Презентация "Архитектор Оскар Нимейер"
Подписи к слайдам:
Архитектор Оскар Нимейер
- 1907–2012
- Аудитория «Ибирапуэра». Интерьер. 2002. Сан-Паулу
- Из шести сотен проектов, созданных Оскаром Нимейером, четыреста он открывал сам, двадцать объектов по всему миру еще возводятся.
- Ему удалось воплотить заветную мечту любого зодчего – построить на пустынном плато в новой столице страны городе Бразилиа десятки необычных зданий, революционная конструкция которых отрицает закон земного тяготения и чувство поэзии, несомненно, преобладает над техникой.
- Оскар Нимейер работает над проектом в Сан-Паулу. Фотография 1969 г.
- Нимейер бросил вызов верховенству прямоугольника, которое культивировали отцы-основатели архитектуры XX в. (Гропиус, Корбюзье, ван дер Роэ).
- Лирические скульптурные формы Нимейера оспаривали догму пуристов – прямой угол, для их воплощения он одним из первых использовал возможности монолитного железобетона, которыми до сих пор пренебрегали.
- «Меня привлекает не прямой угол, не прямая линия, жесткая, негнущаяся, а свободный и чувственный изгиб, который встретишь в очертаниях гор моей страны, в извилинах ее рек и морских волн, в округлостях тела любимой женщины» (О. Нимейер)
- Культурный центр Оскара Нимейера. 2011. Авилес
- В 1940 г. Жуселин Кубичек, мэр города Белу Оризонти, доверил начинающему архитектору построить в новом предместье Пампулья на берегу искусственного озера «место отдыха и развлечений, которого нет нигде в Бразилии».
- Церковь святого Франциска Ассизского в Пампулье. 1940. Белу-Оризонти
- «Моя собственная архитектура началась только в Пампулье. Это был шанс пробить брешь в монотонном стиле модернизма, в моде на ложно понятую функциональность, в царившей тогда догме «форма и функция» (О. Нимейер).
- Для многих Нимейер был скорее скульптором-монументалистом, чем архитектором, во всяком случае, железобетон давал ему неограниченные художественные возможности. Он создаст ряд скульптурных памятников, и первым станет мемориал Кубичеку .
- Мемориал Жуселину Кубичеку. 1980. Бразилиа
- Жилой дом «Копан». 1951–1965. Сан-Паулу
- Аудитория «Ибирапуэра». 2002. Сан-Паулу
- 1955 год – поворотный в истории страны и жизни Нимейера в связи с его участием в строительстве новой столицы Бразилии г. Бразилиа.
- «В Бразилиа я участвовал как архитектор, которому дали самую большую свободу… Главное было предложить новые элементы, не копирующие, а отличающиеся от привычных моделей, в которых погрязла современная архитектура, элементы, которые бы вызывали удивление и волновали людей, ибо нас трогает только пластическая красота, истинное воплощение гармонии и поэзии» (О. Нимейер).
- Кафедральный собор. 1960–1970. Бразилиа
- Кафедральный собор. Статуи под куполом. 1960–1970. Бразилиа
- Дворец Национального конгресса. 1960. Бразилиа
- Национальный музей. 2006. Бразилиа
- «Бразилиа выросла будто из-под земли, как цветок в пустыне, украшенная новой архитектурой… Вот так эта древняя земля покрылась зданиями, людьми, шумом, радостями и печалями в результате вмешательства человека в природу, который сделал ее театром своих иллюзий» (О. Нимейер).
- Дворец правительства. 1960. Бразилиа
- Новая столица, единственная из современных городов, была признана ЮНЕСКО в 1987 г. мировым культурным наследием. Ле Корбюзье признавал, что «Бразилиа – пример великолепной изобретательности, смелости и оптимизма».
- Конец президентского срока Жоселину Кубичека в 1960 г. привел
- к замедлению работ в новой столице, хотя Нимейер еще занимался строительством зданий министерства иностранных дел и правосудия тех же форм, что и дворцы: структуры из стекла и бетона, с добавлением внутренних садов и водоемов.
- После прихода к власти военной хунты в 1964 г. его жизнь осложнилась, часть проектов была заморожена.
- Нимейер был вынужден уехать
- во Францию.
- Здание Министерства иностранных дел. Лестница. 1960. Бразилиа
- «Те, кто хотел избавиться от меня, сами того не желая, дали уникальный шанс показать Старой Европе легкие формы моей архитектуры» (О. Нимейер).
- Дом культуры «Вулкан»
- 1982. Гавр
- Штаб-квартиры компартии 1966–1971. Париж
- Музей современного искусства. 1996. Нитерой
- Музей Оскара Нимейера. 2002. Куритиба
- Музей современного искусства в виде белоснежной летающей тарелки в Нитерое размещен на отвесной скале над океаном, откуда открывается великолепный вид на бухту.
- Оскар Нимейер получил все мыслимые высшие награды — от Ленинской премии (1963) и золотой медали Американского института архитектуры (1970) до премии Притцкера, аналога Нобелевской премии за достижения в области архитектуры (1988). Он получил Премиум Империале японского императора и премию принца Астурийского. Орденами Почетного легиона и Дружбы народов его удостоили Франция и Россия в 2007 г. по случаю 100-летия.
- Оскар Нимейер в возрасте 97 лет (фото: admagazine.ru)
- Мемориал Латинской Америки. 1989. Бразилиа
- Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу А. Грачевой
- Журнал «Искусство» № 4/2013