство гордости и любви к малой
Родине.
Задачи урока:
Образовательные:
• Познакомить с основными этапами становления школьного
образования, видами учебных заведений Кубани и особенностями
войсковых казачьих школ.
Воспитательные:
• воспитать уважение к прошлому нашего народа и традициям
кубанского казачества.
Развивающие:
• развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками
информации.
• способствовать развитию интереса и бережного отношения к культуре
родного края,
• формированию осознания ценности знания и образования в жизни.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация,
Конверты с тематическим набором казачьих пословиц об учении.
Оформление классной доски: тема урока «Просветители земли Кубанской»
Эпиграф урока: «Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
Надо опытом делиться!»
Вид урока: овладение новыми знаниями.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Основная часть урока с элементами практикума.
3. Закрепление.
4. Рефлексия.
I. Организационный момент.
Учитель: - Ребята, я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в
прошлое … Где мы с вами побываем, вы определите сами. А в этом нам
помогут вещи и предметы, которые, я думаю, вам знакомы. (детям
предлагается достать из ранца любой предмет – чернильница, перо, тетрадь,
пенал…)
Ответы детей.
Учитель: - Сегодня мы отправимся в школу, заглянем в прошлое на 200 лет
назад.
Всему есть начало. Первые шаги и первое слово, первая азбука и первый
учитель – важные моменты в жизни каждого человека. На Кубани казаки
издавна тянулись к знаниям. Немногим более 200 лет назад грамотных людей
на Кубани можно было пересчитать по пальцам. Казаки были всерьёз
обеспокоены вопросом образования своих детей. Но вряд ли образование
стало бы возможным, если бы не было в казачьей среде энтузиастов, которые
всю свою жизнь посвятили делу образования и просвещения, именно на
плечах кубанских просветителей, держались первые кубанские школы.
Учитель: - Ребята, как вы понимаете значение слова «просветитель»?
(Из словаря Ожегова)
Просветитель – прогрессивный общественный деятель, распространитель
передовых идей. Человек, занимающийся распространением знаний.
II. Основная часть с практикумом.
Учитель:
- Первая войсковая школа на Кубани появилась в 1803 г.Открытие школы
в Екатеринодаре связано с именем замечательного человека -
священника Кирилла Васильевича Россинского, посвятившего делу
распространения грамотности среди казачества всю жизнь. Он был очень
образован, писал стихи, исторические и географические очерки о
Черноморском крае.
В школе преподавали чтение, чистописание, правописание, грамматику,
арифметику, Священную историю, рисование. Большое внимание уделялось
физическому воспитанию: строевые занятия, военная гимнастика, пластика,
танцы. Популярностью у учащихся пользовались спортивные игры: футбол,
лаун-теннис, крокет. (лаун (англ.)– «лужайка»).
Учитель:
- Предлагаю вам составить расписание для учеников войсковой школы. Вам
важно учесть нагрузку для детей, смену видов деятельности.
(Дети работают в группах. На столах листы с наименованиями предметов и
линованный лист для заполнения).
Учитель:
- Проверим, что у нас получилось. (Дети зачитывают составленное
расписание).
- Но дети во все времена остаются детьми.
Физминутка.
Учитель:
- В 1812 году К.В.Россинский открыл церковно –приходские училища в
станицах Таманской, Щербиновской, Брюховецкой.
- В 1815 году – в станице Гривенской,
- в 1817 году – в Роговской, Темрюкской.
(Отмечаем на карте расположение станиц флажками).
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, почему Кирилл Васильевич Россинский открыл на
Кубани такое количество учебных заведений? (ответы детей: был
бескорыстным, любил свой край, хотел, чтобы дети и взрослые были
грамотными,…).
- Одной из традиций, сложившейся в станичных школах, было совместное
поедание каши. В первый день ученик являлся в школу с крупой ложкой
медной монетой и ключом (показ данных предметов). Учитель готовил
горшок каши, которую съедали в конце дня ученики, а горшок разбивали.
Эта традиция привела к появлению слова, объединяющего все школьное
братство. Отныне они именовались однокашниками т. е вместе евшие
школьную кашу.
