Рабочая программа ИЗО 5 класс ОВЗ
1
МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района»
Красноярского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мининская средняя общеобразовательная школа
Принято «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы: /Павленко Т.В./
Протокол от « 30 » августа 2017г. № 1 Приказ от « 30 » августа 2017г. № 60
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с нарушениями интеллекта (легкая степень умственной отсталости)
Учебного курса по предмету_ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Класс 5
Количество часов по программе 35
Составитель: Сапыцкая Мария Михайловна
___1___ категория
ШМО учителей словесности
2017-2018 учебный год
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ с ОВЗ
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
УЧЕБНОГО КУРСА
V. КОНТРОЛЬ и ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
VI. МАТЕИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
Рабочая (учебная) программа по изобразительному искусству для обучающихся по
адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушениями интеллекта
(легкая степень умственной отсталости) для 5 класс составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г.№1644 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010гю №
1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования (ФГОС С(П)ОО) от 17 мая 2012, № 413; начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г.
Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования"
5. Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г.
№ 1577;
6. Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря
2012, № 273 – ФЗ;
7. Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от
31.03.14).
8. Приказ от 8 июня 2015 г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального и общего, среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. №253
9. Авторской программы «Изобразительное искусство» под руководством Б. М.
Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М.
Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2016
10. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами»,
11. Письма министерства образования Красноярского края №75-9151 от 04.09.015г «О
формировании учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ по
адаптированным общеобразовательным программам»,
12. Адаптированной основной образовательной программы МБОУ Мининской СОШ
Учебного плана МБОУ «Мининской СОШ для обучающихся по адаптированной
общеобразовательной программе для детей с нарушениями интеллекта (легкая степень
умственной отсталости)
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора
педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с
требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Минобрнауки РФ №
373 от 06.10ю2009г. Рабочая (учебная) программа по изобразительному искусству создана с
учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
4
образовательном стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены все
условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации данной программы используется линия учебников под редакцией под ред. Б.
М. Неменского. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской
Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в
образовательных учреждениях РФ на 2017-2018 гг. и соответствующих требованиям ФГОС.
Класс
Предметная
область
Предмет
Авторы учебника
Издательство
5 класс
Искусство
Изобразительное
искусство
Н.А. Горяева, О.В.
Островская; под редакцией
Б.М. Неменского.
М.,«Просвещение»
Рабочая (учебная) программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ
является приложением к Адаптированной образовательной программе основного общего
образования МБОУ Мининской СОШ п. Минино на 2017/ 2018 -2021/ 2022 годы.
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-
развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение
искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и
пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе
собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской
и зарубежной культуры.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и
воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на
основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала)
ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих
применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как
линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном
отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка;
улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного
материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики
рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 5 классе, состоит в том, чтобы:
5
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения
применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в
будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего
развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-
волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных
возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и
народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве,
последовательности действий) ;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида
имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического
развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера,
при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при
умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения
и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается
концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала
сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению
знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и
отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 35 ч, 1 раз в неделю.
Количество часов регламентировано Письмом министерства образования Красноярского
края №75-9151 от 04.09.015г «О формировании учебных планов для организации
образовательного процесса детей с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам».
РАЗДЕЛ III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из важнейших и актуальных задач обучения по адаптированной
общеобразовательной программе для детей с нарушениями интеллекта (легкая степень
умственной отсталости)является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция
эмоционально-волевой и познавательной сфер, продолжение начального этапа художественно-
эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе
непрерывного образования.
6
Основная задача обучения по адаптированной программе: подготовка к жизни, посильному
участию в труде, большое место в программе отводится привитию учащимся практических
умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа
предусматривает знакомство обучающихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они
приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями
действительности, практических операций с предметными совокупностями.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у
обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих
достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и
предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса являются:
✓ Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности:
✓ Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
✓ Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление
опыта эстетического переживания;
✓ Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
✓ Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
✓ В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции,;
✓ В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим
и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
✓ В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой
сферы, глазомерных навыков.
✓ В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность
научиться:
В познавательной сфере:
✓ - познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
✓ - осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств
выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
✓ -различать изученные виды и жанры искусств;
✓ - приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
✓ - наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного
образа, произведения искусства;
✓ - формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные
мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к
обобщению и конкретизации;
✓ - создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
В ценностно-ориентационной сфере:
✓ - формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
представлять систему общечеловеческих ценностей;
✓ - развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать искусство во всем многообразии их видов и жанров;
✓ - уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал,
накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей, представленных в произведениях искусства.
