Презентация "Золотые россыпи Руси - русская изба" 6 класс
Подписи к слайдам:
- Работа ученика 6 класса
- Климова Дмитрия
- Руководитель: Чернозубкина А.К.
- Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
- «Работа хвалит мастера»
- «Семь раз отмерь,
- один раз отрежь»
- В мире человека Древней Руси все живет: реки текут, ветры дуют, солнце всходит и заходит, холмы вздымаются, дороги вьются и ведут, валы и стены защищают, ворота и двери пропускают. Весь мир действует. Да и сам дом живой: стоит сруб на пнях — лапах, дверь — пасть его, а окна — глаза. И как у всякого живого есть у дома “перед” и “зад”. Недаром ведь, фронтон дома — чело, а украшения на лицевой части дома — наличники. И “перед” лучше “зада”. Благой путь лежит через ворота, к которым дом обращен передом. А неправый путь, путь лихих людей — путь “задами”.
- Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до 17-18 веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.
- Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.
- Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники. Горница, как видно из названия, было строение "горнее", т.е. верхнее, надстроенное над нижним, чистое и светлое, служившее для приема гостей. (В некоторых районах так называлась чистая половина избы, летняя часть жилища). Повалуша - башнеобразный, большой (обычно на подклете) сруб под отдельной крышей в хоромах и больших жилых деревянных домах Древней Руси. Служила приемным помещением. В восточных областях означала холодную кладовую. Сенник - холодная комната, часто надстроенная над конюшнями и амбарами, служившая летним покоем и необходимая во время свадебных обрядов.
- Дома на Руси стояли в больших дворах, которые старались располагать на возвышенных местах для безопасности от полой воды и зимних сугробов. Дворы окружались забором или острым тыном или иногда заметом (дощатым забором с закладкой из досок в пазы столбов).
- Кроме того, выделялись: - дворище (дворовище) - место, где находились двор или крупное здание; - пристройка к дому; задворная изба - небольшая изба в задней части крестьянского двора, предназначенная для содержания молодого скота либо стирки, посиделок и т.д.; - задворок - задний двор крестьянской усадьбы, объединяющий хлев и закут; - двор крестьянской усадьбы, отделенный от избы деревенской улицей; - задворье - навес для скота в задней части крестьянского двора; - ухожи - угодья и хозяйственные постройки в древнерусской усадьбе
- По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".
- Изба черная (курная, рудная - от "рудный": замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся "по-черному", т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле. Изба белая или белокурная изба, топящаяся "по-белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.
- С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати (нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы или настил для хранения вещей, устроенный под потолком). Другой задний угол назывался куть (или кут) и служил местом для сна, здесь стояла лавка - коник (короткая широкая скамья в виде длинного ящика с крышкой, иногда украшенная резным изображением конской головы) или оконник. Передний или "красный" угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи. Лаз в подпол закрывался западней. Спуск в подполье из-под гольца назывался лазня.
- Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.
- Зато печной угол — царство женщины. Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка — своеобразный кухонный стол. На стене висели наблюдники — полки для посуды.
- Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку, врубленную вдоль задней стены. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т.д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Представление о конике как чисто мужском месте избы сохранялось вплоть до 30-х годов XX века. Женщине на коник садиться было неприлично.
- Парадной частью избы был красный угол. Как бы не располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Непременно лежало перышко для обметания икон.
- Лавка в крестьянском доме — это особое место, на которое позволено сесть не каждому. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть. При переходе девочки в разряд девушки-невесты, она должна была преодолеть “полавочный путь” (несколько раз пройти по лавке взад и вперед), и только потом впрыгнуть в сарафан или поневу.
- Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Если вдруг стол начинал шататься, то, считалось, должен умереть хозяин дома. Таким образом, стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как “свой”.
- Нижней границей жилого пространства избы был пол. На юге и западе Руси полы чаще устраивали земляные. Такой пол приподнимали на 20-30 см над уровнем земли, тщательно утрамбовывали и покрывали толстым слоем глины, перемешанной с мелко нарезанной соломой. Такие полы известны уже с IX века. Деревянные полы также древни, но встречаются на севере и востоке Руси, где климат суровее и почва более влажная.
- Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба — переводины. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним “чистым” полом находился нижний — “черный”. Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.
- Пол — это граница, отделяющая людей от “нелюдей”: домовых, нечистой силы, умерших. Сами половицы связывались с идеей пути. Так мыть во сне полы — к перемене жилья, ходить во сне по половице — к свадьбе. Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперек половиц, иначе человек умрет или уйдет из дому. Зато покойника укладывали вдоль половиц, ногами к выходу — ему в путь отправляться. И сваты при сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, — тогда сговорятся и уведут невесту из дома.
- Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за
- матицу.
- Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна вырубались плотниками уже в поставленном срубе. В проем вставлялась деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница.
- Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно — к покойнику, ночной стук в окно — возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых.
- Выход: 1. сухой погреб перед домом - небольшой сруб, на треть или половину углубленный в грунт, покрытый на два ската и утепленный снаружи землей; 2. балкон или галерея, связанные с чердачным помещением избы или хором. Глухой подклет - полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая. Белая казна - хранилище белья в богатом древнерусском доме. Закут - чулан, отгороженная кладовая. Чулан - небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. Задняя изба - задние помещения в крестьянской избе, предназначенные под жилье батраков и хранилище домашней утвари.
- Голубица - подполье крестьянской избы, ход в него. Горенка - помещение чердака или светелки, возвышающейся над хоромами или богатым крестьянским домом или отдельный сруб с окном над воротами в нижний ярус крестьянского двора. Гульбица - подклет, подызбица. Чертог - в древнерусском языке - палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня. Гридница, гриня, грыдня - обширный зал в княжеских хоромах, служивший помещением для гридей (княжеской дружины) и пиров с дружиной. Потолок поддерживался столбами или колоннами. Иногда в ней помещался и княжеский трон. Вышка - летнее жилое помещение на чердаке
- Одрина - спальня в древнерусском доме.
- Задец - небольшой прируб к сеням, имеющий подсобно-хозяйственное значение. Заклеть - задний отсек разделенной надвое клети, либо вторая клеть позади первой. Зазадорога (ударение на втором "а") - узкое пространство между печью и стеной. Изобка: 1. небольшая изба; 2. светёлка, горенка над основным объемом деревянного дома. Исподние сени (подсение) - ярус в основании деревянных сеней. Исподница - подызбица, нижний ярус клети. Истебка - подклет, подызбица. Истобка - изба (помещение в доме). Истопка: 1. истобка; 2. чердак; З. постройка для мытья, баня, лазня.
- Голбец (ударение на "о"): 1. в деревянных избах деревянная пристройка к печи с дверкой над лестницей - спуском в подвал или в подклет. Представлял собой нечто вроде шкафа с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница; 2. загородка или чулан между печью и полатями; 3. припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати. В избе отделялся стенкой, не доходящей до потолка и укрепленной на брусе, идущем от печи до стены. Если он был расположен перед печью, то использовался как кухня, а если позади - для спанья. Подвал - помещение под летней избой, имел обычно вход через голбец, использовался как хозяйственная кладовая. Подполье - подсобное помещение под зимней избой с входом только через голбец, использовался для хранения продуктов.
- Прируб - небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания. Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, стоящей на подклете. Она служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью. Горище - верхняя часть хором или крестьянского дома. Верхница - надстроенные над основным объемом деревянного дома теремок, горница или чердачок. Взрубок - надстройка над избой или хоромами: вышка, светелка, горенка. Светлица, светёлка - светлое просторное помещение хором, предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части.
- Людская - помещение для прислуги в помещичьем доме. Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье из-под голбца. Бабий кут - угол, где хозяйка дома занимается своими делами, находится у печи. Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) - парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи. Стряпной кут (бабий кут, заполье) - отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи. Стряпущая изба - поварня, кухня в крестьянской усадьбе. Белая половина - чистая половина избы, горница. Приспешня - перегородка в избе, примыкающая к печи и отделяющая пространство для стряпни. Подбор - стенка из вертикальных обрубков бревен, ограждающая подполье под срубом.
- Погребица - надстройка над погребом. Напогребница - хозяйственное помещение над погребом, ледником. Полица - широкая полка для вещей, примыкающая ребром к стене. Полати: 1. нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком. Западня - подъемная крышка над лазом в подпол. Гульбище - открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома, на уровне перекрытий подклета. Гульбище - типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой - чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом - от света белых ночей).
- Рундук - ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья. Наряд - матерчатые элементы для праздничного убранства древнерусского интерьера: занавеси, полавочники, наокошечники, ковры, покровы, наволоки, одеяла, пологи, скатерти.
- Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005
- Иван Забелин. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.
- Д. А. Баранов, И. И. Шангина «Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ, 1999
- http://images.yandex.ru/
- www.fondcultura.ru/htmls/method/
- izba.dopinfo.com
- ru.wikipedia.org/wiki/Изба
- rus-izba.narod.ru/vvedenie.htm