Презентация "Детские образы в изобразительном искусстве"
Подписи к слайдам:
http://www.ynpress.ru/child-art/img/001.jpg
Искусство отражает повседневность.
Посмотрим, как живописцы прошлого видели ребенка,
как они рассматривали детство...
Средневековое искусство было по преимуществу религиозным. Рассмотрим иконы с изображениями младенцев, наиболее известные на Руси: это Владимирская Богоматерь
Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом, где Иисус ― не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый- Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом, где Иисус ― не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый
Тихвинская Божья Матерь
Иконописец не ставил задачи показать детство как таковое, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости- Иконописец не ставил задачи показать детство как таковое, ему не было это интересно. Главное для него было создать образ, созвучный христианскому пониманию. Оттого у персонажей иконы как будто бы нет возраста, дети условны, они не обладают чертами детскости
Икона Смоленской Божьей Матери
Портрет Нарышкиной с детьми неизвестного художника(18 в. ?) Портрет Нарышкиной с детьми неизвестного художника(18 в. ?)- Жизнь средневековой Руси была общественной, в которой не находилось места индивидуальности. А где нет осознания себя как человеческой личности, нет понимания себя как взрослого, не будет и адекватного отношения к детству
- Дети в те времена в точности воспроизводили путь своих родителей: они наследовали их социальный статус, уровень достатка и образованности.
- И все же в живописи появляются новые черты: художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные “персоны”. Именно от этого слова ведет происхождение “парсуна” ― портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного.
- Фрагменты картины
- Наступает время новой светской культуры. Русский художник выступает как ученик иностранного мастера.
- Портрет этой эпохи отчасти еще сохраняет статичность парсуны. Краски тоже отсылают к прошлому: цвета локальные, открытые, нет их градации
- Тщательно выписанные детали лица: глаза, ресницы, ручки и ножки ― принадлежат ребенку, а не тому маленькому взрослому, карлику, каким представал ребенок раньше
http://www.ynpress.ru/child-art/
Вишняков Портрет Сары Фермор- Художник пытается показать ребенка таким, как он есть. Пропорции тела, выражение лица на портрете этого времени принадлежат ребенку
- Портрет, как правило, парадный ― но это детский портрет
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17541&rt=&print=1
Этот одетый
по-взрослому ребенок пытается играть роль взрослого, торопится повзрослеть
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17546&rt=&print=1
Вишняков. Галицын
Нестеров П.Н., Анна Петровна в Детстве Вторая половина XVIII века. Происходит открытие детства, детского тела, манер, речи ― в жизни, в литературе, в искусстве Левицкий, Смолянки- В эту эпоху особую роль в усложнявшейся культуре играл театр. Это был способ привыкнуть к новым ролям, отточить манеры, речь.
- Спектакли ставили везде ― от императорского дворца до небогатого помещичьего дома.
- Учебные заведения непременно имели свои театры ― от Сухопутного Шляхетного корпуса до Московского университета
http://www.fotocollag.ru/img/pict/other/anth0081.jpg
Фирсов «Юный художникhttp://www.ynpress.ru/child-art/img/013.jpg
Наравне с этим появляется и бытовой жанр
В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек новой культуры открывает для себя мир чувств, некогда для него весьма смутных. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы.- В конце века наступает эпоха сентиментализма, когда человек новой культуры открывает для себя мир чувств, некогда для него весьма смутных. Возникает культ семьи, дружбы, романтической любви, природы.
- Художника привлекает камерная жизнь, слитая с природой. Ребенок этой эпохи одет в соответствии со своим возрастом
. Квадаль. Юный художник
Первая половина XIX века
Наступает “золотой век” русской культуры, период романтизма. Пространство жизни человека александровской эпохи становится более сложным, многообразным. Художник этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии
Идеальные образы создает Брюллов, его меньше всего интересует конкретный человек- Идеальные образы создает Брюллов, его меньше всего интересует конкретный человек
http://www.ynpress.ru/child-art/img/017.jpg
БРЮЛЛОВ. САМОЙЛОВА
http://www.ynpress.ru/child-art/img/015.jpg
Брюллов. ВСАДНИЦА
Не случайно Брюллов так любил изображать мать с ребенком ― самый возвышенный образ, известный художникам всех времен и народов
Как чудо воспринимает ребенка В. Тропинин, он любуется его милым обликом, детской непосредственностью, ангелообразностью
- Как чудо воспринимает ребенка В. Тропинин, он любуется его милым обликом, детской непосредственностью, ангелообразностью
http://www.ynpress.ru/child-art/img/018.jpg
Тропинин
Впервые появляются на полотнах Венецианова простые люди: крестьянка с ребенком, пастушок… Но мы видим, насколько идеальны эти образы: чистенькие, благовоспитанные, безмятежные
Венецианов, Пастушок
http://www.ynpress.ru/child-art/img/019.jpg
http://www.ynpress.ru/child-art/img/020.jpg
Венецианов. Сенокос
Середина ― вторая половина XIX векаНаступает эпоха критического реализма, когда значение социального слагаемого в парадигме эпохи резко возрастает.
Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире. Невыносимые тяготы, тяжелые судьбы, беспросветные страдания Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Зритель видит: выхода нет. Ощущение трагедии на полотне удесятеряется, когда роль главного героя художник заставляет играть ребенка.
ПЕРОВ, ТРОЙКА
http://www.ynpress.ru/child-art/img/021.jpg Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Зритель видит: выхода нет- Здесь царят глухие краски, тяжелый колорит. Зритель видит: выхода нет
- Ощущение трагедии на полотне удесятеряется, когда роль главного героя художник заставляет играть ребенка
http://www.ynpress.ru/child-art/img/022.jpg
Перов. Проводы покойника
Полярно противоположным выглядит взгляд художника на ребенка, как на прелестную безделушку, на очаровательную игрушку, помещенную среди других предметов, ласкающих глаз- Полярно противоположным выглядит взгляд художника на ребенка, как на прелестную безделушку, на очаровательную игрушку, помещенную среди других предметов, ласкающих глаз
- Эпоха, когда художники создают на своих полотнах особый мир детства, который осознается как подлинный золотой век
- Лейтмотивом может служить кружок, собиравшийся в Абрамцеве, где и взрослые, и дети участвовали в едином спектакле. Дети оставались детьми, взрослые вели себя как дети.
- Игровое начало доминирует в полотнах Васнецова. Художник превращал реальных детей в сказочных героев: то обряжал в костюм скомороха, то обращал сына Мамонтова в Алешу Поповича;
- Художник той эпохи смело выплескивал на холст все богатство окружающего мира, совмещал жанры: здесь портрет и пейзаж, интерьер и натюрморт… И в центре ― юное существо, воплощенное цветение весны. СЕРОВ, девочка с персиками
- Казалось бы, счастливая картина устойчивого быта. Но здесь живет предчувствие неизбежности конца уютного, устроенного, родного мира.
- Художник старается схватить, удержать хотя бы на холсте утекающую, словно песок между пальцами, сегодняюшную счастливую минуту