В коммуникативной сфере:
✓ Формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую
компетентность.
7
✓ Овладевать культурой устной и письменной речи ( школьники учатся комментировать
свою деятельность. Сначала по образцу учителя давать полный словесный отчет о
выполненных действиях.
✓ Формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания
и правильности его выполнения.
В эстетической сфере: -
✓ реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности;
✓ - развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
✓ - воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству,
художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
В трудовой сфере:
✓ - применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности
✓ - овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими
между ними связями, отношениями, зависимостями.
8
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 часов)
Древние корни народного искусства (9 часов).
Тема. Древние образы в народном искусстве (символика)
Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их
условно-символический характер.
Задание: изображение «Чаши-календаря»
Материалы: Гуашь, кисти, бумага
Зрительный ряд: примеры древних символов в надомной резьбе, на прялках, посуде,
вышитых полотенцах.
Тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки,
конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека
о мире, как память народа.
Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи
по дереву
Материалы: Гуашь, кисти, бумага
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых
полотенцах.
Тема. Декор русской избы
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира
в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая
доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими
элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: Гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
.
Тема. Внутренний мир русской избы
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,
пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в
крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение
их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: работа над рисунком «В русской избе» (выбор композиции, выполнение
подмалевка, изображение предметов народного быта и труда, людей в народной праздничной
одежде).
Материалы: Гуашь, кисти, бумага
Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.
Тема. Конструкция и декор предметов народного быта и труда
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда— область конструктивной
фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции
и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление
символического значения декоративных элементов.
Задание: украшение разделочных досок орнаментальной росписью.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды (слайды,
репродукции).
Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и
вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен-
тальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
9
Материалы: бумага, восковые мелки или фломастеры.
Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов
и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).
Тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и
южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного
костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов.
Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе
народной праздничной одежды.
Задание: выполнение эскиза народного праздничного костюма
Материалы: бумага, кисти, гуашь
Тема. Народные праздничные обряды
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение
целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Задание: изображение народного праздничного гуляния
Материалы: бумага, кисти, гуашь
Зрительный ряд: слайды, примеры современного народного искусства.
Тема. Обобщение темы четверти.
Беседа по теме четверти (просмотр слайдов, репродукций). Выступление поисковых групп
по проблемам народного искусства. Игра-лото по теме четверти.
Связь времен в народном искусстве (7 часов).
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и
совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных,
крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных
художественных промыслов и их различиях.
Тема. Древние образы в современных народных игрушках.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их
сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих
различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и
основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм
игрушек.
Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в
традиции одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для
грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Зрительный ряд: слайды «Народные художественные промыслы России», «Дымковская
игрушка»; таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек
разных промыслов.
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием
традиционных для данного промысла приемов письма.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.
Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.
Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений
Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои
городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции.
10
Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность
линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием
образа птицы, коня, растительных элементов.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого
промысла, подлинные образцы Городца.
Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов
построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная
импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные
приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка,
чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких
форм цветов, связанных друг с другом.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и
фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.
Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение
темы)
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в
современном быту и интерьере.
Проведение занимательной викторины.
Декор - человек, общество, время (10 часов).
Тема. Зачем людям украшения
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в
регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих
отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить
роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Задание: зарисовка украшений Древней Греции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых
наиболее ярко раскрывается его социальная роль.
Тема. Древнегреческие вазы.
Искусство чернофигурной росписи и краснофигурной росписи ваз в Древней Греции.
Задание: эскизы формы и декора греческих ваз.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.
Зрительный ряд: примеры греческой керамики.
Тема. Декор и положение человека в обществе
Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества,
знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений
Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие
одежд высших и низших сословий общества.
Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам
декоративного искусства Древнего Египта.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции),
таблицы с изображением древнеегипетской символики.
Литературный ряд: мифы Древнего Египта.
Тема. Символика украшений Древнего Египта.
Задание: продолжение выполнения практической работы по зарисовке предметов ДПИ
Древнего Египта.
11
Тема. Одежда говорит о человеке
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком —
знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Тема раскрывается на
изучении стилей, эпох, одежды разных эпох.