После переселения на Кубань «отсутствие каких-либо школ и невозможность дать своим детям хотя бы
первоначальное образование, глубоко заботили и волновали умы лучших людей войска» [1]. Центрами
распространения грамотности с 1803 г. стали церковные приходы. Обучение в них проводили местные священники,
помогали им лица православного вероисповедания, имевшие свидетельства на звания учителей начальных классов
или окончившие курс средних и высших учебных заведений.
Учебный год и продолжительность каникул в значительной степени зависели от годового круга православных
праздников, сущность которых объяснялась на уроках. В центр учебного процесса неизменно ставилась
церковнославянская книга.
Обучение и воспитание формировались на принципах христианского благочестия, любви к Отечеству, родному краю
и готовности защищать его.
Воспитание велось с учетом специфики и военизированного быта казачества, в направлении старых казачьих
традиций, чтобы дети со школьной скамьи приучались к строю и воинской дисциплине, гордились Отечеством и
любили его. При женских церковно-приходских школах имелись классы рукоделия. Мальчиков в школах обучали
иконописи, коневодству, сыроделию, кожевенному мастерству
Образование в Кубанском казачьем войске имело свои особенности. Школы и училища являлись своего рода
связующим звеном между семьей, домом и военной службой. В 1911 г. в Кубанской области было издано
методическое пособие, в нем предусматривалась подготовка религиозного, выносливого, проникнутого горячей
любовью к Родине и «всегда готового с честью занять место в рядах ее защитников» молодого поколения. Для
воспитания силы воли, неустрашимости, сознания чувства долга, с «целью поднятия нравственного уровня
мальчиков» был разработан «Устав казака». Основные его постулаты гласили: «казак должен поставить себя так,
чтобы его слову верили; казак верен своей стране, обязан помогать другим; он друг всем, без различия классов;
казак вежлив; казак никогда не падает духом и старается выйти, улыбаясь, из всякого трудного положения»
На рубеже XIX – XX столетий кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России.
Ход урока:
Одной из традиций сложившийся в станичных школах было совместное
поедание каши В первый день ученик являлся в школу с крупой ложкой
медной монетой и ключом учитель готовил горшок каши, ( вынос горшка
каши )которую съедали в конце дня ученики, а горшок разбивали, эта
традиции привела к появлению слова объединяющего все школьное братства
отныне они именовались однокашниками т. е вмести евшие школьную кашу.
Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Сегодня мы будем говорить о том, когда появились первые школы на
Кубани
Сегодня школы есть везде. В начале же прошлого века открытие школы
рассматривалось как большое событие. Умением читать и писать ныне
никого не удивишь. Немногим более 200 лет назад грамотных людей на
Кубани можно было пересчитать по пальцам. Казаки были всерьёз
обеспокоены вопросом образования своих детей: организовывали казачьи
школы. Но вряд ли образование стало бы возможным, если бы не было в
казачьей среде энтузиастов, которые всю свою жизнь посвятили делу
образования и просвещения, именно на плечах кубанских просветителей, их
энтузиазме и самоотверженности держались первые кубанские школы.
Кто такие просветители? (значение слова) работа сословарем
Каких просветителей Кубани вы знаете? (Щербина Федор
Андреевич)
1. Рассказ учителя.
В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая войсковая школа. Её
открытие связано с именем замечательного человека – священника
К.В.Россинского, посвятившего делу распространения грамотности среди
казачества всю жизнь. Он был очень образован, писал стихи,
исторические и географические очерки о Черноморском крае.
- К.В. в этом году исполнилось бы 240 лет. Юбилей. К юбилеям
выпускают календари, открытки..
- Давайте начнем с вами делать календарь замечательных дат. И сегодня
расскажем о Россинском.
- В каком году открыта первая войсковая школа?
- С именем какого человека связано это событие?
- Какими профессиями он владел? (литератор, историк, географ)
2. Чтение третьего абзаца учебника с. 106 детьми самостоятельно.
- Что стало главным делом Россинского? (учитель)
- Составь расписание уроков в войсковой школе начала 19 века
используя текст учебника с.106
Чтение, чистописание, правописание и грамматика, арифметика, история,
рисование, родиноведение.
- Сравните, какие предметы изучали в школах 200 лет назад и в в наше время.
