Конспект урока "Узорочье теремов" 4 класс

МБОУ «Весьегонская СОШ»
Урок изобразительного искусства
в 4 классе по теме
«Узорочье теремов»
учителя ИЗО
Борботуновой Л.Е.
г. Весьегонск
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и
перенос их в новые условия.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения
царских палат.
Формирование умения изображения фрагмента интерьера дворца.
Выработка предметных компетенций.
Развивающие:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы в парах.
Развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность.
Развитие композиционного мышления.
Развитие умения эстетически оценивать интерьеры.
Воспитательные:
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Формирование эстетических идеалов.
Отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Оборудование и материалы:
Для учителя: презентация «Узорочье теремов», образцы орнаментов.
Для учащихся: бумага; восковые мелки, кисти; акварель, тряпочка.
Музыкальный ряд: музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, Н. Кончаловской
«Наша древняя столица».
Формы и методы: фронтальные и групповые формы обучения; деятельностный метод,
рассказ, беседа, практическая работа.
Ожидаемые результаты:
овладение учащимися основными принципами построения композиции двлрцового
интерьера;
приобретение навыка создания фрагмента интерьера в импровизационной манере;
развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность;
развитие умения грамотного интегрироваться в группу сверстников;
развитие морального сознания.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности (3 минуты)
3. Изложение нового материала (12 минут)
4. Закрепление знаний учащихся (4)
5. Физкультминутка (1минута)
6. Практическая работа (17 минут)
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания (2 минуты)
8. Уборка рабочих мест (2 минуты)
9. Подведение итогов урока (2 минуты)
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку и выявление отсутствующих в классе.
2. Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности.
Слайд 2. Велика земля русская. Много в ней городов славных. И у каждого города
своя судьба. Городские постройки в своем облике запечатлели путь и события жизни
народа.
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Слайды3 8. Кроссворд «Древнерусский город». Разгадав кроссворд, мы не только
вспомним главные части древнерусского города, но и узнаем, о чем пойдет речь
сегодня на уроке.
Назначение города как крепости со временем потеряло актуальность. Знатные и
разбогатевшие горожане стали строить терема и каменные палаты. Во всем окружении
людей усилилось значение украшений.
Слайд 9. Тема урока сегодня «Узорочье теремов».
Слайд 10. Конечно, все вы любите сказки. В русских народных сказках часто
говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Слайд 11. Такой сказочный терем мы видим на иллюстрации В..Васнецова к сказке
«Сивка-Бурка».
Но сегодня я приглашаю вас не в сказочный, а в самый настоящий терем, который по
сей день стоит на земле московской.
3. Изложение нового материала
Слайд 12. Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Он построен в 1635-
1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Т.
Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени,
но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид.
Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не
сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал
восторг всей Москвы.
Слайд 13. При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей,
даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены
расписанной и вызолоченной резьбой. «Зело причудливые палаты», - говорили о
дворце.
Слайд 14. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и
красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром.
Слайды 15 – 18. Сопровождаются чтением стихотворения Н. Кончаловской
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
Слайд 19. Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые,
скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами -
колоннами. Самые большие залы, где устраивались пиры, называли гридницы. В
палатах стояли столы лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портреты
князей, бояр.
Первая комната называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие
сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и
изразцовые печи. С XVII в. она называлась Передней. Здесь утром собирались бояре,
ожидая выхода царя.
Слайды 20 - 21. Роспись потолка и окно с резным подоконником.
Слайд 22. А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми
изразцами, они напоминают книги с картинками. Изразцовые печи составляли
необходимый атрибут покоев в XVII веке. Для их облицовки использовались
многоцветные глазурованные плитки различной формы.
ИЗРАЗЕЦ – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для
облицовки стен и печей в тереме.
Слайд 23. Вторая комната — Гостиная, где царь принимал бояр, и в редких случаях, в
знак особой милости, принимались иностранные послы.
Слайд 24. Третья комната — Престольная, или царский кабинет. В «красном» углу
комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом. В XVII в. это была самая красивая
и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю
бояре входили в неё, чтобы бить челом.
Слайд 25. Изразцовая печь
Слайд 26. Среднее окно комнаты, украшенное снаружи белокаменной ажурной
резьбой называлось Челобитным.
Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю челобитную грамоту. В
простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь,
никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий
ящик».
Слайд 27. Четвертая комната — царская Опочивальня. В ней находится резная
деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII в. Эта комната, как и все
предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и
царевен находились в другом месте и до наших дней не сохранились.
Слайд 28. Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату - Молельню, где
обычно вечером и утром молился царь.
Слайд 29. И на стенах, и на столбах, и на сводчатых потолках мы видим орнамент.
- А что называется орнаментом? (это рисунок, служащий для украшения предметов
быта, архитектурных сооружений и т.п.)
ОРНАМЕНТ - (от латинского «украшение») - узор, построенный на ритмическом
чередовании и сочетании элементов
РИТМ повторение элементов узора через определенное расстояние и в
определенной последовательности.
Слайд 30. Орнамент можно составить из природных форм, а можно из геометрических
фигур.
Слайд 31. Самый простой орнамент, состоящий из кружочков, линий,
прямоугольников и других фигур, называется геометрическим.
Слайд 32. Орнамент из цветов, трав и листьев называется растительным.
Слайд 33. Орнамент, состоящий из стилизованный птиц и зверей называется
зооморфным.
В древней Руси орнаменты имели магический смысл – являлись оберегом, защищали
людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».
С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает
роскошь и богатство.
Слайд 34. В декорирование интерьера палат, какому виду орнамента отдавали
предпочтение русские мастера? (растительному)
- Правильно вы ребята подметили. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов,
цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Но художник не ограничился
только растительным орнаментом. Смотрите, среди этих прекрасных цветов
примостились и сказочные львы, и райские птицы.
Слайд 35. А теперь немножко разомнёмся. Физкультминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Слайд 36. Практическая работа.
Сегодня вы будете изображать интерьер царской палаты.
Задание: изобразить интерьер палаты. Подготовить фон для следующего задания.
Слайды 37 – 53. Последовательность выполнения работы.
1. Нарисовать главную стену палаты.
2. Показать глубину комнаты.
3. Наметить сводчатый потолок.
4. Наметить столбы – колоны, на которых держится свод.
5. Изобразить витые колонны.
6. Наметить окна.
7. Наметить рисунок пола.
8. Украсить интерьер орнаментом.
9. Продумать цветовое решение фона.
Слайд 54. Требования к работе:
1. Горизонтальное положение листа.
2. Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность
рисунка.
3. Общая аккуратность
4. Выразительность работы.
При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность
выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.
Слайд 55. Домашнее задание.
Подобрать иллюстрации к русским сказкам с изображением праздничного пира в
царских палатах.
Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение работ.
Источники информации
Литература:
Л.А.Неменская учебник по Изобразительному искусству «Каждый народ -
художник», Москва, «Просвещение», 2009
Н.В. Лободина. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство, 4 класс», Волгоград, 2006
Ресурсы интернет
http://art.mirtesen.ru/blog/43739089327/Moskovskiy-Kreml.CHast-9.-Bolshoy-
kremlevskiy-dvorets.-Teremnoy-