Задание: зарисовка костюма любой эпохи.
Материалы: бумага, гуашь, кисти большие и маленькие.
Зрительный ряд: иллюстрации костюмов разных эпох, видео.
Тема. Декоративное искусство Древнего Китая.
Изучение декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в
одежде людей разных сословий).
Задание: зарисовка элементов китайского костюма.
Материалы: бумага, гуашь, кисти большие и маленькие.
Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий,
предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.
Тема. Декоративное искусство Западной Европы.
Важно обратить внимание обучающихся на то, что декоративно-прикладное искусство
Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское
своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же —
выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные
общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Задание: создание декоративного панно на тему «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш.
Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов
интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: бумага, гуашь, кисти большие и маленькие.
Зрительный ряд: слайды, иллюстрации из сказок Ш.Перро.
Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб
возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак
любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы,
символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Основные части классического герба, изобразительные формы, взятые из жизни и
мифологии, их символическое значение, символику цвета в классической геральдике. Символы и
эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы
русских городов».
Тема. Символы и эмблемы в современном обществе.
Символический характер декоративного искусства на примере эмблем. Символы и эмблемы,
используемые в обществе, сферы их применения, значение их элементов.
Задание: создание проекта эмблемы школьного кабинета или школы.
Материалы: бумага, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.
Зрительный ряд: схемы-таблицы с изображением знаков-символов, плакаты по охране труда,
содержащие символы, этикетки.
Тема. Роль декоративного искусства в жизни.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов).
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т.
д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства.
Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных
средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном
материале.
12
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных
художников.
Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера
школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов
народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни,
коня, птицы, матери-земли.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.
Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в
разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам
народного искусства.
Ты сам - мастер.
Создание декоративной работы в материале. коллективной реализации в конкретном
материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом
(плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует
постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом
выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция
делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более
крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися
решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные
работы.
Задание: коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы (ч)
Классы (ч)
5
1
Древние корни народного искусства (9 часов).
9
2
Связь времен в народном искусстве (7 часов).
7
3
Декор - человек, общество, время (10 часов).
10
4
Декоративное искусство в современном мире (7 часов).
9
Итого
35 часов
РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬ и ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучающимся с нарушениями в развитии сложно оценить свою выполненную работу, т.к. у
них низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и задержкой процессов мышления,
связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления
и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои
действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме
предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется
развернутость всех этапов формирования умственных действий.
13
Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов и
выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность.
Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально
организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и
самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по
заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный
результат.
К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение
длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую)
линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге,
применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их
положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за
контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова,
обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений
изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине
лиц.
Контроль за усвоением знаний
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая
работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно
диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов
обучения на отдельных его этапах.
Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем
четвертей в форме выставки или теста.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в 5 классе засчитывается на основании текущего контроля
успеваемости как среднеарифметическое четвертных отметок
Нормы и критерии оценок
Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
14
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
- Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- Обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- Не справляется с поставленной целью урока.
15
VII. МАТЕИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Компьютер
2. Мультумедиапроектор
3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная
почта)
4. Принтер лазерный
5. Экран.
6. CD/DVD-проигрыватель
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОСОБИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под
редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017
• Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В.
Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016
• Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб-
ник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. –
М.: Просвещение, 2015
• А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8
классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под
ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
• Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство.
Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
• О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. - М.: ВАКО,
2015
• О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6 класс. - М.: ВАКО,
2016
• О.М. Гусева. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. - М.: ВАКО,
2016
• Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: методи-
ческое пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского.
• «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс»
под редакцией Б. М. Неменского;
• Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека. Методическое пособие. 7-8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
• Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В.
Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2016.
• Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды,
филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2014.
• Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы
: методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.
• Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2017.
• Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2015.
• Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д.
Синюков. – М.: Педагогика, 2013.
16
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.tretyakov.ru/
http://www.museum.ru/gmii/
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.louvre.fr/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.artrussia.ru/
http://worldleonard.h1.ru/
http://www.icon-art.narod.ru/
http://artclassic.edu.ru/
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.artlib.ru/
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
www.mmsi.ru
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://renesans.narod.ru/
http://impressionnisme.narod.ru
http://www.drawtraining.ru/
http://www.newart.ru/
http://www.znv.ru/
http://www.rndavia.ru/gallery/