3. Просмотр отрывка видеофильма о Россинском.
- О Россинском сняли документальный фильм. Отрывок из которого
мы сейчас посмотрим.
- В каких городах и станицах открылись школы вслед за Екатеринодарской?
- Отметим эти станицы на карте.
- В каком году был издан учебник «Краткие правила российского
чистописания»?
- В каком году Россинский был назначен директором Черноморской
войсковой гимназии?
Чтобы оставить такой след в душах и сердцах людей нужно обладать
определенными качествами.
Какими качествами обладал Россинский?
Милосердие
Патриодизм
Бескорыстие
Честность
Около 50 лет прожил просветитель, но жизнь прожил под девизом
«СЛУЖА ДРУГИМ, РАСТОЧАЮ СЕБЯ». Это латинское изречение – девиз
кубанских педагогов.
К.В. Россинский стоял и у истоков Кубанского казачьего хора.
(куб.каз.хор «Русь»)
Почему К.В. Россинского называют просветителем земли кубанской?
Почему память об этом человеке живет до сих пор?
Сегодня мы познакомились с вами только с одним просветителем кубанской земли. А их в
истории Кубани было немало. Вы можете продолжить наш календарь знаменательных дат
самостоятельно. Е.Д.Фелицин
Информацию можно найти:
Насайтах:
www.wikipedia.org
www.history-kuban.ucoz.ru
www.festival.1september.ru
www.pedsovet.org
Вкнигах:
1. В.П.Бардадым«Радетели земли кубанской»(1986, 1998)
2. Городецкий Б.Н. Кирилл В. Россинский: литературные и общественные деятели
Северного Кавказа. Екатеринодар, 1913.
3. Попко И. Черноморские казаки. СПб. 1858.
4. Потто В.А. Кавказская война. От древнейших времен до Ермолова. Ставрополь, 1994.
5. Щербина Ф. А. История Кубанского Казачьего войска. Екатеринодар, 1910-1913, Т. 1-2
6. Щербина Ф.А. Происхождение казачьего выборного духовенства в Черномории."На
Кавказе". Екатеринодар, 1910.
Спасибо за работу.
КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ РОССИНСКИЙ
17 марта 1774г. – 12 декабря1825г.
СЛУЖАДРУГИМ
,
РАСТОЧАЮСЕБЯ
Открытие первых школ на Кубани
Человеческие
качества
___________________
___________________
_____________
ПрофесииРоссинского
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_________ - в Екатеринодаре была открыта первая войсковая школа
_________ - издан учебник для школ «Краткие правила российского
правописания»
_________ - К.В.Россинскийназначен директором Черноморской войсковой
гимназии
Не довольно того, что просвещение приносит народу и
благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку
такое душевное наслаждение, с которым ничто не может
сравниться. Каждый образованный человек чувствует
это и всегда скажет, что без образования жизнь его
была бы очень скучна и жалка.
© Николай Гаврилович Чернышевский,
Расписание уроков в
войсковойшколе
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Суворов А. В.
Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти,
тогда безумный уму научится.
Даниил Заточник
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас,
заслуживает это имя.
Гёте И.
Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов,
нагруженных книжной премудростью.
Мишель Монтень
Не всякий возраст подходит для школьной учебы.
Плавт
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни,
похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в
счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.
Ломоносов М. В.
Досуг без занятий наукой — это смерть и погребение живого человека.
Сенека
Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы
сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Монтень М.
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью
ученых занятий.
Бэкон Ф.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим.
Диккенс Ч.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Сюньцзы
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий
пост.
Конфуций
Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный
случай берегут...
Ломоносов М. В.
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет
себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
Сюньцзы
Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.
Бэкон Ф.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я
постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Конфуций
Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только
жизнь, а другие — добрую жизнь.
Аристотель
Источник: http://www.wisdoms.ru/179_1.html
Монтень М.
Источник: http://www.wisdoms.ru/179_3.html
В дальнейшем Россинский почти всё своё время отдавал делу просвещения в Черноморском
крае, имевшем до него только одно низшее учебное заведение. Впоследствии он именовался
«просветителем Черноморского края». Он опять обратился к сбору пожертвований и за
короткое время сумел собрать более 10 000 рублей ассигнациями. Первой инициативой в
этом направлении стало преобразование 14 декабря 1806 года школы в Екатеринодаре в
уездное училище; на постройку здания для него и на его содержание войсковая канцелярия
постановила отпускать ежегодно пособие в 1500 рублей. Получив назначение смотрителем
училища, Россинский быстро смог наполнить его учениками и вызвать из России хороших
преподавателей (сам оставался среди них законоучителем). Также содержал за свой счёт
более двенадцати детей, учеников училища, бедный родителей. Вероятно, к 1809 году
относится смерть его жены, которая сильно подействовала на него: Россинский был готов
оставить своё место и уйти в монастырь, но Екатеринославский Архиепископ не дал своего
согласия. Благодаря его ходатайству в 1811 году в уездном училище был образован первый
класс гимназии, открытие которой было мечтой протоиерея. За свои успехи в деле
просвещения 19 января 1812 года Россинский был награждён орденом св. Анны 3-й
степени
[1][Комм 1][3]
.
С целью увеличения притока учащихся в уездное училище и подготовки учеников для
гимназии он обратился к вопросам открытия приходских школ. Не рассчитывая на помощь
войсковой канцелярии, Россинский вновь обратился к благотворительности. Так, была
напечатана и распространена Высочайшая грамота 1806 года Черноморскому войску за
пожертвования на учебное дело, которая позволила ему собрать сумму денег, достаточную
для открытия трёх школ. Последние были открыты в Темрюке, Щербиновке
и станице Брюховецкой. Надзирателями в эти школы он выбрал лиц из зажиточных и
почётных жителей, которые на основании устава должны были заботиться о внешнем и
внутреннем благосостоянии школ. У Екатеринославского Архиепископа им было получено
разрешение на преподавание в школах латинского языка и нотного пения для детей
священно- и церковнослужителей, с правом отчислять за это на школы известную часть
кружечного сбора. Вскоре Россинский открыл четвёртое училище — в Гривном. Вслед за
неожиданным запретом Екатеринославским Архиепископом в 1815 году использования
церковно-кружечных сумм последовало требование к Россинскому дать отчёт в
израсходовании средств. Всё сошлось, но источник доходов иссяк, из-за чего многие учителя
оставили свои места. Время с 1815 по 1817 год было самым тяжёлым в жизни Россинского —
временем его борьбы за существование школ. Школьное дело было спасено, когда в 1817
году явился благотворитель — курский купец С. В. Антимонов, пожертвовавший 6500 рублей.
Заботясь, в свою очередь, о просвещении и образовании детей духовенства Черноморского
края, Россинский, собрав более трёх тысяч рублей пожертвований и взяв со многих лиц
обещание вносить суммы и далее, открыл в августе 1818 года духовно-приходское училище в
Екатеринодаре и стал его первым смотрителем. В 1819 году Россинским были открыты школы
ещё в станицах Риговской, Темрюке, Медведовской, Кущёвской, Леушковской
и Пластуновской
[1][3]
.
1 декабря 1819 года было получено разрешение открыть на собранные священнослужителем
45 000 рублей гимназию в Екатеринодаре. Непосредственное её открытие состоялось 17 мая
1820 года. Первым её директором, вопреки правилам, был назначен Россинский. Его
усердием в гимназию были приглашены хорошие учителя, и некоторых из них он содержал за
свой счёт. Благодаря ему при гимназии была сформирована библиотека, куда поступили
книги из войсковой канцелярии, Межигорского монастыря и прочих мест. Не экономив на ней,
Россинский старался, чтобы все лучшие учебники и специальные ученые сочинения
приобретались в библиотеку. Кроме наук, положенных по уставу, в котором числились и
изящные науки, основания политической экономии и коммерции, а с 1821 года и греческий
язык для желающих, Россинский ввёл, также в 1821 году, ещё преподавание военных
наук: артиллерии и фортификации; он хотел также ввести в курс и турецкий язык, но не
нашлось для этого подходящего преподавателя. Так как в своей деятельности в сфере
просвещения Россинский был совершенно лишён поддержки войсковой канцелярии,
только Харьковский университет, в ведении которого находилось школьное дело
Черноморского края, являлся единственным пособником для него.